Методологические основы профильного обучения
Нормативно-правовое регулирование по организации профильного обучения
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <... > отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования"[1].
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуапизации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Принципы профильного обучения и проблемы их реализации
1) Существенное уменьшение объема минимума содержания образования, что
позволяет уменьшить время на его изучение и увеличить время на
образовательный процесс по профилю.
2) учитель сообщает минимум научной информации по теме (модулю), ученик большей частью самостоятельно получает ту научно-практическую информацию, которая определена учителем. б соответствии со стандартами и требованиями ПГЭ.
3) организация диалоговой системы образования, в которой учителю отводится роль режиссера, а ученику - роль соучастника его же образования.
4) преобладание творческой деятельности ученика. Этот принцип состоит из нескольких этапов.
Проблема первая - быстрая изменчивость нормативно-правовой базы и слишком общий характер и разночтение рекомендательной документации. Это порождает нежелание работников образования изучать опыт внедрения профильного обучения. Учителя аргументируют это занятостью, отсутствием времени и оплаты на разработку программ и т.д. У работников администрации нередко проявляется стереотип всезнания, предъявляется примитивный опыт, который выдается за образцы предпрофильной подготовки и профильного обучения
Проблема вторая - программно-методическое обеспечение. Если с программами и учебниками по предметам, которые планируются быть профильными, проблема как-то решается на государственном уровне (по всем предметам есть учебники и программы повыше иного уровня), то с элективными курсами дело обстоит плохо.
Проблема третья, подготовка учителей к профильному обучению. Современная профильная школа может состояться только при условии наличия необходимых кадров, способных реализовать программу изучения профилирующих дисциплин и не перегружать обучение излишне детализированными материалами, а также избыточными требованиями к изучению непрофилирующих кзфсов.
Решение проблемы повышения эффективности методического обеспечения профильного обучения возможно при учете двух аспектов:
1) организационного - организация учебного процесса в рамках модели;
2) личностного - взаимодействие субъектов учебного процесса в ходе обеспечения.