Рабочая программа учебной дисциплины

«0301 Психологическая помощь группам риска»

направление подготовки «специалист» - 0301 социально-политические науки

специальность 7.03010301 «Практическая психология»

специализация «Практическая психология»

факультет психолого-педагогический

Симферополь, 2012

Рабочая программа дисциплины «Психологическая помощь группам риска» для «специалист» направления 0301 социально-политические науки

специальности 7.03010301 «Практическая психология»

Рабочая программа разработана Литвиновым Г.А.

Доктором мед.наук, профессором кафедры психологии КИПУ (подпись)

Рабочая программа утверждена на кафедре психологии

Протокол №____ от «___»__________2012 г.

Заведующий кафедрой ___________________ профессор Яценко Т.С.

(подпись)

Согласована учебно-методической комиссией психолого-педагогического факультета Протокол №___ от «___» _______ 2012 г.

Председатель УМК факультета ____________________________ (Ф.И.О.)

(подпись)

1. Описание учебной дисциплины

Наименование показателей Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалифицированный уровень Характеристика учебной дисциплины
Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Количество кредитов 4 0301 Социально-политические науки Психологическая помощь группам риска
7.03010301 Практическая психология
Модулей – 2 Специальность (профессиональное направление) 7.03010301 «Практическая психология» Год подготовки
5-й ---------
Содержательных модулей – 2 Семестр
9-й 10-й ------
Индивидуальное научно-исследовательское задание: Наркотизация. Социальные и психологические причины. Лекции
12 ч. 28 ч. ------
Практические занятия
12ч. 24 ч. ------
Общее количество часов: 164 часов. Самостоятельная работа
24 ч. 60ч. --------
Индивидуальные занятия
2 ч. 2 ч. --------
Недельных часов для дневной формы обучения в 9-м семестре: Аудиторных-4 часа Самостоятельной работы студента-2 часа В 10-м семестре аудиторных-4 часа Самостоятельной работы студента – 4часа Образовательно - квалифицированный уровень: специалист Вид контроля: Устный контроль (индивидуальные и фронтальные опросы, устные зачеты, программированные опросы); Письменный контроль (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированные письменные работы)
                     

Соотношение количество часов аудиторных занятий к самостоятельной и индивидуальной работе составляет: для дневной формы обучения – 80/84 час.

2. Цель и задачи учебной дисциплины

Цель изучения учебной дисциплины «Психологическая помощь группам риска» заключается в ознакомлении студентов с психическими особенностями детей и подростков «группы риска», в формировании необходимых теоритических и практических навыков в оказании психологической помощи детям «группы риска».

Задачи:

-ознакомление студентов с различными подходами к определению детей и подростков «группы риска»;

-овладение основными методиками и процедурой диагностики развития детей и подростков «группы риска»;

-овладение методикой составления психокоррекционных программ для работы с детьми и подростками «группы риска»;

-формирование умения использовать психотерапевтические приемы в работе с детьми и подростками «группы риска»;

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

-основные факторы социального и психологического риска;

-психологические особенности детей и подростков, относящихся к категории «группы риска»;

-основные принципы и особенности диагностики детей и подростков «группы риска»;

-существующие направления профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками «группы риска»;

уметь:

-осуществлять диагностику психического развития детей и подростков «группы риска»;

-применять психотерапевтические приемы и методы в рамках оказания помощи детям и подросткам «группы риска»;

-обосновывать выбор того или иного психотерапевтического метода для конкретного ребенка;

-составлять психокоррекционные программы для работы с детьми и подростками «группы риска»;

3. Программа учебной дисциплины

Содержательный модуль 1. Психологические особенности детей и подростков «группы риска».

Тема 1. Понятие и сущность процесса социализации и социально-психологической адаптации.

Цели и задачи дисциплины. Понятие социализации и социально-психологической адаптации. Институты социализации. Факторы социально-психологической адаптации детей и подростков.

Нарушение процесса социализации и социальной адаптации, факторы риска.

Тема 2. Дети и подростки «группы риска».

Понятие «группы риска». Факторы психологического и социального риска. Состав семьи ребенка, школьная неуспеваемость, здоровье ребенка, санитарно-жилищные условия жизни семьи, доход семьи, педагогический стиль семь, поведение ребенка в школе. Категории детей и подростков, относящихся к «группы риска».

Тема 3. Особенности детей из социально-неблагополучных семей.

Семья как важнейший институт социализации детей и подростков. Характеристика и классификация неблагополучных семей. Особенности внутрисемейных отношений в социально-неблагополучных семьях. Личностные особенности детей, формирующиеся в социально-неблагополучных семьях. Факторы семейного воспитания, негативно влияющие на поведение несовершеннолетних. Воспитание детей в условиях неполной семьи.

Содержательный модуль 2.

Тема 4. Характеристика учащихся «группы риска» дошкольного возраста.

Характеристика основных трудностей развития ребенка в дошкольном возрасте. Нарушения поведения. Агрессивность. Вспыльчивость. Пассивность. Гиперактивность. Отставание в психическом развитии. Педагогическая запущенность. Задержка психического развития. Причины отставания в умственном развитии и способы коррекции.

Тема 5. Характеристика учащихся «группы риска» младшего школьного возраста.

Неуспеваемость в начальных классах. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). Медлительные дети. Демонстративные дети. Тревожные дети. Леворукий ребенок в школе. Причины эмоциональных нарушений у детей.

Тема 6. Характеристика учащихся «группы риска» подросткового возраста.

Проблема «группы риска» среди подростков. Психические заболевания у подростков. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями. Невротическое развитие личности у подростков. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков. Подростки с церебрастеническими явлениями. Суицидальное поведение подростков.

Тема 7. Особенности диагностики детей и подростков «группы риска».

Принципы диагностики детей и подростков «группы риска». Методы диагностики когнитивной сферы детей и подростков. Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности и их проявление. Особенности аффективно-личностной сферы детей и подростков «группы риска». Методы диагностики для выявления особенностей общения детей и подростков «группы риска».

Тема 8. Направления профилактической и коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста «группы риска».

Особенности проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста «группы риска». Коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы. Коррекция межличностных отношений.

Тема 9. Направления профилактической и коррекционной работы с учащимися подросткового возраста «группы риска».

Особенности проведения коррекционно-развивающей работы с подростками «группы риска». Основные формы и методы работы. Коррекция познавательной сферы. Коррекция эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений.

4. Структура учебной дисциплины

Наименование содержательных модулей и тем Количество часов
Дневная форма Заочная форма
всего в том числе всего в том числе
Л П С Лаб ИЗ СР Л П С Лаб ИЗ СР
                             
Модуль 1
Содержательный модуль 1. Психологические особенности детей и подростков «группы риска»
Тема 1. Понятие и сущность процесса социализации и социально-психологической адаптации. 20 4 4       12              
Тема 2. Дети и подростки «группы риска» 10 4 4       2              
Тема 3. Особенности детей из социально-неблагополучных семей. 18 4 4       10              
Итого по содержательному модулю 1 48 12 12       24              
Модуль 2.
Содержательный модуль 2. Направления работы с детьми и подростками «группы риска»
Тема 1. Характеристика учащихся «группы риска» дошкольного возраста 12 4 4       4              
Тема 2. Характеристика учащихся младшего школьного возраста 18 4 4       10              
Тема 3. Характеристика учащихся «группы риска» подросткового возраста. 32 6 4       22              
Тема 4. Особенности диагностики детей и подростков «группы риска». 18 6 4       8              
Тема 5. Направления профилактической и коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста «группы риска». 16 4 4       8              
Тема 6. Направления профилактической и коррекционной работы с учащимися подросткового возраста «группы риска». 16 4 4       8              
Итого по содержательному модулю 2. 112 28 24       60              
Всего часов 160 40 36       84              
Индивидуальные задания 4         4                
Всего часов 164 40 36     4 84              

4.1. Тематический план лекций

№ лекции Тема занятия и вопросы лекции Количество часов
ДФО ЗФО
  Тема.Понятие и сущность процесса социализации и социально-психологической адаптации. Основные вопросы: 1. Цели и задачи курса. 2. Понятие социализации и социальной адаптации. 3. Факторы социальной адаптации детей и подростков.    
  Тема.Дети и подростки «группы риска». Вопросы: 1. Понятие «группы риска». 2. Факторы психологического и социального риска. 3. Категории детей и подростков, относящихся к «группы риска».    
  Тема.Особенности детей из социально-неблагополучных семей. Вопросы:
  1. Семья как важнейший институт социализации детей и подростков.
  2. Характеристика и классификация неблагополучных семей.
  3. Особенности внутрисемейных отношений в социально-неблагополучных семьях.
  4. Личностные особенности детей, формирующиеся в социально-неблагополучных семьях.
   
  Тема.Характеристика учащихся «группы риска» дошкольного возраста. Вопросы:
  1. Характеристика основных трудностей развития ребенка.
  2. Нарушения поведения.
  3. Отставание в психическом развитии.
   
  Тема.Характеристика учащихся «группы риска» младшего школьного возраста. Вопросы:
  1. Неуспеваемость в начальных классах.
  2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные).
  3. Медлительные дети.
  4. Демонстративные дети.
  5. Тревожные дети.
   
  Тема.Характеристика учащихся «группы риска» подросткового возраста. Вопросы:
  1. Проблема «группы риска» среди подростков.
  2. Психические заболевания у подростков.
  3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями.
  4. Невротическое развитие личности у подростков.
  5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков.
  6. Подростки с церебрастеническими явлениями.
  7. Суицидальное поведение подростков.
  8. Подростки из дисфункциональных семей.
  9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием.
   
№ лекции Тема занятия и вопросы лекции Количество часов
  Тема.Особенности диагностики детей и подростков «группы риска». Вопросы:
  1. Принципы диагностики детей и подростков «группы риска».
  2. Методы диагностики когнитивной сферы детей и подростков. Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности и их проявление.
  3. Особенности аффективно-личностной сферы детей и подростков «группы риска». Методики диагностики для выявления особенностей общения, эмоциональной сферы, поведенческой направленности, личностных черт у детей и подростков «группы риска».
  4. Методы диагностики для выявления особенностей агрессивности, фрустрационных реакций, акцентуаций характера у детей и подростков «группы риска».
   
  Тема.Направления профилактической и коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста «группы риска». Вопросы: 1. Особенности проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста «группы риска». Основные формы и методы работы. 2. Коррекция познавательной сферы. 3. Коррекция эмоционально-волевой сферы. 4.Коррекция межличностных отношений.    
  Тема.Направления профилактической и коррекционной работы с учащимися подросткового возраста «группы риска».
  1. Вопросы: Особенности проведения коррекционно-развивающей работы с подростками «группы риска». Основные формы и методы работы.
  2. Коррекция познавательной сферы.
  3. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
  4. Коррекция межличностных отношений.
   
  Итого:    

5.Темы практических занятий

№ занятия Тема занятия Количество часов
ДФО ЗФО
  Социально-психологические характеристики детей и подростков «группы риска»    
  Особенности семейного взаимодействия как фактор отклоняющегося поведения детей и подростков    
  Характеристика учащихся «группы риска» дошкольного возраста    
  Младшие школьники «группы риска»    
  Формы девиантного поведения подростков    
  Психодиагностика детей и подростков «группы риска»    
  Коррекция эмоционально-волевой сферы детей и подростков «группы риска»    
  Коррекция межличностных отношений детей и подростков «группы риска»    
  Итого:    

6.Самостоятельная работа студентов по дисциплине

Наименование модулей и тем. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу Количество часов
ДФО ЗФО
  Понятие и факторы социальной дезадаптации детей и подростков    
  Понятие «группы риска». Факторы психологического и социального риска    
  Категории детей и подростков, относящихся к «группе риска»    
  Характеристика и классификация неблагополучных семей. Особенности межличностных отношений в этих семьях    
  Особенности детей из неблагополучных семей    
  Характеристика детей «группы риска» дошкольного возраста. Нарушение поведения. Отставание в психическом развитии.    
  Дети «группы риска» младшего школьного возраста. Неуспеваемость в учёбе    
  Синдром дефицита внимания (гиперактивность)    
  Детская тревожность    
  Особенности детей подросткового возраста    
  Акцентуации характера и психопатии у подростков    
  Наркотизация – важная социальная проблема. Социальные и психологические причины наркотизации    
  Суицидальное поведение подростков    
  Проблемы сексуального развития подростков    
  Основные типы интеллектуальных нарушений у детей и подростков    
  Особенности эмоциональной сферы поведения детей и подростков «группы риска». Агрессивность    
  Основные формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска»    
  Коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы    
Наименование модулей и тем. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу Количество часов
  Особенности коррекционно-развивающей работы с подростками «группы риска»    
  Коррекция эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений    
  Итого:    

7.Индивидуальные задания студентов по дисциплине.

7.1. Темы для самостоятельной реферативной работы:

1. Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».

2. Социальная дезадаптация детей и подростков.

7.2.Перечень творческих (научно-исследовательских) заданий:

1. Наркотизация. Социальные и психологические причины.

2. Психологические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска».

8. Методы обучения

При преподавании дисциплины использованы следующие методы:

1. Методы стимулирования и мотивации учения:

а) методы формирования интереса к учению (учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);

б) методы формирования долга и ответственности в учении (методы учебного поощрения, порицания, предъявление учебных требований).

2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

а) перцептивные методы (передачи и восприятия информации посредством чувств):

- словесные методы (лекция, рассказ, беседа);

- наглядные методы (метод иллюстраций, демонстраций);

- аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов);

-практические методы;

б) логические методы: индуктивный, дедуктивный методы, метод аналогий;

в) гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций): проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод), репродуктивный метод (объяснение, иллюстрирование);

г) методы самоуправления учебными действиями: самостоятельная работа с книгой, компьютером.

3. Методы контроля и самоконтроля: методы устного и письменного контроля.

9. Методы контроля

Методы контроля и самоконтроля по эффективности учебно-познавательной деятельности:

а) устный контроль и самоконтроль: индивидуальные и фронтальные опросы, устные зачеты и экзамены, программированные опросы;

б) письменный контроль и самоконтроль: контрольные письменные работы, письменные зачеты и экзамены, программированные письменные работы.

9.1. Содержание текущего и модульного контроля

Текущий контроль включает в себя проверку усвоения студентом теоретических знаний и практических умений в ходе изучения учебного материала модуля (устный и письменный опрос, контрольные письменные работы, тесты). Модульный контроль - это контроль уровня усвоения студентов всего материала модуля; он осуществляется в форме письменной контрольной работы, тестов, коллоквиума (устного собеседования).

9.1.1. Вопросы к модульному контролю №1

1. Понятие социализации и социальной адаптации.

2. Факторы социальной дезадаптации детей и подростков.

3. Понятие «группы риска».

4. Факторы психологического и социального риска.

5. Категории детей и подростков, относящихся к «группе риска».

6. Семья как важный институт социализации детей и подростков.

7. Характеристика и классификация неблагополучных семей.

8. Особенности внутрисемейных отношений в социально-неблагополучных семьях.

9. Личностные особенности детей, формирующиеся в социально-неблагополучных семьях.

9.1.2. Вопросы к модульному контролю №2.

10. Характеристика основных трудностей развития ребенка в дошкольном возрасте.

11. Нарушение поведения в дошкольном возрасте.

12. Задержка психического развития.

13. Неуспеваемость в начальных классах.

14. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные).

15. Медлительные дети.

16. Демонстративные дети.

17. Тревожные дети.

18. Школьная дезадаптация учащихся младших классов: причины, пути преодоления, профилактика.

19. Психологические проблемы неуспеваемости младших школьников.

20. Типы семейного воспитания, ведущие к эмоциональным нарушениям в младшем школьном возрасте.

21. Проблема «группы риска» среди подростков.

22. Психические заболевания у подростков.

23. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями.

24. Невротическое развитие личности у подростков.

25. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков.

26. Подростки с церебрастеническими явлениями.

27. Суицидальное поведение подростков.

28. Подростки из дисфункциональных семей.

29. Проблемы подростков, связанные с сексуальным развитием.

9.1.3. Вопросы к экзамену (зачёту)

1. Понятие процесса социализации и социально-психологической адаптации.

2. Цели и задачи дисциплины.

3. Институты социализации.

4. Факторы социальной дезадаптации детей и подростков.

5. Нарушение процесса социализации и социальной адаптации.

6. Факторы риска.

7. Понятие «группы риска».

8. Факторы психологического и социального риска.

9. Категории детей и подростков, относящихся к «группе риска».

10. Особенности детей из социально-неблагополучных семей.

11. Семья как важный институт социализации детей и подростков.

12. Характеристика и классификация неблагополучных семей.

13. Особенности внутрисемейных отношений в социально-неблагополучных семьях.

14. Личностные особенности детей, формирующиеся в социально-неблагополучных семьях.

15. Факторы семейного воспитания, негативно влияющие на поведение несовершеннолетних.

16. Воспитание детей в условиях неполной семьи.

17. Характеристика учащихся «группы риска» дошкольного возраста.

18. Основные трудности развития ребенка в дошкольном возрасте.

19. Нарушение поведения.

20. Агрессивность.

21. Вспыльчивость.

22. Пассивность.

23. Гиперактивность.

24. Отставание в психическом развитии.

25. Педагогическая распущенность.

26. Задержка психического развития.

27. Причины отставания в умственном развитии и способы коррекции.

28. Характеристика учащихся «группы риска» младшего школьного возраста.

29. Неуспеваемость в начальных классах.

30. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные).

31. Медлительные дети.

32. Демонстративные дети.

33. Тревожные дети.

34. Леворукость у детей.

35. Причины эмоциональных нарушений у детей.

36. Характеристика учащихся «группы риска» подросткового возраста.

37. Проблема «группы риска» среди подростков.

38. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями.

39. Невротическое развитие личности у подростков.

40. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков.

41. Подростки с церебрастеническими явлениями.

42. Суицидальное поведение подростков.

43. Принципы диагностики детей и подростков «группы риска».

44. Методы диагностики когнитивной сферы детей и подростков.

45. Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности и их проявление.

46. Особенности аффективно-личностной сферы детей и подростков «группы риска».

47. Методы диагностики для выявления особенностей общения детей и подростков «группы риска».

48. Особенности проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста «группы риска».

49. Коррекция познавательной и эмоциально-волевой сферы.

50. Коррекция межличностных отношений.

51. Особенности проведения коррекционно-развивающей работы с подростками «группы риска».

52. Основные формы и методы работы.

53. Коррекция познавательной сферы.

54. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

55. Коррекция межличностных отношений.

Экзаменационные (зачетные) вопросы составлены Литвиновым Г.А.

Утверждены на заседании кафедры психологии КИПУ

Протокол №_____ от________2012 г.

Зав.кафедрой ____________________Яценко Т.С.

9.2. Итоговая рейтинговая оценка академической успешности

студента по дисциплине.

Итоговая рейтинговая оценка R академической успешности студента по дисциплине определяется по формуле:

R= ∑ Mi + Э, где

Mi – рейтинговая оценка студента по i- му модулю;

Э – рейтинговая оценка студента по результатам экзамена.

9.3. Шкала оценивания академической успешности студента по ECTS

Сумма баллов по всем видам учебной деятельности Оценка ECTS Оценка по национальной шкале
Для экзамена, курсового проекта (работы), практики Для зачета
90-100 A Отлично   Зачтено
82-89 B Хорошо
74-81 C
64-73 D Удовлетворительно
60-63 E
35-59 FX Неудовлетворительно с возможностью повторной пересдачи Не зачтено с возможность повторной пересдачи
0-34 F Неудовлетворительно с обязательным повторным изучением дисциплины Не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины

10. Распределение баллов, которые получают студенты

10.1. Рейтинговая оценка академической успешности студентов за семестр

Вид учебной работы по модулю Максимальное количество баллов Критерии оценивания
Модуль №1
Текущий контроль    
Написание реферата    
Оформление конспекта лекций, семинаров, лабораторного журнала    
Модульный контроль    
Максимальная общая сумма баллов    

10.2. Рейтинговая оценка академической успешности на экзамене

Вид задания Максимальное кол-во баллов Критерии оценивания
Теоритические вопросы    
Практическое задание    
Тестовые задания    
Максимальная общая сумма баллов    

10.3. Порядок оценивания модульной контрольной работы

Вид задания Максимальное кол-во баллов Критерии оценивания
Теоретические вопросы   Понимание вопроса. Полное и точное изложение материала.
Тестовые задания   Правильность ответов.
Максимальная общая сумма баллов    

11. Методическое обеспечение

Для изучения дисциплины «Психологическая помощь группам риска» разработаны методические рекомендации:

1. Программа нормативной учебной дисциплины «Психологическая помощь группам риска»,2012.

2. Рабочая программа учебной дисциплины «Психологическая помощь группам риска»,2012.

3. Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Психологическая помощь группам риска»,2012.

4. Модульные задания по дисциплине «Психологическая помощь группам риска»,2012.

12. Рекомендуемая литература

12.1. Основная

Основная литература:

1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. – М.: Изд. Социальное здоровье России, 2006. – 264с.

2. Гречина О.В. Дети «группы риска»: Основы коррекционной и диагностической деятельности психолога. – М.: РУДН, 2007. – 32с.

3. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.

4. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 73с.

5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд.Эксмо, 2005. – 896с.

6. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. – М., 2005. – 422с.

7. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей грппы риска: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004.–256с.

8. Практическая психология образования / Под.ред.Дубровиной И.В. – 4-е изд.,перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004.

9. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

10. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. Учебное пособие. – М., 2007.

11. Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Методика работы с детьми шруппы риска. – М., 2000.

12. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2005.

13. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Изд.Владос-Пресс, 2003.

14. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – №2. – С.41-57.

Дополнительная литература:

1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд.2-е. – М., 1999.

2. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М., 2000. – 112с.

3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – М: Сфера, 2001.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000.

5. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. – М., 2000.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. – М., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: