МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
"Психологическая помощь группам риска"
ПРОГРАММА
нормативной учебной дисциплины
подготовки _ «специалист»__________________________________
направления __0301 социально-политические науки____________
специальности__7.03010301 «Практическая психология»________
(Шифр по ОПП ___________)
Симферополь, 2012
РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО:
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ: кафедра психологии
психолого-педагогического факультета КИПУ
Обсуждено и рекомендовано Президиумом Научно-методической комиссии по направлению подготовки 0301 социально-политические науки
«_______» __________________ 20___ г., протокол №____
Введение
Программа изучения нормативной учебной дисциплины «Психологическая помощь группам риска» составлена в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки «специалист» направления 0301 социально-политические науки специальности 7.03010301 «Практическая психология».
Предметом изучения учебной дисциплины являются различные психотерапевтические подходы и методы, применяемые в оказании психологической помощи детям и подросткам "группы риска"
Междисциплинарные связи: данная учебная дисциплина имеет связи с теоретическими курсами по социальной психологии, основами консультирования, возрастной психологии, психосоматикой, патопсихологией, детской психотерапии, психологией девиантного поведения, психологией аномального развития ребенка, семейной психологией.
Программа учебной дисциплины состоит из таких содержательных модулей:
1. Психологические особенности детей и подростков "группы риска".
2. Направления работы с детьми и подростками "группы риска".
1. Цель и задачи учебной дисциплины
1.1. Целью преподавания учебной дисциплины «Психологическая помощь группам риска» является ознакомление студентов с психическими особенностями детей и подростков "группы риска", формирование необходимых теоретических и практических навыков в оказании психологической помощи детям "группы риска".
1.2. Основными задачами изучения дисциплины «Психологическая помощь группам риска» являются:
- ознакомление студентов с различными подходами к определению детей и подростков "группы риска";
- овладение основными методиками и процедурой диагностики развития детей и подростков "группы риска";
- овладение методикой составления психокоррекционных программ для работы с детьми и подростками «группы риска»;
- формирование умения использовать психотерапевтические приёмы в работе с детьми и подростками «группы риска».
1.3. Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:
знать:
- основные факторы социального и психологического риска;
- психологические особенности детей и подростков, относящихся к категории «группы риска»;
- основные принципы и особенности диагностики детей и подростков «группы риска»;
- существующие направления профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками «группы риска»;
уметь:
- осуществлять диагностику психического развития детей и подростков «группы риска»;
- применять психотерапевтические приемы и методы в рамках оказания помощи детям и подросткам «группы риска»;
- обосновывать выбор того или иного психотерапевтического метода для конкретного ребенка;
- составлять психокоррекционные программы для работы с детьми и подростками «группы риска».
На изучение учебной дисциплины отводится 164 часа / _ 4 _ кредита ECTS.
2. Информационный объем учебной дисциплины.
Содержательный модуль 1.
Тема 1. Понятие и сущность процесса социализации социально-психологической адаптации.
Цели и задачи дисциплины. Понятие социализации и социальной адаптации. Институты социализации. Факторы социальной дезадаптации детей и подростков. Нарушение процесса социализации и социальной адаптации. Факторы риска.
Тема 2. Дети и подростки «группы риска».
Понятие «группы риска». Факторы психологического и социального риска. Состав семьи ребенка, школьная неуспеваемость, здоровье ребенка, санитарно-жилищные условия жизни семьи, доход семьи, педагогический стиль семьи, поведение ребенка в школе. Категории детей и подростков, относящихся к «группе риска».
Тема 3. Особенности детей из социально-неблагополучных семей.
Семья как важнейший институт социализации детей и подростков. Характеристика и классификация неблагополучных семей. Особенности внутрисемейных отношений в социально-неблагополучных семьях. Личностные особенности детей, формирующиеся в социально-неблагополучных семьях. Факторы семейного воспитания, негативно влияющие на поведение несовершеннолетних. Воспитание детей в условиях неполной семьи.
Содержательный модуль 2.
Тема 4. Характеристика учащихся «группы риска» дошкольного возраста.
Характеристика основных трудностей развития ребенка в дошкольном возрасте. Нарушения поведения. Агрессивность. Вспыльчивость. Пассивность. Гиперактивность. Отставание в психическом развитии. Педагогическая запущенность. Задержка психического развития. Причины отставания в умственном развитии и способы коррекции.
Тема 5. Характеристика учащихся «группы риска» младшего школьного возраста.
Неуспеваемость в начальных классах. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). Медлительные дети. Демонстративные дети. Тревожные дети. Леворукий ребенок в школе. Причины эмоциональных нарушений у детей.
Тема 6. Характеристика учащихся «группы риска» подросткового возраста.
Проблема «группы риска» среди подростков. Психические заболевания у подростков. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями. Невротическое развитие личности у подростков. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков. Подростки с церебрастеническими явлениями. Суицидальное поведение подростков.
Тема 7. Особенности диагностики детей и подростков «группы риска».
Принципы диагностики детей и подростков «группы риска». Методы диагностики когнитивной сферы детей и подростков. Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности и их проявление. Особенности аффективно-личностной сферы детей и подростков «группы риска». Методы диагностики для выявления особенностей общения детей и подростков «группы риска».
Тема 8. Направления профилактической и коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста «группы риска».
Особенности проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста «группы риска». Коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы. Коррекция межличностных отношений.
Тема 9. Направления профилактической и коррекционной работы с учащимися подросткового возраста «группы риска».
Особенности проведения коррекционно-развивающей работы с подростками «группы риска». Основные формы и методы работы. Коррекция познавательной сферы. Коррекция эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений.
3. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. – М.: Изд. Социальное здоровье России, 2006. – 264с.
2. Гречина О.В. Дети «группы риска»: Основы коррекционной и диагностической деятельности психолога. – М.: РУДН, 2007. – 32с.
3. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
4. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 73с.
5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд.Эксмо, 2005. – 896с.
6. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. – М., 2005. – 422с.
7. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей грппы риска: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004.–256с.
8. Практическая психология образования / Под.ред.Дубровиной И.В. – 4-е изд.,перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004.
9. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
10. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. Учебное пособие. – М., 2007.
11. Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Методика работы с детьми шруппы риска. – М., 2000.
12. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2005.
13. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Изд.Владос-Пресс, 2003.
14. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – №2. – С.41-57.
Дополнительная литература:
1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд.2-е. – М., 1999.
2. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М., 2000. – 112с.
3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – М: Сфера, 2001.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000.
5. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. – М., 2000.
6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. – М., 2003.
4. Форма итогового контроля успеваемости обучения.
Фронтальный, групповой, индивидуальный, письменный, устный
5. Средства диагностики успеваемости обучения.
Опрос, тесты, контрольные работы, модульные задания, индивидуальные задания.