Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе

Общение в классе строится на основе оценок учителя
Ученик 4е Учитель "► Сверстники, коллектив
Положение ученика определяется оцен­ками учителя и свер­стников. Оценивает: • успехи и неудачи в учебе; • нравственные качества в раз­ных жизненных ситуациях. Воспринимают оценки учителя и руковод­ствуются ими в оценке личностных качеств то­варищей.
Оценивает

Воспринимается

успехи и неудачи в учебе.

как основные характеристики личностных качеств товарищей.

Оценивает нравственные качества в различных жиз­ненных ситуациях.   Желание подражать хорошему и порицать плохое.
В 3-4 классах личность учителя становится несколько менее значимой, а контакты с одноклассниками более тесными
Личные взаимоот­ношения становятся основой группиро­вок (малых групп) 1 -й класс 4-й класс
Количество учащих­ся в малой группе 2-3 5-6
Причины объедине­ния Случайные, внешние факторы Общность интересов, нравственных качеств
         
Учебная и общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами
Положение ученика в группе, его статус
Благоприятное (удовлетворенность) Неблагоприятное (неудовлетворенность)
5.с желанием идет в школу; 6.активен в учебной и обществен­ной работе; 7. положительное отношение к кол­лективу. □с нежеланием идет в школу; □ недоброжелательность, конфликтность; □ ищет общения со сверстни­ками вне школы.

благоприятное нравственное тормозится

развитие



Взаимоотношения в классе в начале обучения во мно­гом определяются учителем через организацию учебно- воспитательной работы детей. Учитель оценивает успехи, неудачи в учебе школьника, его нравственные качества в различных жизненных ситуациях, а сверстники восприни­мают это как основные характеристики личностных качеств товарищей. Возникает желание подражать хорошему пове­дению товарищей и порицать плохое. Эмоциональные свя­зи и отношения начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребенка.

В 3-4-м классах личность учителя становится несколько менее значимой, а контакты с одноклассниками более тес­ными.

Личные взаимоотношения являются основой тесных группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в 1-х клас­сах до 5-6 человек в 4-х. И если вначале внешние факторы (например, дети сидят рядом) служили причиной объеди­нения детей, то позже их объединяет общность интересов, нравственных качеств.

Учебная, общественная деятельность формирует кол­лектив, сплачивает его общими целями, интересами. По­ложение же ученика в группе, его статус может быть раз­ным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и положительно относится к кол­лективу. Во втором — возникает неудовлетворенность уче­ника своим положением, его нравственное развитие тормо­зится.

Первоклассники оценивают своих сверстников по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель (схема 47).

К 3-4 классу в коллективе происходит перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Так, ученик, занимая в классе неудовлетворительное положение,


может считать его вполне приемлемым. Особенно если есть хотя бы одна взаимная привязанность к кому-либо. В 10 лет дети значительно острее переживают замечания, сделанные им в присутствии сверстников.

Схема 47 Качества, по которым ученики младших классов оценивают сверстников
Положительно оценивается Отрицательно оценивается
MM. опрятность; NN. активность; OO. готовность поделиться вещами; PP. уживчивость. VII неопрятность; VIII пассивность; IX жадность; X драчливость.
Ко 2-му классу
IVхорошая успеваемость; Vпривлекательная внешность девочек; VIфизическая сила мальчиков. XI плохая учеба и поведение; XII неряшливость; XIII плаксивость; XIV ябедничество.

Итак, общение в младшем школьном возрасте опреде­ляется сложившейся системой общения в детском саду и в семье (схема 48).

Л. И. Божович подчеркивала, что в психическом разви­тии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаи­моотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.

Поэтому общение младшего школьника, подростка и старшего школьника со сверстниками и взрослыми необ­ходимо для личностного развития.

Общение со сверстником — необходимое условие пси­хического и личностного развития ребенка на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с умным, добро­желательным и нравственным, воспитанным взрослым.

Именно в таком общении происходит проверка и понима­ние тех ценностей, которые формируются в среде сверстни­ков. Именно в общении со взрослыми ребенок усваивает це­лостную систему нравственных и иных ценностей общества.


Схема 48 Система общения
Система обще­ния Система общения: 14 в детском саду; 15 в семье с родителями и родственниками.
Содержание общения Охватывает все сферы жизнедеятельности детей в процессе учебной работы в школе и дома.
Информация • об учебной работе в школе и дома; • об индивидуальном и групповом поведении; • о конкретных вопросах жизни и быта, свобод­ном времени, увлечениях и т. д.; • о разрешении конфликтов со сверстниками.
Общение со взрослыми Влияет на характер и качество взаимоотноше­ний со сверстниками (эмоциональная база, уверенность, успех, благополучие).
Общение детей друг с другом неустойчивое и подвижное Длительность, интенсивность, устойчивость зависят: 10. от совместной деятельности, игры; 11. от существующего объекта общения.
Темы разговоров детей со свер­стниками (событийные) • учебная работа и поведение (оценивают друг друга оценками учителя); • телепередачи и кинофильмы; • коллекционирование; • домашние животные; • семейные события; • отношения между сверстниками.
Товарищеское общение Реализуется со сверстниками своего пола.
Приятельское общение Содержит элементы дружбы.
Интенсивность общения Во 2-3 классе интенсивно общаются 8% маль­чиков и 6% девочек. В общении противополож­ных полов участвует до 8% школьников.

Определите время в течение дня, которое будет при­надлежать только вам и вашему ребенку: никаких сериа­лов, бесед с подругами, деловых звонков и т. д. Ребенок должен знать: в это время вы принадлежите только ему и никому больше. Вы можете почитать, поиграть в игры, отгадывать загадки и т. д.

Если родитель не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка всту­пать в общение, он не сможет его понять, а значит и пра­вильно ответить ему.

А чтобы правильно ответить ребенку и принять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные осо­бенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Учителю очень важно знать, что положение ученика в системе общения класса складывается в 1-2-м классах и является очень устойчивым, и делать все возможное для нормализации общения всех детей класса. Устойчивое по­ложение ученика в группе влияет и на его социальное раз­витие, и на его отношение к товарищам, к классному кол­лективу и школе.

►► СИТУАЦИЯ № 70. На этапе начального обучения уче­ник приобретает навыки взаимодействия со сверстни­ками, заводит друзей. Однако не всем это удается. Так, у Миши (10 лет) нет друзей в классе.

Должен ли учитель обратить внимание на то, что у Ми­ши в 10 лет нет друзей?

Решение. Такая ситуация означает, что Миша не умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками и поддерживать отношения продолжительное время. Это означает, что общение с Мишей никому не интересно. Кого младший школьник считает другом? Тот друг, кто отзывается на просьбу, проявляет интерес. Друг должен обладать добротой, внимательностью и честностью.

►► СИТУАЦИЯ №71. Мама Мити (6 лет) познакомила сы­на с соседским мальчиком Петей (8 лет) в надежде по­мочь развить общительность сына.

Почему для развития общительности ребенка ему луч­ше контактировать с ребенком старше него?

Решение. Детям проще всего общаться со старшим ре­бенком, старший охотно берет на себя роль ведущего,


и от младшего требуется лишь выполнение его указаний. Младшие редко ссорятся со старшими. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактировать со старшим. Следующий этап в развитии навыков общения — это кон­такты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего. Авторитет возраста уже будет работать на него. Самое трудное — это общение со сверстниками, потому что необходимо:

- находить компромисс между управлением и подчине­нием;

- необходимо соотносить свои намерения с желаниями другого.

►► СИТУАЦИЯ № 72. Психологи рекомендуют определен­ный стиль взаимоотношений с ребенком в соответствии с его определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Сразу ли эти рекомендации дадут положительные ре­зультаты?

Решение. Взрослые должны быть настойчивы в реали­зации рекомендаций и готовы к тому, что в первое время изменение стиля общения, взаимоотношений приведет скорее всего не к снижению, а к взрыву, например, нега­тивизма. Ребенок обнаруживает, что средства, с помощью которых он до сих пор добивался успеха (внимания), вдруг перестали действовать. В этой ситуации он попы­тается усилить те средства воздействия на взрослого, ко­торые до сих пор были эффективны.

►► СИТУАЦИЯ № 73. С приходом детей в школу не все хорошо вписываются в среду сверстников. Не для всех детей в школе благоприятный эмоциоиально-психологи- ческий климат.

Какие дети в классе обычно имеют благоприятное по­ложение среди сверстников?

Решение. Наиболее благоприятное место среди сверстни­ков занимают дети активные. Выделяется некоторое ядро наиболее активных детей, которые начинают пользоваться постоянной поддержкой учителей и служат для них опо­рой в учебно-воспитательной работе. Вследствие этого их психическое развитие становится еще более активным. Одновременно в классе оказываются дети, занимающие подчиненное положение, они меиее активные. Такая по­ляризация вредно отражается на личностных качествах тех и других.

Часто у активных помощников учителя развивается за­вышенная самооценка, стремление во что бы то ни ста­ло быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У пассивных же детей может разви­ваться угодничество либо замкнутость, недоверие к лю­дям и т. д.

►► СИТУАЦИЯ №74. Дети младшего школьного возраста (мальчики и девочки) в физическом отношении пример­но одинаковы (бег, прыжки и др.).

В каких двигательных навыках в этот период проявля­ются половые различия?

Решение. Половые различия в двигательных навыках до начала полового созревания связаны с жизненными и культурными ожиданиями.

Девочки превосходят мальчиков в тех делах, умелое вы­полнение которых ожидается от них как от представите­лей женского пола. Тогда как мальчики превосходят де­вочек в навыках, традиционно считающихся мужскими.

►► СИТУАЦИЯ № 75. Каждая мать желает, чтобы ребенок усвоил культурные нормы жизни в обществе, был по­рядочным человеком, честным, умным, хорошо учился ит. д.

Почему же, несмотря на желание видеть своего ребен­ка хорошим и умным, мать все же осуществляет нега­тивное проектирование?

Решение. Для выбора негативных воздействий на своего ребенка есть несколько причин:

• К матери в прошлом так же относились ее родители, т. е. присутствует опыт родителей, которые считали, что к ребенку нужно относиться строго, его необходи­мо постоянно контролировать, не хвалить.

• Для обиженной женщины сын напоминает его отца, с которым женщина в разводе, и поэтому она считает, что ребенок не должен быть таким, как отец.

• Очень медлительный ребенок у быстрой и подвижной матери вызывает раздражение, она делает негативные замечания: «Всегда ты не успеваешь», «Давай быстрее, поторапливайся!» Подгоняет ребенка, считая, что в жизни он ничего не будет успевать.

• При неудовлетворенности матери жизнью она дей­ствует по принципу: «Мне плохо, все вокруг плохо, и ты плохой, неудачный». Кричит, ругает в результате хронической усталости: «Делай как я сказала и не рас­суждай!», «Убери игрушки, всегда разбрасываешь, ни­чего сам не можешь сделать!»

• Тот подавляющий стиль отношений, который реали­зует муж с женой, последняя, в свою очередь, реализу­ет на ребенке.

►► СИТУАЦИЯ № 76. Мальчик Саша в классе исполняет роль неуспевающего, вечного неудачника.

Нужно ли говорить с Сашей о том, каким не надо быть? Решение. Говоря об этом Саше, мы закрепляем в нем позицию неудачника, а вместе с тем и комплекс не­полноценности. Любое нравоучение окажет негативное действие.

Необходимо изменить социальную позицию Саши в группе. Для этой цели необходимо создать ситуацию успеха, чтобы Саша самоутвердился в роли успевающего ученика, имел успех.

Если же это не будет сделано, то он будет пытаться са­моутвердиться вне школы.

Изменение позиции и есть тот рычаг, с помощью которо­го происходит смена мотивов личности.

►► СИТУАЦИЯ № 77. Вася (3-й класс), играя с ребятами, разбил мячиком плафон в коридоре. Учительница, разго­варивая об этом с Васей, добивалась осознания им своей вины.

Вася ответил: «Мы думали, что если будем кидать мяч потихоньку, то ничего не случится».

Дайте психологический анализ действий учительницы. Решение. Учительница поступила правильно, считая, что процесс осознания своей вины важнее, чем само на­казание.

Найти виновника — значит соединить поступок с учени­ком, найти причину — значит отделить будущее ученика от его прошлого проступка. Младшие школьники часто совершают шалости и не осознают своих дурных про­ступков. Чтобы наказать, нужно найти виновного, чтобы изменить поведение, нужно найти причину.

►► СИТУАЦИЯ №78. Мать обратила внимание на то, что ее сын Витя (8 лет) совсем не хочет играть с девочками, считая их плаксами. Он играет сам в супергероев. В играх с риском он самый сильный.

С чем может быть связана такая ситуация? Приведите аргументы.

Решение. В младшем школьном возрасте дети, стараясь осознать различия между мужчинами и женщинами, как бы нарочито утрируют эти различия: «они плаксы», а об­щее и похожее игнорируют. В этот период дети усваива­ют и примеряют к себе исторически сложившиеся разные роли иолов в обществе.

В начальных классах мальчики и девочки объединяют­ся в однополые группы, обсуждая между собой качества мужчин и женщин, подчеркивая, что женщины — более эмоциональные, заботливые, у них легче вызвать слезы. Мужчины — смелые, сильные, настойчивые.

Витя, желающий утвердить себя в своей мальчишеской среде, должен вести себя «как мальчик», демонстрируя свою решительность, смелость, соревновательность и т. д. Мальчики могут утвердить свои мужские качества только в мальчишеской среде.

К старшему школьному возрасту дети в большей или меньшей степени перерастают «сексизм». Они уже утвер­дили свою половую принадлежность, и у них больше нет нужды в столь резком противопоставлении мужской и женской ролей.

►► СИТУАЦИЯ №79. Часто взрослые заставляют ребенка делать по образцу, по инструкции. Услышав ответ, выно­сят приговор: «Неправильно, не думаешь, плохо выпол­нил задание». В результате самостоятельность, творче­ство ученика не развивается.

Как изменить способ общения с ребенком, чтобы повы­сить роль его самостоятельности в учебе?

Решение. Взрослым нужно стараться в общении с ребен­ком говорить: «Ты так думаешь?», «Попробуй доказать свою правоту», «Хочешь послушать другое мнение?», «Давай рассмотрим...»

Такое общение изменит отношение школьника к ситуа­ции, так как с его мнением считаются, могут выслушать, разобраться. У ребенка появляется интерес к познава­тельной деятельности, возникает желание находить до­казательства, рассуждать, спорить, а не только запоми­нать и воспроизводить.


шяияшшшшшяшшяяишшявяшшш

ГЛАВА 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

П

олноценное воспитание в семье позволяет выраба­тывать нормы общественного поведения, установки, взгляды, идеи и т. д.

• В семье ребенок получает знания об окружающем ми­ре и усваивает культуру (существующий морально- психологический климат семьи для ребенка — это «школа отношений»; нравственный климат семьи, основанный па чувствах, дает ребенку ощущение сча­стья, защищенности и надежности существования; в лице родителей ребенок имеет авторитетных советчи­ков, помощников, защитников, старших друзей).

• Полноценное воспитание в семье способствует поло­вому воспитанию в результате соотнесения поведения ребенка с половыми ролями родителей и их характера­ми (соответствующие половые стереотипы поведения поощряются, мать и отец желают быть моделями для ребенка; родители демонстрируют стиль отношений между собой).

Недостаток родительской любви, как и ее избыток, мо­жет вести к негативным последствиям (схема 49).

Схема 49 Негативные последствия
В условиях недостатка любви В условиях чрезмерной любви
• недоброжелательность; • озлобленность; • черствость к переживаниям других людей; • дерзость; • неуживчивость в коллективе сверстников. • эгоистичность; • эгоцентризм; • изнеженность; • избалованность; • зазнайство; • лицемерие.

Е. О. Смирнова и Т. А. Кошкарова, анализируя материн­ские трудности в отношениях с младшими школьниками, выявили несколько блоков жалоб:

• Жалобы на внутриличностные проблемы ребенка, из-за которых, по мнению родителей, страдает сам ребенок:

- сензитивность ребенка (т. е. его чрезмерная чувстви­тельность, боязливость, обидчивость, страхи и пр.);

- эмоциональная неуравновешенность, болезненные симптомы (тики, нарушения сна, энурез, заикание);

- слабость воли (никуда не хочет ходить, не имеет устой­чивых интересов);

- неадекватное поведение.

• Проблемы взаимодействия матери и ребенка:

- конфликтность в семье (возбудимость, вспыльчивость, раздражительность ребенка, а также его упрямство, не­управляемость, негативизм и пр.);

- жалобы на, асоциальное поведение (лживость, воров­ство);

- дефицит внимания в семье (ревность, требование повы­шенного внимания к себе дома, эгоцентризм);

- изоляция в семье (замкнутость, необщительность дома).

• Проблемы, возникающие в учебной деятельности или при подготовке к ней:

- жалобы на «темповые» характеристики ребенка (не­внимательность, неусидчивость, рассеянность, утом­ляемость, заторможенность);

- переживания родителей по поводу отсутствия воли и произвольности ребенка (нежелание заниматься, неорганизованность, несобранность, несамостоятель­ность);

- проблемы когнитивного развития (проблемы речи, трудности в учебе, трудности с письмом, плохая память, родительские сомнения готовности ребенка к школе).

Обобщая данные исследования, можно сделать вывод, что проблемы учебной деятельности составляют 44,5% от общего числа жалоб. Среди жалоб этой группы 44,5% отно­сятся к проблемам невнимательности, неусидчивости, рас­сеянности, утомляемости, заторможенности.

Жалобы, связанные со взаимоотношениями матери и ре­бенка, составляют 30,9%.

Содержание жалоб во многом зависит от возраста и пола ребенка.

Мальчики опережают девочек по эмоциональной неурав­новешенности, а девочки — по сензитивности (максимально в 5-6 лет).

В младшем школьном возрасте происходит увеличение жалоб на проблемы взаимоотношения матери и ребенка. Авторы выделяют 8 возможных стилей воспитания:

♦ Строгий.

♦ Объясняющий.

♦ Автономный.

♦ Компромиссный.

♦ Содействующий.

♦ Потакающий.

♦ Ситуативный.

♦ Зависимый.

В присутствии мамы выполнение заданий было более эф­фективным, а участие матери повышало результативность ребенка.

►► СИТУАЦИЯ № 80. Мама Вити беспокоилась о том, что­бы ее сын ответственно относился к выполнению домаш­них заданий, и всегда была рядом с ним, готовая в любой момент ему помочь. Задания Витя выполнял медленно, он чувствовал, что мама всегда при затруднении спасет, подскажет.

Дайте психологический анализ сложившейся ситуа­ции.

Решение. Чрезмерная тревожность матери передается ребенку и блокирует его психические процессы. Индиви­дуальные ресурсы Вити не активизируются. Его инициа­тива остается не задействованной.

Маме необходимо научиться управлять своим эмоцио­нальным состоянием, чтобы не передавать тревогу сыну. Надо создавать положительный эмоциональный настрой на активизацию индивидуальности Вити.

Из-за того, что родители не учитывают эмоциональное состояние ребенка, его реальные потребности, помощь родителей оказывается неадекватной. Они больше заин­тересованы не в помощи ребенку, а в том, чтобы ситуация развивалась по их сценарию. Они либо не помогают ре­бенку, либо полностью управляют его действиями. В ре­зультате активность ребенка блокируется.

►► СИТУАЦИЯ № 81. Миша стал выполнять домашнее за­дание, но не все у него получается. Мама, заинтересован­ная в том, чтобы сын хорошо учился, всегда готова ему помочь и часто говорит: «Без меня ты все равно не спра­вишься» или «У тебя все равно не получится».

Как отразятся такие реплики мамы на самостоятельной работе Миши?

Решение. Констатируя трудность задания, мама обес­ценивает возможности ребенка. При этом наблюдается снижение восприятия эмоционального состояния ре­бенка и неумение воздействовать на него. Развивается зависимость ребенка от мамы. Если вначале ребенок стремится к автономии, то впоследствии будет разви­ваться зависимость от более сильного родителя, чув­ства к которому негативные.

В такой ситуации ребенок будет демонстрировать свою беспомощность и недоверие к взрослому.

При таком поведении родители будут способствовать минимальной активности ребенка и максимальной на­пряженности. В результате родители не столько разви-

Психология младшего школьника вают способности своего ребенка, сколько препятствуют этому.

В этом сопереживающем стиле родители могут что-то объяснить ребенку, в чем-то содействовать или идти на компромисс, но не больше.

►► СИТУАЦИЯ № 82. Нина выполняла домашнее задание. Маме показалось, что задание нужно выполнить иначе. Стала объяснять дочери, доказывая, что именно так надо выполнить задание, но не смогла этого сделать и в серд­цах сказала: «Делай сама, как знаешь!»

В другой раз мама все-таки настояла, подчеркивая свою авторитарную власть.

Как отразится на развитии ребенка такой стиль отно­шений родителей к ребенку?

Решение. В данном случае прослеживается низкий авто­ритет мамы, что препятствует нормальному саморазви­тию ребенка. Затрудняется процесс нормальной иденти­фикации, возможно в такой ситуации развитие агрессив­ности ребенка с реакцией протеста. Возможен повышен­ный интерес к личности других взрослых.

►► СИТУАЦИЯ № 83. Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама сама актив­на и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается». Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в кого ты у меня такой уродился?» Дайте психологический анализ такому воспитанию ма­мы.

Решение. Высокая активность матери в сочетании с ее желанием помочь сыну воспринимается как поддерж­ка ребенка. Но фактически происходит эмоциональное отвержение при полном отсутствии ориентации на вну­треннее состояние сына.

В итоге ребенок боится мамы, ее наказаний. Здесь про­является неправильное отношение матери и ребенка во всех сферах («отвержение»).

►► СИТУАЦИЯ № 84. Мама Вики проявляла доминирую­щую роль в работе над домашними заданиями дочери. Нередко оттесняя девочку, не давала ей проявить свое умение. Выполняя задание дочери, она говорила: «Не на­клоняйся, мне не видно!», «Ты же видишь, я делаю!». Как доминирующая роль мамы в выполнении домашних заданий повлияет на успехи Вики?

Решение. При таком поведении мамы Вика незаметно ока­зывается на краю рабочего пространства и лишается воз­можности участвовать в совместном учебном процессе. Блокирование активности ребенка в таких случаях ведет к формализации подхода к заданию. Некоторые дети пы­таются действовать автономно, независимо от действий родителя. Их действия оказываются несостоятельньши. А действенную помощь взрослого они не научились при­нимать.

Преобладание активной позиции матери происходит при негативном эмоциональном фоне взаимодействия. Мате­ри, стараясь оказать, как им кажется, помощь, оказывают­ся неспособными видеть реальные возможности ребенка, его трудности.

►► СИТУАЦИЯ № 85. Мама Нади излишне оберегает ее от трудностей. Как только у Нади возникают трудности при решении задачи, так сразу активность мамы возрастает. Не давая ребенку подумать, мама «спасает» Надю.

К чему может привести такая стратегия воспитания? Решение. Не давая ребенку подумать над трудной си­туацией, мама не позволяет Наде активизировать мысли­тельные процессы. А потом Надя привыкнет к тому, что ей думать не надо. У ребенка не сформируется потребно­сти в достижении результата.

Обычно когда родители не доверяют своим детям, их воз­можностям, они испытывают страх за их и свою собствен­ную несостоятельность. Спасая ребенка от минимальных трудностей, родители, по сути, спасают себя. В итоге де­ти, манипулирующие родителями, имеют дефект волевой сферы. Ребенок, не чувствуя себя ответственным, стано­вится безразличным к результатам своей деятельности.

►► СИТУАЦИЯ № 86. Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания, поддерживает его интел­лектуально и эмоционально, объясняет сыну задания. Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не по­гладит сына по головке, она не занимается формировани­ем личности ребенка.

Предположите особенности развития ребенка при та­ком стиле детско-родительских отношений.

Решение. Ответственная помощь ребенку в выполнении домашних заданий в сочетании с безответственным от­ношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспо­соблены, будут испытывать неуверенность. Не чувствуя уверенности в себе, они не сумеют справляться с трудно­стями. Может возникнуть потеря интереса к работе.

►► СИТУАЦИЯ № 87. Заинтересованная в успехах Тани, мама прилагает большие усилия по эмоциональной под­держке и практической помощи в выполнении домашних заданий дочери. Но результат не достигается, мама испы­тывает досаду и эмоциональное отстранение от дочери. Дайте психологический анализ данной ситуации. Решение. В такой ситуации у обеих, Тани и ее мамы, мо­жет проявиться депрессивный фон и чувство вины. Не­смотря на «правильную» модель поведения, результат не достигается. Таня останется пассивной и растерянной. Мама, чтобы избежать конфликта с дочерью, начнет ре­шать задачи сама. В результате — «эмоциональная изоля­ция матери» как стиль детско-родительских отношений.

►► СИТУАЦИЯ № 88. Общение мамы с Лелей протекало исключительно на вербальном уровне. Между ними не было тактильного контакта — ни ласк, ни наказаний. При этом девочка очень стремилась приласкаться к матери, но мать эти попытки обрывала.

Может ли нарушение взаимоотношений между мамой и Лелей вести к конфликтам?

Решение. Бедный репертуар общения мамы с дочерью может вести к конфликтам. Дочь не будет слушаться матери из-за потери ею авторитета. Необходима психо­коррекционная работа психолога по нормализации об­щения, так как родителям часто неочевидна связь между своими личными проблемами и воспитанием ребенка. Необходим специальный анализ проблем родителей и детей.

►► СИТУАЦИЯ № 89. В семье Вадик был желанный ребе­нок. Были созданы все условия для его успешного раз­вития, как считали родители, «идеальная обстановка». Постоянно о нем заботились, включали его в развива­ющие игры. Одним словом, в семье царила гиперопека мальчика.

Что ждет Вадика в его будущей жизни?

Решение. Карен Хорни пишет, что приверженность воспитательным теориям, гииеропека или самопожерт­вование со стороны идеальной матери являются основ­ными факторами, создающими ту атмосферу, которая закладывает основу для чувства огромной незащищен­ности в будущем.

►► СИТУАЦИЯ.N1? 90. Ученик 2 класса Вася выполняет до­машнее задание. Мама, заглядывая в его тетрадь, видит ошибку и делает замечание. Вася расстраивается и пре­кращает выполнять задание

Как же маме помочь сыну в выполнении домашнего за­дания?

Решение. Если сын увлечен выполнением домашнего задания, замечание матери «убивает» рабочий настрой. Может разрушиться и настрой учить самого себя, не го­воря уже об уверенности и неуверенности в своих силах.

Пока ребенок не просит помощи, не следует вмешиваться в работу сына. Вмешательство должно быть тактичным, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом на фоне общего одобрения. Нужно поста­раться тактично помочь ему самому найти свою ошибку и создать впечатление, что с заданием Вася справился сам. Что бы ни делал ребенок: рисовал, лепил, конструиро­вал, писал, при этом не так хорошо, как хотелось бы ро­дителям, не критикуйте, не направляйте его, а наоборот, проявите искренний интерес к его делу, повышая взаи­моуважение.

Составьте ряд заданий, с которыми ребенок может спра­виться самостоятельно, хотя и не очень хорошо.

После самостоятельного выполнения задания ребенком отметьте его старания и успехи.

Найдите спокойное время поговорить об ошибках ребен­ка, предварительно отметив хорошее в выполненном за­дании.

►► СИТУАЦИЯ № 91. Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не ма­ленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.

Дайте психологический анализ действий мамы. Решение. Часто родители из лучших побуждений хо­тят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей.

Если у ребенка возникают какие-либо затруднения и он готов принять помощь родителей, надо обязательно ему помочь. Начните со слов: «Давай решать вместе».

►► ВОПРОС № 11. Со всеми ли заданиями ребенок может справиться сам?

Ответ. Нет, не со всеми, согласно теории Л. С. Выготско­го о «зоне ближайшего развития». То, что ребенок может выполнить самостоятельно, — это его «зона актуального развития». То, что за пределами этой зоны, ребенку до­ступно только при участии взрослого («зона ближайшего развития»). Завтра это будет зона его актуального разви­тия. А ребенок может освоить более сложный материал при участии взрослого.

По мере развития ребенка круг дел, которые он может выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Зона ближайшего развития у разных детей разная, у кого-то уже, у кого-то шире. И такой ребенок будет раз­виваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее. Поэтому нельзя оставлять ребенка одного там, где ему трудно, нужна помощь!

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

• Возьмите на себя только то, что он не может выпол­нить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

• По мере освоения ребенком новых действий постепен­но передавайте их ему.

►► СИТУАЦИЯ № 92. Мама Риты принимает деятельное участие в подготовке домашних заданий дочери. То и дело слышно, как мама дает руководящие указания: как держать ручку и откуда начать писать, как писать и вы­полнять домашнее задание. Часто дочь не выдерживает и говорит: «Мама, я — сама».

Что не учитывает мама во время помощи дочери в вы­полнении ею домашнего задания?

Решение. Самые лучшие намерения мамы понятны. И руководящие указания где-то нужны, но не в совмест­ных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Не следует занимать по­зиции над ребенком. Сохранить позицию «на равных» не так-то легко. И главное, любая помощь ребенку пре­вращается в свою противоположность, когда нет друже­любного тона общения.

►► СИТУАЦИЯ № 93. Родители Лели от всех дел осво­бодили дочь — лишь бы училась! По дому не убирает, в магазин не ходит, посуду оставляет грязной. Но учиться она тоже не хочет. Приходит из школы — либо на диване отдыхает, либо по телефону разговаривает. Отметки по­лучает в школе: то «три», то «два».

Мама с работы звонит узнать — села ли дочь за уроки? Делая одолжение, Леля садится выполнять уроки. Чита­ет задачу — папа пытается ей объяснить. Но Леля не слу­шает: «Все равно непонятно». Упреки Лели сменяются уговорами папы. Учебники отталкиваются. Результата нет. Родители думают — не нанять ли ей репетитора?

В чем проблемы родителей и их дочери?

Решение. Проблемы родителей в том, что они хотят учиться вместо дочери Лели.

Родители, которые слишком много хотят делать за ребен­ка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни времени, ни сил на собственные интересы, на личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: они не воспитали потребности у дочери учиться и учат ее вопре­ки ее желаниям. Получается, что дочери не надо самоо­пределяться и вступать в самостоятельную жизнь.

►► СИТУАЦИЯ № 94. Некоторым родителям приходится заниматься с ребенком тем, что ему неинтересно, но не­обходимо по программе.

Как соотнести необходимое и интересное?

Решение. Нужно помнить, что личность и способности ребенка развиваются в той деятельности, в которой он за­нимается по собственному желанию и с интересом. Полезно присмотреться к тому, чем ребенок больше все­го увлечен. Это может быть игра в машинки, куклы, мо­делирование, современная музыка и т. д.

Некоторые занятия покажутся родителям пустыми, даже вредными. Но для ребенка они важны и интересны, к ним стоит относиться с уважением.


Расспросите, что именно в этих занятиях интересно м важно для него. Разделите с ним его интересы и увле­чения. В совместной деятельности вы сможете переда­вать ребенку то, что считаете полезным: какие-то знания, практический опыт и свой взгляд на вещи и интерес к познанию, чтению книг. И родителям легче будет соеди­нить увлечение ребенка с процессом обучения в школе, конфликты принуждения исчезнут.

• Сравните эффективность самостоятельного выполне­ния домашнего задания ребенком и совместного.

• Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное сред­ство.

• Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напи­шите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам».

►► СИТУАЦИЯ № 95. Бывает, что ребенок расстраивается, огорчается, терпит неудачу, в сердцах заявляет: «Больше эту задачу решать не буду!»

Как реагировать маме?

Решение. Если ребенок расстроен, обижен и т. п., то не­обходимо дать ему понять, что «слышат» и понимают его состояние. Лучше назвать словом то чувство, которое он испытывает: тебе обидно, что отняли твою любимую игрушку? Не надо оставлять ребенка наедине с его пере­живаниями.

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к не­му лицом.

Важно, чтобы ваши глаза и его находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то рекомендуется сесть (при­сесть) около него.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в дру­гой комнате или через плечо, смотреть куда-то в газету, в телевизор, на плиту и т. д.

Все это говорит о том — насколько вы готовы его слушать и услышать.

►► СИТУАЦИЯ № 96. Перед вами огорченный или рас­строенный ребенок, например, у него забрали машинку. Как выяснить причину обиды, настраиваясь на его «эмоциональную волну»?

Решение. Следует показать ребенку, что вы понимаете его огорчения, настраиваясь на «эмоциональную волну» ребенка. Фраза же, оформленная как вопрос, не отразит сочувствия. Тем более, что ребенок часто на вопрос: «Что случилось?», отвечает — «Ничего».

После каждой реплики хорошо немного выждать, сделать паузу.

Пауза поможет ребенку разобраться в своих переживани­ях и почувствовать, что рядом взрослый.

Помолчать хорошо и после ответа ребенка. Возможно, он что-то добавит. Дайте ребенку больше говорить.

В ответе взрослого иногда полезно повторить, что случи­лось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Ю. Б. Гиппенрейтер настоятельно рекомендует родите­лям освоить способы активного слушания.

Можно ожидать следующие результаты:

6. Исчезают, ослабевают отрицательные переживания ребенка (разделенная радость удваивается, разделен­ное горе становится вдвое меньше).

7. Ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: темы пове­ствования (жалобы) меняются, развиваются.

8. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы и приучается сам активно слушать.

9. Изменяются и сами родители, находя в себе больше терпения, меньше раздражаются. Лучше видят, как и почему ребенку бывает плохо.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

7. Психологически принимать ребенка со всеми его труд­ностями (неуспехи оценивать как временные, к успехам приводит необходимая помощь, а не насилие, упреки, приказы).

8. Дать право ребенку ошибаться и самостоятельно ис­правлять свои ошибки. Относиться к ошибкам как к за­кономерному явлению. Важно научить ребенка видеть ошибку, её причину, уметь самостоятельно ее испра­вить.

9. Включенность ребенка в деятельность — непременное условие продвижения в обучении.

10. Учебные задания должны быть посильными. Опираясь на «зону ближайшего развития», идти в обучении впе­ред, отслеживая усвоение предлагаемого материала.

11. Должна быть сформирована учебная мотивация, то есть желание учиться.

12. Воспитывать успехом. Старайтесь создать ребенку си­туацию неизбежного успеха в выполнении учебного за­дания и поощрять даже отдельные элементы действия, активность, наблюдательность, усидчивость и т. д. Ори­ентируйте ребенка на успех, а не на избегание неудач.

13. Индивидуальный стиль деятельности с точки зрения эффективности обучения может быть в большей или меньшей степени оптимальным. Он формируется под руководством и контролем взрослого (учителя). Поэто­му именно от учителя зависит, насколько оптимально ученик будет использовать имеющиеся у него интел­лектуальные способности. Например, использование резервов памяти при заучивании стихотворения.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

►► ВОПРОС № 12. Почему необходимо ориентировать обу­чение на развитие мышления и воображения?

Ответ. Ориентирование обучения на развитие воображе­ния и мышления дает возможность существенно изме­нить позицию ученика — предоставить ему другие учеб­ные роли: исследователя, организатора своей деятель­ности. Дети будут активно участвовать в каждом шаге обучения:

- принимать учебную задачу;

- анализировать способы ее решения;

- выдвигать гипотезы;

- подбирать средства для ее решения;

- контролировать, определять причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

►► СИТУАЦИЯ № 97. Некоторые ученые считают, что чув­ства проявляются автономно, сами по себе, и не связаны с совокупностью наших процессов.

Выскажите свое мнение по затронутому вопросу. Решение. Мнения могут быть разные. Женевский пси­холог Клаус Шерер убеждает, что чувства соотносятся с восприятием и суждением, которые придают им смысл. Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Связь эмоций и мысли показал американский нейробио­лог А. Дамаско. Он наблюдал, как после операции по уда­лению опухоли мозга изменилось поведение пациента.

В то время как тесты на интеллект дали положительные результаты, обнаружилось нарушение способности при- пимать правильные решения, отличать главное от вто­ростепенного, извлекать уроки из собственных ошибок 11 добиваться цели.

Пациент утратил способность эмоционального реагиро­вания: к картинкам, вызывающим страх, был безразли­чен. Активная осмысленная жизнь стала для него невоз­можной.

11 равильное мышление зависит от эмоциональной пол­ноценности.

►► СИТУАЦИЯ № 98. Родители обычно воспитывают сво­их детей по своему «образу и подобию». Почему? Потому что они все довольны собой.

Почему родители не работают над собой и не заботят­ся о воспитании своего ребенка, который должен жить в новых социальных условиях?

Решение. Воспитание и самовоспитание — дело хлопот­ное. 3. Фрейд говорил: «Когда дело доходит до самовос­питания, тут мы не все гении». Не многие родители могут похвастать тем, что проводят с ребенком систематические занятия хотя бы по развитию памяти, логического, твор­ческого мышления и воображения.

Не занимаясь воспитанием ребенка, родители причиня­ют ему непоправимый ущерб. Но больший ущерб при­чиняют своим детям те, кто слишком рьяно пытается их «воспитывать» — не обладая психолого-педагогическими знаниями и умениями.

►► СИТУАЦИЯ № 99. В человеческом обществе воспита­ние ребенка осуществляется на принципах нравственно­сти.

Почему именно принципы нравственности, принятые в обществе, лежат в основе воспитания ребенка? Решение. Нравственность есть истинно человеческая система регуляции, принципы которой противоположны биологическому, аффективно-эмоциональному механиз­му («делай, что хочется»).

Самые удивительные примеры преданности, самоот­верженности и взаимопомощи животных основаны на инстинктах или, может быть, любви, но не на чувстве мо­рального долга, которое, видимо, только людей заставля­ет желать то, чего не хочется.

►► СИТУАЦИЯ № 100. Ребенок совершил поступок. Вы спросите какой? Хороший или плохой? Даже плохой по­ступок — это самостоятельность ребенка. И это уже хоро­шо.

Вы убеждаете его в том, что он плохой и как плохо все то, что он сделал. Это запомнится ребенком и отучит его от самостоятельности, от стремления к Поступку.

Пока ребенок мал, ему нужна положительная оценка взрослого. Пусть с оговоркой, но положительная.

Но вот он подрос — и ему нужна уже его собственная оценка. После того как в 8-12 лет ребенок совершил по­ступок, не надо спешить с оценкой. Пусть он сам его оце­нит. Еще не может?

Как помочь ребенку оценить свой поступок?

Решение. Задача взрослого — дать ребенку способы са­мому осуществить процесс поиска, понимания мотивов своего поведения.

В сложных ситуациях — подсказывать, напоминать. В целом — обучать этому. Проанализируйте один из по­ступков ребенка сами, вслух, для него. Поставьте себя на его место, рассуждайте за него. Затем за других участни­ков ситуации. Приведите точку зрения и других детей, и взрослых. В следующий раз он уже будет сам участвовать в таком диалоге с вами.

Так можно воспитать привычку к внутреннему диалогу, к сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях. Помните, как учат детей играть в шахматы:

- сначала рассуждает взрослый (один, но вслух);

- затем — вместе с ребенком;


- далее ребенок делает это сам (после хода, во время хо­да, перед ходом).

Анализ поступка обычно скоро приводит к тому, что ре­бенок обучается анализировать смысл и последствия по­ступка заранее.

Это приведет к самовоспитанию личности.

Ребенок должен усвоить смысл самого поступка. По по­ступку трудно понять, чем руководствовался человек, совершая его. Поэтому важен мотив, важен смысл этого поступка для человека, совершившего его. Одни и те же поступки могут совершаться из разных побуждений и та­ить в себе разный смысл.

Ребенок должен знать и понимать это.

►► СИТУАЦИЯ № 101. Согласно Л. С. Выготскому, основ­ной психологический смысл кризиса 7-ми лет — это утра­та детской непосредственности. В отношениях с окружа­ющими он становится не таким понятным, как раньше. Почему это происходит?

Решение. У ребенка появилась своя внутренняя жизнь, не всегда понятная окружающим (что он думает, что чув­ствует, переживает).

Изменяется самосознание ребенка: он начинает размыш­лять, прежде чем действует, пытается оценить свой по­ступок с точки зрения его результата и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и ста­новится произвольным, управляемым.

Л. С. Выготский подчеркивает возникновение у ребенка обобщенных переживаний. Успехи и неуспехи приводят к формированию чувства неполноценности или полно­ценности, собственной значимости, умелости, компе­тентности. Рождается социальное «Я».

Дети, не прошедшие кризиса начала школьного обуче­ния (7 лет), по сути, еще являются дошкольниками. Де­ти, преодолевшие кризис со всеми его потерями и при­обретениями, готовы вступить в новый возрастной этап.

Это может быть в 6-7 лет, исходя из особенностей психо­физиологического развития, характера социального окружения, особенностей воспитания и т. д.

►► СИТУАЦИЯ № 102. На протяжении младшего школь­ного возраста начинает складываться новый тип отноше­ний ребенка с окружающими людьми.

Благодаря каким новообразованиям возраста это про­исходит?

Решение. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

9. новый уровень развития произвольной регуляции по­ведения и деятель?тости;

10. внутренний план действия;

11. рефлексия;

12. ориентация на группу сверстников.

►► Ситуация 103. В период обучения в начальной школе ребе­нок, познавая окружающий мир и себя в этом мире, имеет большие возможности для развития своей личности. Развитие каких качеств наиболее благоприятно в этот возрастной период?

Решение. Младший школьный возраст сенситивен для развития:

5. познавательных потребностей мотивационной сферы личности;

6. навыков и умений учебной деятельности;

7. навыков самоконтроля и саморегуляции;

8. адекватной самооценки, критичности но отношению к себе и окружающим;

9. нравственной сферы личности как единства сознания, чувств и поведения;

10. навыков общения со сверстниками и установления прочных дружеских контактов.

►► СИТУАЦИЯ № 104. Нередко возникает ситуация, когда ученик не успевает, не справляется с учебной нагрузкой. И такой ситуации часто «вина» ложится на ребенка: не- ипимателен, не выполняет вовремя задания и др.

А что мог не учесть сам учитель?

Решение. Взрослый может быть виноват лишь в «немно­гом»: он не определил зону ближайшего развития ребен­ка, пространство его сегодняшних возможностей, не учел ('го самочувствия в учебной деятельности. Зона ближай­шего развития для каждого ребенка индивидуальна. И не всякий ребенок попадает в «усредненную» зону развития для определенного возраста. И результат обучения и са­мочувствия ребенка, и его межличностные отношения могут быть разными.

►► СИТУАЦИЯ № 105. Есть возрастные периоды, когда желание настоять на своем, сделать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано с кризи­сом возраста. В младшем школьном возрасте: кризис — 7 лет, в это время желание делать по-своему, самостоя­тельно настолько сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие его намерениям, вызывают реакцию протеста.

Родители в этих ситуациях чувствуют растерянность и беспомощность, не зная как себя вести. Либо уступают под напором ребенка, либо, наоборот, вступают в проти­воборство, противостояние.

Замечено, что порог терпимости у разных родителей раз­ный: для одних такое противостояние — лишь мелкое неудобство, для других — невыносимо.

Как можно перейти от противоборства к взаимопони­манию?

Решение. Нередко, увлекшись борьбой с упрямством, ро­дители перестают видеть ребенка, увлечены только своей целью доказать свою силу, ум, старшинство и т. д., заста­вить ребенка понять, что родителей надо слушаться.

Для решения подобных ситуаций необходимо уточнить, что вкладывается родителями в понятие «упрямство». Может иметь место непонимание. Под упрямством могут пониматься невнимательность, утомляемость, затормо­женность, закомплексованность, неуверенность или воз­будимость, гиперактивность и др. Может присутствовать смешение настойчивости, целеустремленности с упрям­ством, привычка к самостоятельности, инициативности и т. п.

Уточнив понятие, необходимо учесть возрастные особен­ности, частоту и интенсивность упрямства, когда и в ка­ких ситуациях ребенок упрямится, становится несговор­чивым, что этому предшествует.

Возможно, ребенок заявляет о себе, о своих желаниях, чувствах в форме нежелания (упрямства).

Важно выяснить желания ребенка. Часто родители не представляют, что чувствует ребенок, когда его застав­ляют что-то делать. Он может ощущать беспомощность, ненависть, жалость к себе, обиду, страх. В этом случае происходит столкновение двух упрямств: родителя и ре­бенка.

В таких случаях родителю полезно вспомнить свой соб­ственный детский опыт. Какие чувства были в такие пе­риоды детства? Что хотелось сделать? Такие воспомина­ния позволяют лучше понять своего ребенка.

Поняв бессмысленность, неэффективность позиции про­тивостояния, нужно повернуться лицом к ребенку и пе­рейти на позицию взаимопонимания. Выяснить мотивы и причины, определяющие поведение ребенка. Так про­изойдет переход от противостояния к диалогу. Ребенок сразу почувствует доброжелательность родителя, что его хотят понять.

За «не хочу» часто кроются опасения (нужна поддерж­ка), страхи (не делает того, что вызывает затруднение) и желания, которые трудно осознаются ребенком.


►► СИТУАЦИЯ № 106. Надя (7 лет) что-то хочп к 1.н вместе с мамой, но непонятно, что именно. При ним |>< бенок капризничает, раздражается.

Каким должно быть поведение мамы?

Решение. Мама должна предложить Наде- меренщ. п.. можных совместных занятий. «Ты сейчас хочеип. ищи совать со мной, послушать сказку или что-то еще? •

Даже при неполном перечне пожеланий Илдн..... ли

что мама интересуется ее мнением, хочет моим I к м мин дочери.

В процессе диалога желание ребенка обычно кот |м ш н руется. Обсуждается его реализация: сразу ш и ш ■ и | некоторое время, а может быть в модифицпроилши».м м де, в замещающей деятельности или только и причин» мечтах: «Как здорово, когда...», «Хорошо, что у м ои п I такое желание».

А. С. Макаренко подчеркивал, что истинным < м> и ' ч«ловеческой жизни есть завтрашняя радость, но ммч и I нужно трудиться, жить...

►► СИТУАЦИЯ № 107. В качестве мотива учсС..... к

тельности школьника могут быть устанонкп (>........

ло — установка на успех во что бы то им ста/ю,..........

вестной песне: «... нам нужна одна победа, о/мы 11.1 ш < мы за ценой не постоим!» А возможна устлнот.1 п.* м бегание неудачи — не получить «двойку», гоп м. \ 1 м •

ся как в афоризме: «Главное — не побеждл п.,.1 \ч.

вать».

Как будет осуществляться учебная дпмг п.нош школьника и развитие его личности и наши ими» ш < этих установок?

Решение. Учащиеся с установкой па успех при ш • \ *

туациях, что бы ни случилось, ни за что не гд... 1

ник, старающийся избегать неудач, хорошо учиты и 1

будет и в будущем больших профессионпчьны...........

не достигнет.


►► СИТУАЦИЯ № 108. Ваня (9 лет) смотрит по сторонам, мечтает о компьютерных играх, дома все время сидит перед телевизором, уроки делает под нажимом. С лица его не сходит улыбка. Ваня улыбается всегда, и когда его ругают, и когда ставят двойки. Только при виде отца с ремнем моментально становится серьезным. Но нена­долго. Родители говорят: «Ему совершенно наплевать на оценки, на то, что о нем думают!»

Так ли это в действительности? Почему через два года учебы налицо такой результат?

Решение. Улыбки улыбками, но лицо Вани не походит на лицо счастливого мальчика. Это маска, под которой живет страх. Выясняется, что в первом классе Ване с тру­дом давались письменные уроки. Мама раздражалась. В результате при одном упоминании о школе ребенок входил в транс. К третьему классу патологическая реак­ция страха стала у него привычной.

Но то, что мальчик хорошо и с удовольствием выполнял задания, не связанные со школой, говорит о том, что у него внушенный страх школы, возникший в начальный период обучения.

►► СИТУАЦИЯ № 109. Витя (7 лет), мальчик старатель­ный и аккуратный, слушал учителя внимательно. Он хо­рошо переписывал упражнения с доски. И все, что нужно скопировать, он выполнял хорошо. А там, где требуются умственные усилия, он испытывал затруднения. Вместо того чтобы понять текст, дословно его заучивал. Вместо решения задачи ждал, когда можно было просто списать ее решение.

С чем может быть связана такая интеллектуальная пас­сивность ученика?

Решение. Обычно так происходит, когда у ребенка ма­ленький запас интеллектуальных впечатлений. Родите­ли мало уделяли внимания детской любознательности. Они не всегда отвечали на детские вопросы, не побужда­ли ребенка к новым вопросам. Не побуждали его к само­стоятельному поиску ответов. Именно в этих поисках и заключен основной путь развития. Необходимо срочно ликвидировать данные пробелы развития интеллекта Вити.

►► СИТУАЦИЯ № 110. Вика (7 лет) — девочка, склонная к демонстративности. Когда речь заходит о домашних заданиях, начинается упрямство, вредничанье, а то и вызывающее поведение. Угрозы и наказания эффекта не дают.

В чем истинная причина нежелания девочки выполнять домашние задания?

Решение. Таких бунтующих, как Вика, следует окружить теплом и заботой. Даже если, казалось бы, этим ребенок не обделен. У них повышена потребность в ласке.

Когда Вика делает уроки, необходимо подвинуться к ней поближе, погладить по головке, пошептать на ухо что- нибудь ласковое и ободряющее. Вике нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение радост­ных чувств. Впоследствии можно будет просто пообе­щать, что после того как будут сделаны уроки, мама вме­сте с дочерыо займутся чем-либо интересным.

Одна девочка очень образно выразилась: «Когда все нор­мально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел».

►► СИТУАЦИЯ № 111. Мама Коли говорит, что она по- разному пробовала воздействовать на сына, чтобы он вовремя делал уроки. «Не сделаешь уроки, — говорит мама, — не будешь играть в компьютер». А он ей: «Ну и не надо! Обойдусь!» «Он без всего может обходиться», — говорит мама.

Как маме выходить из данной ситуации?

Решение. Избалованные дети более требовательны. Ина­че они не были бы избалованными. Когда мама запреща­ет ему включать компьютер, Коля играет в игрушки, смо­трит телевизор, идет гулять. Т. е. ребенок все равно раз­влекается, и родители это допускают. В результате, они своего не добиваются. А ребенок — непобедим.

Но если родители проявят последовательность, все бы­стро встанет на свои места.

И необходимо внушать ребенку, что учится он не для родителей. Ученики начальных классов очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой, с учителем. И сказать перед всеми, что не выучил урок, им страш­нее, чем старшему школьнику. Последствия собственной безответственности сыграют свою роль. Но в начальных классах, конечно, нужно контролировать качество вы­полнения домашних заданий.

Необходимо настраивать ребенка на то, что если он бу­дет внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков ему удастся выучить уже в классе и дома не придется тратить время.

►► СИТУАЦИЯ № 112. В мотивации на успешность ребен­ка в учебной деятельности большая роль принадлежит учителю.

Какие действия учителя способствуют той или иной мо­тивации ребенка на учебу?

Решение. Действия учителя могут быть ориентированы:

QQ. на избежание неудач:

XI при сравнении достижений одного ученика с достиже­ниями других («не хуже других»);

XII при жестком контроле, когда помощь оказывается в виде приказа, навязывания своего мнения;

XIII при объяснении неудачи отсутствием способностей. Или говорят: «Тебе, наверное, повезло, вопрос достал­ся легкий»;

RR. на достижение успешного результата:

XIV принимается в расчет зависимость успеха от прилагае­мых усилий;

XV при развитии самостоятельности и инициативы уче­ника;

XVI объяснение неудач недостатком приложенных уси­лий. При хорошей оценке говорят: «Молодец, хорошо поработал».

Сформированная таким образом в детстве мотивация из­бегания неудач или достижения успеха будет пронесена через всю жизнь.

Родителям младшего школьника следует:

XVII учить детей задавать вопросы не только другим, но, прежде всего, себе. Необходимо, чтобы ребенок не ждал готового ответа, а находил его сам. С этой це­лью взрослый своими вопросами побуждает ребенка задавать себе вопросы. Например: «Тебе все ясно?..», «А что значит это?», «А как бы ты ответил на такой вопрос?» Важно научить ребенка пользоваться спра­вочной литературой: словарями, справочниками, эн­циклопедиями и пр.;

XVIII показывать ребенку ценность знаний, образования, культуры человека. Надо формировать культ интел­лекта. Всякие знания приносят пользу, только одни — сегодня, а другие — завтра.

Культ интеллекта должен пронизывать все: семейные чтения, создание семейной библиотеки, посещение му­зеев и выставок, интеллектуальные беседы, дискуссии, споры обо всем на свете.

Книги должны иметь приоритет перед телевидением. Заинтересовать ребенка просмотром программ научно­познавательного характера: о живой природе, о путеше­ствиях, об исторических памятниках культуры, искус­ства, о мироздании в целом.

►► СИТУАЦИЯ №' 113. Как ни уговаривали Дениса, чтобы он постригся, ничего не помогало. Но вот сторож сказал: «Денис, тебе надо постричься». И он постригся.

С чем может быть связано разрешение этой ситуации? Решение. В этой ситуации сторож оказался референтной личностыо для Дениса. В отдельных ситуациях воспита­ния следует задуматься о том, кто из других людей может помочь разрешить возникшую проблему: моряк, офицер, дантист, спортсмен, артист и так далее. Кто может быть референтной личностью для ребенка в данной ситуации воспитания?

►► СИТУАЦИЯ № 114. Лева, когда ему было 9 лет, заявил маме, что ему нужны деньги и он хочет найти работу.

Что должна ответить мама: «Девятилетних детей на работу не берут» или: «Я понимаю тебя, твои пробле­мы»?

Решение. Второй ответ не «отнимает» надежду, не при­ведет ребенка к разочарованию.

В такой ситуации Лева может взять телефонный спра­вочник и позвонить директорам фирм, которые скажут об условиях приема на работу, о возрасте и так далее. Что настроит ребенка на перспективу радостного достиже­ния. Родители не должны лишать ребенка такого опыта!

►► СИТУАЦИЯ № 115. Саша твердо обещает маме: приду с прогулки в назначенный час, приготовлю все уроки. Но в назначенный час Саша не возвратился домой и уроков не приготовил.

Искренне ли он давал свои обещания маме? В чем при­чина невыполнения обещаний Саши?

Решение. Саша давал свои обещания искрение. Нельзя считать, что невыполнение обещаний связано с его злой волей, с его пренебрежением к маме, которой он давал обещания.

Причины невыполнения обещаний могут быть разные. Желая, чтобы его оставили в покое, обещает, не собира­ясь его выполнить. Или в тот момент, когда давал обе­щание, был чем-то увлечен, плохо осознавал, о чем идет речь. Обычно обещания ребенка необходимы в тех слу­чаях, когда ему приходится отказываться от приятных для него занятий («хочу») во имя необходимых («на­до»).

При иесформированности соподчинения мотивов ребе­нок может не выполнять своих обещаний, его желания превалируют над мотивами «надо», когда увлечен инте­ресным для него делом. Не нужно видеть в этом злонаме­ренную уловку.

►► СИТУАЦИЯ № 116. Родительница сокрушается: «Мой Витя все может убирать быстро и как следует — не при­дерешься. Но пока не напомнишь, не скажешь много раз, так и будет сидеть в беспорядке. И ему ничего, для него никакого беспокойства».

Как же это можно объяснить?

Решение. У ребенка сформированы умения и навыки ак­куратного выполнения, но не привычка к аккуратности. Только привычка включает в себя потребность в реализа­ции умений и навыков и в создании определенной обста­новки для своей работы, игры.

Ребенок ведет себя так или иначе не потому, что он не умеет осуществлять то или иное действие, а потому, что он не может не осуществить его; иначе у него возникает внутренний дискомфорт.

►► СИТУАЦИЯ № 117. Американский учитель не прояв­ляет никаких эмоций в отношениях с учеником. Это в какой-то мере стабилизирует внутреннюю среду в школь­ном коллективе: ученики чувствуют себя более спокойно. У них нет боязни того, что за неправильный ответ или за неподготовленное задание на них могут повысить голос, отчитать перед всем классом. Но это лишает их какого- либо контакта между учителем и обучаемым. Роль учите­ля нивелирована. Он не ведет никаких душевных разго­воров ни с учениками, ни с их родителями. Он не может говорить с ними ни о чем, кроме того предмета, который он преподает.

Выскажите свое отношение к такой системе обучения. Что могло повлиять на учащение случаев убийств детей детьми?

Решение. Дети в американской школе очень одиноки. Учитель не является для них ни другом, ни наставником, ни советчиком. Сами учащиеся между собой очень раз­общены. А в обширном потоке информации детям труд­но выбрать правильные книги, нет помощи в выработке вкуса, да и получение знаний никем не подстегивается. Интеллектуальное голодание и узость в общении ведут к большому количеству подростковых депрессий. Тут и наркотики, тут и оружие. Все юные убийцы, плача в по­лиции, утверждали одно: им не с кем было поговорить. Психологи считают, что современная школа опасна для психики ребенка и подростка.

►►


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: