Упражнение 4. «Метафорический букет»

В нашем букете — четыре цветка. Что это будут за цветы, зависит от ведущего и от участников. Можно их перечис­лить — например, роза, незабудка, тюльпан и гладиолус.

Можно спросить у кого-либо из участников: «Какой твой лю­бимый цветок?» — и так продолжать опрашивать участников, пока не наберется четыре цветка. После этого всем остальным цветы все-таки назначаются, так чтобы один и тот же цветок достался не менее чем трем участникам. После этого ведущий встает, отходит от своего стула и говорит: «Поменяйтесь мес­тами, все «незабудки»!» «Незабудки» встают и пытаются пере­бежать на другой стул, а в это время ведущий тоже садится на чье-либо место. Теперь ведущим становится уже другой участ­ник — в дан%ом случае кто-нибудь из «незабудок». Он может попросить поменяться местами всех «роз» или «тюльпанов» и т.д. или сказать: «Букет!» — и тогда каждый должен встать и пересесть на другое место.

После того как каждый цветок будет назван хотя бы один раз, упражнение из разминочного становится метафориче­ским. В игру вводится усложнение: теперь уже нельзя просто называть цветок, нужно использовать образ, метафору, напри­мер: «цветы-предсказатели» (ромашки), «цветы-заклинания» (незабудки); «символы многодетности» (ландыши); «мекси­канский цветок» (роза, в связи с мексиканским телесериалом «Дикая роза»); «набатный цветок» (колокольчик); «символ русского простодушия» (ромашка); «символ английской вой­ны» (роза); «символ женского равноправия» (мимоза) и т. п.

Упражнение вызывает значительные трудности, поскольку вынуждает преодолевать привычное, стереотипное воспри­ятие. Дж.-Л. Морено называл способность дать новый ответ на старую ситуацию креативностью, а способность дать адек­ватный ответ на новую ситуацию — спонтанностью. Если использовать терминологию Морено, данное уп­ражнение требует в большей степени креативности, а упраж­нение «Метафорический образ Ребенка» — спонтанности. И оказывается, что креативность проявить гораздо сложнее, чем спонтанность, хотя по личностной значимости упражнение «Образ Ребенка» в значительной степени превосходит «Букет».

2.3. ПСИХОСИНТЕЗ

Психосинтез используется как метод психотерапии в пер­вую очередь тогда, когда причиной проблем клиента является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов. В по­следнем случае сами клиенты не всегда осознают или пра­вильно оценивают происходящие в них процессы.

Психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Суть ее заключается в определенном под­ходе к строению и функционированию внутреннего мира че­ловека. Схематично внутренний мир человека был представ­лен в виде сферы (монады), погруженной в поле коллективно­го бессознательного (окружающую психическую среду). Оболочка сферы проницаема, как мембрана, что обеспечивает процессы взаимного влияния человека и среды. Внутренний мир человека состоит из низшего, среднего и высшего бессоз­нательного, поля сознания, сознательного Я (Эго) и высшего Я. Задача психосинтеза — посредством специальных техник помочь человеку глубоко изучить собственную личность (свое бессознательное, свое истинное Я), установить контроль над различными элементами своей личности, выявить свои проти­воречия, понять себя после постижения своего истинного Я — создать новый, объединяющий его личность центр. Психосин­тез заключается в формировании или перестройке личности вокруг нового центра, что в результате позволяет человеку стать хозяином своей жизни, избавиться от психических и со­матических расстройств, развить свои способности, обнару­жить свою истинную духовную природу и построить на ее ос­нове гармоничную, эффективную личность.

Ключевым в психосинтезе является понятие субличность. Субличности — это те, как правило, неосознаваемые голоса, которые борются в сознании человека. Простейший пример — конфликт различных желаний. Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Практика психосинтеза состоит в выявлении инди­видуальных субличностей и нахождения осознанного компро­мисса.

Работа с субличностями состоит из следующих этапов:

1) осознание и распознавание;

2) принятие;

3) координация и трансформация;

4) интеграция.

Синтез. Для того чтобы вывести внутренние конфликты и трудности в воссоздании этого образа, то сначала представьте себе пламя свечи, горящее ровно и спокойно, а затем в центре его постарайтесь увидеть лицо.

Вступите в разговор со старцем (женщиной), используйте его присутствие, чтобы с его помощью разобраться в происхо­дящем, получить ответ на интересующие вас вопросы. Этот диалог может проходить как на вербальном, так и невербаль­ном (визуальном) уровне. Затратьте на него необходимое ко­личество времени. По его окончании опишите все, что проис­ходило, в своем дневнике, по возможности давая оценку всем инсайтам.

После определенного периода тренировки необходимость создания образа может отпасть совсем, поскольку появляется возможность осуществлять контакт в другой форме. Это мо­жет быть внутренний голос (здесь уместно вспомнить Сокра­та). Информация может также приходить в виде прямого зна­ния о том, как следует вести себя в той или иной ситуации. С течением времени контакт с внутренним советчиком может стать настолько прочным, что его любовь и мудрость будут иг­рать все большую роль в вашей жизни.

Работа с данным упражнением требует подключения двух процессов ментального уровня: установления различия и ин­терпретации происходящего. Мы должны уметь видеть разни­цу между теми образами, которые подлинны и несут инфор­мацию, и химерами. Например, иногда может появляться об­раз критически настроенного иавторитарного человека, который не испытывает к вам искренней любви. Это может быть одна из ваших субличностей или знакомый человек, ко­торые проецируются в надсознание. Таким образом, вам сле­дует установить разницу, узнать, кто предстал перед вами, и сорвать с него маску. Кроме того, вы иногда можете услышать то, что хотели бы слышать, а не подлинное сообщение. Во-вторых, полученная информация не всегда имеет четкий и ясный смысл и нуждается в правильной интерпретации.

Наконец, следует помнить, что при всей важности подоб­ного контакта не следует им злоупотреблять. Сначала необхо­димо как можно глубже понять проблему, стоящую перед ва­ми, и только если вы действительно не можете найти пути ее разрешения, обратиться за помощью к советчику.

Только с учетом всего вышесказанного метод внутреннего диалога может стать эффективным и мощным средством про­движения на пути развития личности и духовности с помо­щью психосинтеза.

Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: