Упражнение 2. Формирование идеальной модели

Творческое воображение — мощное средство развития личности. Его можно успешно использовать при разработке идеальной модели, концепции или образа личности. Разработ­ка идеальной модели — это создание реалистического и достижимого образа, который учитывает все то, что существует в нас, или позволяет проводить замену того, что ограничивает нас, придает нам некоторую односторонность и несовершен­ство. Эти внутренние осознанные или неосознанные аспекты нашей личности, различные по характеру, происхождению и энергетическому уровню, часто взаимно исключают друг друга или находятся в состоянии конфликта. Цель данного упраж­нения — разработка идеальной модели Я, реалистического ви­дения того, чем может и хочет стать человек.

Для этого прежде всего необходимо выявить те разнооб­разные факторы, которые ограничивают наше восприятие то­го, чем мы можем стать. После выявления всех возможных конфликтов начинается процесс целенаправленного воплоще­ния идеальной модели.

Идеальная модель не является этапом в достижении со­вершенства, полным психосинтезом. Это скорее еще один шаг, стадия на пути развития, цель которых заключается в ук­реплении или придании законченной формы какому-то плохо проявленному аспекту личности, в формировании желаемого качества или совокупности свойств, в выработке более эффек­тивного направления деятельности и т. д. Таким образом, это реальная модель внутренней и внешней жизни, к которой мы стремимся и которую можем модифицировать и обогащать по мере изменения нашего Я.

Приведенное ниже упражнение предназначено для инди­видуального использования. Однако его можно приспособить и для работы с группой.

В качестве подготовки возьмите психологический дневник или приготовьте бумагу (не менее 7 больших листов для ри­сунков), масляные краски, цветные карандаши или пастель. Пронумеруйте листы бумаги и в дальнейшем используйте их по порядку. Выберите место, где вас никто не потревожит в течение полутора часов. Важно довести упражнение до конца без перерыва и постороннего вмешательства.

Сядьте удобно, расслабьте мышцы, успокойтесь. Очистите голову от мыслей, но сохраняйте контроль за происходящим. Затем внимательно прочитайте следующие слова:

«Каждый из нас как-то недооценивает себя. Каждый соз­дает некий образ или модель самого себя, которая намного ху­же того, чем он (она) является на самом деле. Иногда мы счи­таем, что это подлинная модель».

Теперь закройте глаза и сосредоточьтесь на прочитанном.

Представьте себе этот образ. Попытайтесь увидеть его очень ярко. Обратите внимание на чувства, которые он в вас будит. Изучайте образ, постарайтесь проникнуть в него как можно глубже. Откройте глаза.

Нарисуйте увиденное. Иногда это может быть образ чело­века, иногда символ или абстрактное сочетание цветов. Если вы ничего не увидели, начните рисовать и посмотрите, что из этого получится.

Закончив срисовать, запишите все мысли, имеющие отно­шение к образу. Проанализируйте ваши чувства, смысл, кото­рый вы увидели в рисунке, роль образа в повседневной жизни или любую другую связанную с этим образом информацию.

Сосредоточьтесь на себе, отбросив образ. Глубоко вдохни­те несколько раз. Расслабьтесь и успокойтесь. Очистите голо­ву от мыслей, но сохраняйте контроль за происходящим. За­тем внимательно прочитайте следующее утверждение и пора­ботайте с ним по той же схеме. Закончив рисунок и записав мысли, переходите к следующему утверждению и т. д., пока не поработаете так с шестью утверждениями.

«Я также и несколько переоцениваю себя. Образ самого себя, который я рисую, лучше, чем я есть на самом деле».

«Во мне тайно живет еще один великолепный образ того человека, каким бы я хотел быть. Обычно он преувеличен и недостижим на практике и, следовательно, стерилен».

«Кроме того, существует образ того, каким бы я хотел вы­глядеть в глазах других людей. Он — полная противополож­ность тому, каким я предстаю перед ними на самом деле».

«Во мне также живут образы, являющиеся отражением то­го, каким видят меня люди, что думают обо мне, т. е. обра­зы-проекции. Некоторые из них мне нравятся, другие я отвер­гаю».

«Наконец, существует еще один образ. Это образ того, ка­ким меня хотели бы видеть другие люди, что они ждут от меня и как хотят меня изменить».

Разложите рисунки по порядку и внимательно рассмотри­те каждый из них. Воссоздайте пережитые чувства в отноше­нии каждого образа, назовите их.

Встаньте, закрыв глаза, и прочувствуйте все ограничения, которые несут в себе образы. Почувствуйте их вес и негатив­ное влияние. Затем движением стряхните их с себя. Избавь­тесь от их тяжести, сбросьте эти ложные, навязчивые образы усилием воли, прикажите им уйти. Прислушайтесь к себе, к тому, как вы себя чувствуете. Затем откройте глаза.

Сядьте, снова закройте глаза, сосредоточьтесь на себе. Подумайте о том, каким бы вы действительно хотели быть и могли бы стать на самом деле. Создайте этот образ внутри се­бя. Делайте это медленно и основательно. Изучите образ, По­старайтесь узнать его как можно лучше. Представьте себя таким. Затем добавьте те черты и аспекты, которые вы считаете подходящими, и уберите все, что кажется плохим или беспо­лезным. Откройте глаза и нарисуйте образ или его символ. За­тем запишите все, что вы о нем думаете.

Следующий и последний этап упражнения заключается в «оживлении» образа, который вы хотите сделать динамиче­ским элементом повседневной жизни. Ваша дальнейшая рабо­та зависит от проделанного ранее, особенно это касается иде­альной модели. Ее создание могло сопровождаться возникно­вением глубоких положительных эмоций, инсайтом или осознанием типа «да, это именно то, чем я хотел стать; удив­ляюсь, почему я не подумал об этом раньше». Вы можете так­же испытывать внутреннюю убежденность, что идеальная мо­дель — то, чего вам не хватало, что ее реализация — шаг впе­ред в вашем развитии. Это, безусловно, не означает, что она совершенна и полна. Вы всегда сможете изменить или подправить ее в дальнейшем.

Если созданный образ (модель) отвечает вашим требова­ниям, вы можете продолжить упражнение, доведя его до логи­ческого конца. Если вы устали, вы можете прерваться в дан­ном месте и продолжить занятия позднее или на следующий день. Однако длительный перерыв обычно гасит возникшие положительные эмоции, которые придают модели жизненную силу.

Иногда при анализе модели может возникнуть ощущение, что хотя в целом она и хороша, но это не совсем то, что вам хотелось бы. Другими словами, вы считаете, что модель нуж­дается в дальнейшем совершенствовании или изменении. В таком случае вы можете работать над ней по 15—30 минут на протяжении нескольких последующих дней, пока не достиг­нете желаемого результата. Наряду с этим существует еще один вариант: вы просто продолжаете работу, не обращая внимания на недостатки модели. Однако при этом необходи­мо соблюдать некоторую осторожность, поскольку теперь вы как бы проводите эксперимент, в процессе которого совер­шенствуете модель на базе полученного опыта.

Возможно, у вас появится некоторое сомнение в том, на­сколько реально подходит вам модель и будет ли она шагом вперед, а не еще очередным препятствием. Почувствовав не­что подобное, возвратитесь к первым шести этапам и проана­лизируйте, не вмешивается ли в созданную идеальную модель что-то,из трго, с чем вы должны были расстаться в процессе работы. Если йго имеет место, постарайтесь отбросить все, что вам мешает. Затеи сконцентрируйтесь на модели и задайте се­бе вопрос, на основании каких мотивов, оценок, целей, опыта и т. д. вы считаете ее идеальной. Этот момент может иметь очень большое значение при вашей полной удовлетворенно­сти моделью. Все сказанное выше часто позволяет реально выявить причины тупика и подготовить здоровую почву для создания желаемого образа.

Если вы довольны созданной идеальной моделью, закрой­те глаза и представьте себе, что вы и есть эта модель. Пона­блюдайте за лицом, глазами, позой, поведением, другими осо­бенностями, присущими модели. Затратьте на этот процесс столько времени, сколько потребуется. А теперь слейтесь с моделью, постарайтесь почувствовать, что значит быть ее но­сителем. Воссоздайте мысленно несколько повседневных си­туаций, в которых вы вели себя, демонстрируя качества и ре­акции, характерные для модели.

Теперь откройте глаза, проанализируйте пережитое и за­пишите все в дневник. Перечитав написанное, решите для се­бя, есть ли еще что-нибудь, что вы хотели бы изменить в ва­шей модели.

Следующий пункт упражнения является практическим ру­ководством к действию, которое может быть применено вся­кий раз, когда возникает потребность вести себя сообразно созданной модели. Он приносит огромную пользу даже при однократном выполнении. Его частое повторение (ежедневно в течение какого-то промежутка времени) дает самый наилуч­ший результат. Занятия предпочтительно проводить по утрам, проигрывая в воображении какие-то частные ситуации, кото­рые могут возникнуть в течение дня. Упражнение следует за­канчивать принятием твердого решения действовать в момент развития обдуманных ситуаций в реальной жизни в строгом соответствии с качествами и позицией, присущими идеальной модели.

Настало время сказать несколько слов о необходимости соблюдать осторожность. Существуют случаи, когда во время занятий в какой-то воображаемой ситуации вы хотите проде­монстрировать положительное качество, но испытываемые ощущения абсолютно противоположны тому, что вы хотели получить. Например, картина публичного выступления, во время которого вы видите себя спокойным и уверенным, вдруг становится причиной беспокойства. Представляя, как терпимо и ровно вы относитесь к определенному человеку, можно испытать приступ гнева. Это свидетельствует о сущест­вовании на уровне подсознания сильного и глубокого чувства. Его надо извлечь из недр подсознания, а все связанное с ним напряжение снять прежде дальнейшей работы по вживанию в идеальную модель.

Возможность проявления отрицательных свойств при ра­боте над положительными качествами — яркое свидетельство того, что концентрация на положительном (при условии со­блюдения правильного и взвешенного подхода) не ведет к по­давлению отрицательного. Скорее она помогает вступить с ним в контакт, чтобы его устранить, используя установку на положительное.

Сочетание этого упражнения с вечерним обзором собы­тий, когда вы оцениваете свое поведение в течение дня с точ­ки зрения идеальной модели, дает очень хорошие результаты. Данное упражнение можно эффективно использовать при работе с группой. Что касается психологов, врачей или педа­гогов, проводящих занятия, то они должны сначала сами по­работать с данным упражнением и лишь потом использовать его в практической деятельности. Это помогает приобрести опыт, необходимый для определения своевременности под­ключения клиента к работе и более глубокого понимания ди­намики происходящих процессов.

Было замечено, что на конечном этапе работы группу сле­дует разбивать на небольшие подгруппы из 3—4 человек. По­каз рисунков друг другу и обсуждение пережитого опыта спо­собствуют формированию обратной связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: