Упражнение 1. «Метафора цвета»

Участники сидят в кругу с закрытыми глазами. В руки ка­ждому ведущий кладет кусочек гладкой, приятной на ощупь бумаги. Бумажки окрашены в разные цвета, чаще всего слож­ные, не определяемые одним словом: жемчужно-серый, мали­новый, бежевый с розовым отливом, голубовато-сиреневый, цвет кофейного зерна, соцветий мимозы, цвет морской волны и т. п. Потом участникам предлагается открыть глаза, взгля­нуть на бумажку в своих руках и проникнуться ощущением ее цвета. В группе есть еще два человека, которые получили та­кой же цвет. Теперь нужно с помощью метафор найти двух «собратьев» по цвету. Ведущий предлагает: «Спрячем бумажку в ладони и попытаемся передать ощущение ее цвета метафо­рически: «цвет первой любви», «цвет коварства», «цвет не-сданного экзамена», «цвет состояния души после развода»». В этом упражнении лучше не давать примеров и образцов отве­тов. У ведущего есть своя бумажка, он просто может начать работать со своим цветом — встать и произнести вслух свою метафору, например: «цвет пробуждения».

Те участники, которые почувствуют, что эта метафора подходит и к их цвету, также встают. Но в ответ на эту мета­фору — «цвет пробуждения» — могут встать, скажем, пять че­ловек, а один и тот же цвет есть только у троих. Значит, мета­фора была слишком широкой. Нужно искать более точную метафору, позволяющую выявить именно данный цвет. Те­перь у кого-то другого родилась метафора своего цвета, он встает и говорит: «Цвет глубокого сна без сновидений». Те, кто считает, что эта метафора подходит к их цвету, тоже вста­ют. При этом может оказаться, что встанет кто-то из тех, кто ранее согласились с метафорой «цвет пробуждения». Напри­мер, участнику с темно-синим цветом кажется, что к его цвету подходят обе эти метафоры — и глубокого сна, и пробуждения от сна. Задача заключается в том, чтобы найти метафору, не только точно отражающую твое собственное ощущение цвета, но и находящую отклик у «собратьев по цвету».

После того, как каждый назовет по крайней мере одну ме­тафору, в группе часто наступает какое-то оцепенение. Каж­дый говорит на собственном метафорическом языке, и как понять, обращена ли эта метафора к тебе? Возникает ощуще­ние бессилия в попытках найти способ самовыражения и по­нять другого. Процесс рождения общего метафорического языка мучителен, как вообще мучителен процесс поиска взаи­мопонимания.

В сущности, это упражнение само является метафорой драмы взаимного непонимания людьми друг друга. Оно спо­собствует развитию мощных интеллектуальных усилий, твор­ческого напряжения, которое запоминается и потом, в труд­ные моменты, может служить подсказкой: «Пробуй еще и еще, продолжай вырабатывать идеи и образы, может быть, по­степенно ты найдешь путь к пониманию, как мы нашли его тогда».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: