Первый уровень

1. Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу:

сыр — сор; вол — вал; кот — кит; Юра — юла; сом — сор — сок; ком — дом — лом;

роса — оса; бочки — очки; стол — сто; банк — банка; рот — крот; вол — волк.

Назови гласные и согласные звуки в словах. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Послушай стихотворение:

— Эй, баран, подай овса! — Просит белая овца.

(Я. Козловский)

Найди слова, которые различаются лишь одним звуком. Назови их. Одинаковы ли эти слова по смыслу?

3.

а) Скажи, сколько звуков в слове «лапка»? Сколько в слове гласных и сколько согласных? Назови их. Замени 1-ю гласную букву в слове так, чтобы получились другие слова. Скажи, какой звук ты заменил?

б) Скажи, сколько звуков в слове «пир»? Сколько гласных, сколько согласных звуков в этом слове? Замени 1-ю согласную букву так, чтобы поучились другие слова.

4. Предъявляются предметные картинки: банка, мяч, репа, рак, замок, торт. Рассмотри картинки и назови их.

Назови слова, обозначающие изображённые на картинке предметы: сначала - состоящие из 3 звуков; затем — из 4 звуков; потом — из 5 звуков.

Назови слова, состоящие: из 2 согласных и 1 гласного; из 2 согласных и 2 гласных; из 1 гласного и 3 согласных; из 2 гласных и 3 согласных.

Подбери 3 слова, состоящие из 2 гласных и 2 согласных. Докажи, что ты подобрал слова правильно.

5. Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме:
•аŸ; ŸоŸа; ŸоŸоŸо; лŸзŸ; рŸбŸк; кŸклŸ; слŸвŸ;
Проанализируй звуковой состав подобранных слов.


6. Звуковой диктант. а) Выложи схемы слов. Гласную заштрихуй красным1 цветом.

Мир, сок, бал, сила, вера, куры; вагон, пушка, лимон; торт, крот, парк

Назови слова, в которых согласных больше гласных; слова, в которых только одна гласная.

б) Какое слово задумано?

Назови схемы, в которых согласных больше, чем в других. Подбери к данным схемамсоответствующие слова.

7.

а) Повторяй слоговые ряды, отхлопывая их ритм:

па-па-па; то-ту-ты; ки-чу-ха; уск-ошк-изл-ежл.

б) Отхлопай ритм по схемам:

Подбери слоги к схемам и воспроизведи их, выделяя голосом ударный слог.

в ) Составь 3 слоговых ряда, в каждом — по 3 слога. В каждом слоговом ряду поставь ударение на разных слогах. Произнеси каждый слоговой ряд, выделяя голосом ударный слог. (По заданию логопеда.)

г) Прочитай слоговые ряды, выделяя голосом: 3-й слог; 2-й слог; 1-й слог; слог:

ла-ри-ле-ро; абл-опф-ипс-убз; окр-ашп-икт-угл.

1Здесь и далее в пособии указаны цвета обозначений звуков. Логопед предъявляет цветные схемы.или дети раскрашивают их соответствующими цветами.


 
 


8. Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получи­лись слова:

Скажи, меняется ли значение слова и почему. Сколько слов получилось в каждой строчке? Отметь цифрой их число на каждой строчке.

Расскажи о звуковом составе слов, в которых 2 гласные.



9. Четко прочитай слова:

пень, соль, зубы, врач, вагон, мел, майка,
работа, ворона, грач, загон, забота, лень,
губы, ноль, сел, топот, сайка, корона, ропот.

Найди пары слов, которые различаются друг от друга одной буквой. Назови эти пары слов и скажи, какой буквой они различаются.



10. Составь в течение 3 минут слова, используя при этом одновременно все данные буквы:

Сколько слов ты составил?

Назови число слогов и букв в составленных словах. Сколько гласных букв, сколько согласных?



11. Из букв каждого слова составь за 5 минут как можно больше слов.

великан — валик, вал, век, лак,...

картина —

Буратино —

проволока —

Мальвина —


В каждом ряду посчитай количество слов, содержащих 2 согласных и 1 гласный звук; 3 согласных и 2 гласных. Назови слова, которые ты не посчитал. Проанализируй их звуковой состав.



12. Подбери слово:

а) по первому и последнему звуку (или букве):

б) по первому и второму звуку (букве):





Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй звуковой состав 3 подобранных слов с 1-м ударным слогом и 3 слов со 2-м ударным слогом.

13. Вставь недостающий слог и прочитай слово:

-рожка бу-га
-пеика ка-ля
-стройка лас-ка
-рабан ли-ка
-нышко ко-ник

Назови ударный слог в каждом слове и прочитай его правильно.

Определи число согласных в каждом слове.

Прочитай слова, начиная со слова, в котором наибольшее количество согласных, и заканчивая словом с наименьшим количеством согласных. Докажи, что ты прав.

14. Предъявляются предметные картинки: люстра, телефон, шляпа, молоток, катушка, конфеты, кастрюля, девочка, апельсины.

Рассмотри картинки и назови изображённые на них предметы.

Назови слова в такой последовательности: с первым ударным слогом (1); со вторым ударным слогом (2); с третьим ударным слогом (3).

Произнеси ещё раз слова, выделяя голосом ударный слог.

Назови слова, в которых 4 согласных звука.

Подбери по 2 слова: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим.





15. Соедини слоги так, чтобы получились слова:

оси-, ка-, поми-, -рец, -на, -дис, огу-, -лина, ре-, -нок. све-, ряби-, -дор, чес-, -пуста, -кла, ка-, ма-.

Выдели ударный слог.

Назови сначала слова, состоящие из 3 слогов, потом — из 2 слогов.

Докажи правильность своего ответа.

16. Назови число гласных и согласных в слове роза.

К каждой букве слова роза в течение 5 минут подбери по 3 слова по образцу:

Р О З А

рука ослик зонт аптека

Проанализируй подобранные слова. Назови слова, в которых согласных больше, чем гласных. Назови слова, в которых одинаковое число гласных и согласных.

17. Чётко прочитай слова:

школа,узор, кличка, большой, крыльцо,луч,
ночь, зима, страны,мышь, грач, мальчик,волны,
сынок, льдинка,старость, полька.

Назови слова, в которых число звуков совпадает с числом букв. Назови слова, в которых число звуков не совпадает с числом букв. Почему? Запиши подчёркнутые слова звуками по образцу:




18. Чётко прочитай слова:

пень, конь, куль, час, зверь, прут, друг, гриб, ёж, ночь.


Знакомы ли тебе эти слова? Сколько слогов в каждом слове? Как называют такие слова?

Измени данные слова так, чтобы они стали двухсложными. Выдели ударный слог.

Проанализируй по звуковому составу слова, в которых одна из гласных находится после двух согласных.


19.

а) Запиши слоговые схемы слов, выделяя ударный слог.




Очки, небо, гамак, лампа, сапоги, валенки, образец, книга, трости, клубень.

Назови слова, в которых гласный находится после двух согласных.

б) Расшифруй схемы слов:




Проанализируй слова со вторым ударным слогом.


20. Рассмотри внимательно слова. Найди в каждом слове «спрятавшиеся» слова:

хлев, щель, укол, зубр, коса, полк, волк, краб,
брак, восемь, вокруг, победа, Иван, машина, косы,
девочки, спешка, вдруг, сутки, дорожки, песок,
горошина, опушка, задача, дочурка, черемуха,
трубач, хитрость, стрекоза, драма, крапива, гроза,
газета, гитара, дубрава, ствол.

Назови среди данных слова, содержащие 3 согласных звука и 1 гласный; 4 согласных и 1 гласный. Назови двухсложные слова, содержащие 4 согласных и 2 гласных звука. Назови трёхсложные слова, содержащие согласных больше, чем гласных.

21. Прочитай «про себя» слова и выдели ударный слог:


работа, голова, волны, сказки, больница, огурец,
бананы, ледоход, ягоды, концерт, освещение,
санитары, школьники, корабли, специалисты,
поверхность, ястреб, арбуз, документ, верба, засуха,
магазин, километр, крапива, букашка, ненависть.

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

• Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог: сначала слова с первым ударным слогом, затем — со вторым, потом — с третьим.

• Какое слово имеет другой ударный слог? Какой он по счету?

• В течение 5—7 минут выпиши из любого текста по 3 слова: двухсложных, трёхсложных, четырёхсложных; выдели ударный слог.

• Прочитай выписанные слова, выделяя голосом ударный слог.

22.



а) Что изображено на схемах?


Какие слова можно подобрать к этим схемам? Подбери к схемам по 3 слова. Запиши их. Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.


б) Прочитай «про себя» слова под схемами. Подумай, все ли слова подобраны правильно. Если неправильно, то объясни, почему.

домик свекла ролики газета петушок ромашка телевизор
ремень коньки сметана фестиваль ворота извините документы
портфель крепость цепочка инструмент спереди волшебница смородина

Чётко прочитай слова, правильно выделяя ударный слог.



23.


а) Чётко прочитай слова, в которых 5 согласных, выделяя голосом ударный слог.



город окно чучело панама голова
карта письмо яблоко товарищ человек
вечер семья оттепель рубашка ручейки
книга вчера бабушка спасибо разрешить
завтра секрет комната открытка часовщик
август конверт косточка приятель мотоцикл
площадь проспект трудности крыжовник космонавт
фрукты студент странники сестричка институт
транспорт страна стрелочник страничка мастерство

Прочитай остальные слова, чётко выделяя голосом ударный слог.



ящерица обязанность пылесосить пересекать
жаворонок подушечка поговорка наперебой
перечница одиннадцать подготовка велосипед
кровельщики пословица планетарий перескочить
выздороветь смородина пропустили глухонемой
завтрашние здороваться буревестник натуралист
мужественны строение перестроить официант
стрелочники строительство государство отшлифовать
справочники вскарабкаться производство телеграфист

Прочитай слова: сначала с первым ударным слогом, затем — с третьим; четвертым.

Прочитай: слова, начинающиеся с 2 согласных букв, затем — с 3 согласных; слова, в которых 3 согласных расположены подряд в середине слова.

24.

а) Подбери по 5 слов: двухсложных — со вторым ударным слогом; трёхсложных — с первым ударным слогом; трёхсложных — с третьим ударным слогом.

б) Подбери по 5 двухсложных и трёхсложных слов с любым ударным слогом.

Выдели ударный слог.

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

• Четко прочитай все подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.



25. Прочитай слова:

Подумай и скажи, чем отличаются данные слова. Расскажи, что обозначает каждое слово.

26.

а) Докажи с помощью выделения ударного слога, что приведённые ниже слова — разные; подтверди это, определив значение слова:

Село — село; стоят — стоят.

Составь с данными словами предложения.


б) Прочитай слова, чётко выделяя голосом ударный слог:

был — была — было — были;
лил — лила — лило — лили;
жил — жила — жило — жили;
спал — спала — спало — спали;
брал — брала — брало — брали;
взял — взяла — взяло — взяли.

Сравни слова 2-го и 3-го столбиков; 2-го и 4-го столбиков. Чем они различаются по произношению? Прочитай ещё раз эти слова правильно.


27. Прочитай словосочетания и предложения «про себя». Поставь знак ударения в выделенных словах.

Жилив деревне. Былолето. Взялакотёнка Дожди лили.

Коллективная проверка правильности определения ударения:

• Прочитай словосочетания и предложения вслух, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах.

28. Подбери подходящее по смыслу слово и выдели в нём ударный слог (см. слова в упр. 26, б).

Девочка (что сделала?)... конфету. Ребята (что делали?)... в лесу. Как из ведра (что делало?).... Часто деньги (что делали?)... из копилки.

Прочитай полученные словосочетания, выделяя голосом ударный слог в подобранных словах.

29. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

вода — воды доска — доски игла — иглы
гора — горы стена — стены труба — трубы


Сравни пары слов по месту ударного слога в них. Меняется ли смысл слова? Почему? Составь с данными словами словосочетания.



30.

а) Рассмотри картинки и составь словосочетания. Чётко их произнеси.

Предметные картинки: красная лента; круглое яблоко; осенний лес; пенал на столе или парте; белка в дупле; дети с цветами.

Сравни слова в каждом словосочетании по месту ударения.

Сравни словосочетания друг с другом по месту ударения в словах, которые в них входят.

б) Рассмотри картинки. Составь предложения, используя данные в скобках вопросы.

Предъявляются сюжетные картинки:

Лодка плывёт по реке. {Что? Что делает? Где?);

Мальчик играет с собакой. {Кто? Что делает? С кем?);

Кошка сидит на окне. {Кто? Что делает? Где?);

Девочка надевает пальто. {Кто? Что делает? Что?);

Бабушка выходит из дома. {Кто? Что делает? Откуда?);

Ребята стоят около дерева. {Кто? Что делает? Около чего?).

Произнеси составленные тобой предложения, выделяя голосом в каждом слове ударный слог.

В каждом предложении проанализируй слова по месту ударения в них.

31. Составь словосочетания с помощью вопросов и запиши их.

а) Занимался {чем?)...; солнце {какое?)...; сшила {что?)...; покрыты {чем?)...; дорога {какая?)...; радуюсь {чему?)...; приехал {куда?)...; увидел {кого?)...; снежинки {какие?)....

б) Направил {куда?)...; убежал {от кого?)...; грибы {где?)...; яблоки {в чём?)...; спустился {откуда?)...; поднялся {куда?)...; заехал {за кем?)...; подошли {к чему?)....

Выдели ударные слоги в словах, входящих в словосочетания. Прочитай словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в словах. Назови главное слово в словосочетаниях.

трубы на улице; жили в городе; взяли розу;
были в классе; строить фабрики; пишу флома-
стером; солнце на горизонте; делать тракторы;
книжные полки; быстрый транспорт;

32. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог
в каждом слове:

а)



б)


деревья с плодами; решить вопрос; активное
участие; встречать гостей; любимый учитель;
хорошая экскурсия; космический корабль; стоят
у рояля; с огромным вниманием; строительные
отряды.

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

полетели в космос; пришили пуговицу; хотели
слушать; необходимо прочитать; настоящий под-
виг; первый космонавт; интересные пуговицы;
подготовка к занятиям; бесконечные просторы.

• Сравни словосочетания в пунктах а) и б) и скажи, как различаются в них слова по месту ударного слога.

А теперь прочитай следующие словосочетания «про себя» и выдели ударный слог в каждом слове:

разреши пригласить; получила телеграмму; сере-
дина декабря; журналист рассказал; пианист
выступал; подготовка к выступлению; интерес-
ное путешествие; продолжаем разговор;

в)


г)

Сравни словосочетания в пунктах в) и г) и скажи, как различаются в этих словосочетаниях слова по месту ударного слога.

Теперь сравни все словосочетания (в пунктах а), б), в) и г) и скажи, как различаются в них слова по ударному слогу.

Прочитай словосочетания с третьим ударным слогом; потом — со вторым; затем — с четвёртым и, наконец, — с первым.


33. Прочитай «про себя» словосочетания:

зубная боль; радуюсь весне; резкое похолода-
ние; крутая тропинка; строят крепость; тающие
сосульки; заниматься гимнастикой; продвига-
лись вперёд; пролетел ястреб; появилось гнездо;
перистые облака;

а)



спешу на трамвай; спрятался от дождя; вмешался
в разговор; возвращался из школы; подъехали
к сугробу; на картине художника; покатились
с пригорка; светлячки в траве; за четырехэтаж-
ной школой; запорошенные снегом сосны.

б)




Выдели ударный слог в каждом слове. Докажи, что ты правильно это сделал: чётко прочитай вслух, выделяя голосом ударные слоги.

Чётко прочитай словосочетания, в которых в обоих словах одинаковое количество согласных букв (предлог не учитывать!); затем — словосочетания, в которых одно слово состоит из шести слогов.

34.

а) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 2 слов: первое слово — с первым ударным слогом, второе — со вторым ударным слогом.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 3 слов. Выдели ударный слог.

(Взаимопроверка: чтение с чётким выделением ударного слога.)

35.

а) Прочитай словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах:

Шерсть овцы — овцыв загоне; вершина горы— высокие горы;на берегу реки— полноводные реки;у пятиконечной звезды— яркие звёздына небе.

Скажи, чем различаются выделенные слова? Меняется ли смысл этих слов? Почему?

б) Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

совы — совы; леса — леса; доски — доски; дела —
дела; косы — косы; поля — поля.

Скажи, чем различаются данные слова? Объясни, как меняется значение слов от места ударного слога. Составь с данными словами словосочетания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: