Третий уровень

1. Послушай стихотворение:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных — прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

(С. Маршак)

О каких различиях гласных и согласных звуков говорится в этом стихотворении?

Чем ещё различаются гласные и согласные? Покажи эти различия на своих примерах.

Сколько гласных звуков? Назови их. Сколько гласных букв? Назови их.

Сколько согласных букв? Какие бывают согласные звуки? Назови пары звонких и глухих согласных.

Какие звонкие согласные не имеют парных глухих? Какие глухие согласные не имеют парных звонких?

Какие согласные всегда мягкие? Какие согласные всегда твёрдые?

Каких слов в русском языке больше: тех, которые начинаются с согласных или с гласных? Почему? Обоснуй свой ответ.

2. За 3 минуты подбери как можно больше слов с гласной а: с гласной о.

Проанализируй подобранные слова.

а) Повторяй слоговые ряды, выделяя голосом (по заданию логопеда) второй, третий, первый, четвёртый ударные слоги:

рпит-ершп-уздр; вска-взга-вска; вздра-встре-вздру-встры.

б) Послушай слоговые ряды:

ост-улк-апт; взле-стро-шпла; вждло-мскра-скло.

Составь их схемы. Подбери к этим схемам свои слоговые ряды. Произнеси их, выделяя нужный ударный слог.


4.

а) Составь схемы слов по образцу.




Середина, телефоны, ананасы; планета, флаконы, свинина; гвоздики, птичница, прививка; клумба, флоксы, блокнот; страна, стройка, встреча.

Гласную букву раскрась красным цветом, согласную — синим. Выдели в схеме ударную гласную.

Сколько в каждом слове гласных и согласных звуков? Между какими звуками ты слышишь ударные гласные звуки?

б) Расшифруй слова по звуковой схеме:

Подбери к схемам слов, состоящих из 4 согласных и 2 гласных, ещё несколько слов. Проанализируй звуковой состав подобранных слов.

Подбери слова к двум последним схемам. Обоснуй свой выбор.

5. Составь как можно больше слов, вставляя пропущенные буквы:

Называй составленные слова, выделяя ударный слог.

Назови согласные в подобранных словах.

* (Смена, слева, сфера, схема, слеза, среда, свела, свеча, Света, стена...)


6. Послушай слова и догадайся, что с ними происходит:

Ход — хор — хорь — корь — кора — пора — порка...

Скажи, почему меняется значение слова?

Продолжай менять звуки в словах, чтобы получалось новое слово. Рассказывай, какие звуки ты добавляешь, изменяешь.

Предложи такую же игру товарищу со словами: дом, вол, сад.

7. Кто скажет (или запишет) больше слов с одинаковой гласной за 5 минут?

О б р а з е ц: у — суп, зуб, дуб, укус, тулуп, шуруп.

о —...

а —...

и —...

Назови согласные в подобранных словах.

Проанализируй 3 слова с каждой гласной по звуковому составу.

8. Подбери к данным другие слова, которые с ними рифмуются.

Образец:ноль — соль, моль.

Скажи, какими буквами они различаются в каждой паре.

ушки —... огурец —... опушка —... ролики —...
гром —... золото —... верь —... лето —...

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

9 .

а) Четко прочитай слова. Выдели в них ударный слог и поставь знак ударения:

страны, зоопарк, открытка; наливать,
взлететь, склоны, вздрогнуть, встроить.

Прочитай слова ещё раз в такой последовательности: с одной гласной; с одинаковыми гласными; начинающиеся тремя согласными; начинающиеся четырьмя: гласными.

Из ударных слогов составь 2 слоговых ряда. Произнеси их, меняя ударный слог.


б) Прочитай «про себя» слова, выделяя ударный слог:

здоровье, выучить, богатство, пассажир, коллектив, доку-
мент, партер, звонит, перекрасила, километр, сантиметр,
граждане, разъединить, репетиция, малознакомый.

Прочитай 6, 7, 8, 10, 11, 15-е слово, чётко выделяя голосом ударный слог. Скажи, какой по счету ударный слог в этих словах.

Чётко прочитай остальные слова в таком порядке: с четвёртым ударным слогом; вторым; третьим; первым.

10. Поработай со словарём.

В течение 5—8 минут выпиши из орфографического словаря: 4 слова с тремя гласными; 4 трёхсложных слова со стечением согласных. Определи в словах ударный слог.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выбора слов.) Чётко прочитай все слова, выделяя голосом ударный слог.

11. Проанализируй звуковой состав слова градусник. Назови число слогов и ударный слог.

С каждой буквой этого слова составь новое слово:

г — гармошка (3 слога; 5 согласных; 3 гласных)

Р —...

А —...

Д —...

У —...

С —...

Н —...

И —...

к —...

Выдели ударный слог.

(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.)

12.

а) Подбери слова, состоящие: из двух слогов: 2-й слог ударный, все согласные — твёрдые; из трёх слогов: 3-й слог ударный, 2 согласные — твёрдые, 1 согласный — мягкий; из четырёх слогов: 2-й слог ударный, 2 согласные — мягкие, 2 согласные — твёрдые; из четырёх слогов: 3-й слог ударный, все согласные — твёрдые. (Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.) Расскажи, в какой последовательности ты подбирал слова. Прочитай все слова со 2-м ударным слогом, затем — с 3-м ударным слогом.


6) Подбери по 3 слова к теме «Транспорт»: трёхсложное; четырёхсложное; пятисложное. Выдели в подобранных словах ударный слог.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов и выделения парного слога.)

13.

а) Запиши слоговые схемы слов.

Чемоданы, бетонщики, изюминка, древесина, машинистка, настроение, впечатление.

Выдели ударный слог.

Назови слова, в которых: одинаковое число гласных и согласных; на 1 согласную больше, чем гласных; на 2 гласных меньше, чем согласных.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выбора слов и выделения ударного слога.)

б) Расшифруй слова.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Проанализируй слова с 3-м ударным слогом.

14. Определи число звуков и букв в словах. Почему оно не совпадает?

Восьмой, рояль, ёлка, семья, яма, юг, возьмём, декабрь, пеньки, каюта, честный, маяк, осенью, мысль.

Запиши звуками 1, 4, 6, 11-е слово.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания)

15. Назови (выпиши) из текста слова, в которых звуки обозначены буквами о, е, я. Назови эти звуки.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела...

(А.С. Пушкин)


16. Проверь, правильно ли записаны слова звуками. Найди ошибки и поясни, почему ты так считаешь.

Баранка [баранка]
сухарь [сухар']
шляпа [шляпа]
ночь [ночь]
колья [кол'я]
Коля [Кол'я]
баян [баjян]
соловей [салавеi]
ворона [ворона]

17. Чётко прочитай:

яма, ель, семья, бьёт, поезд, юг, люк, вянет, танец, лают, ёлка, ясли, вязнет, пень, сеет. ёрш,

Что ты прочитал?

Определи, какие звуки обозначаются буквами е, ё, ю, я. Обоснуй правильность своего ответа.

18. Найди ошибки:

в слове осины — 5 звуков: [а], [эс], [и], [эн], [ы];

в слове ветер — 5 звуков: [вэ], [э'], [т], [и], [эр];

в слове кочаны — 6 звуков: [кэ], [а] [ч'], [а] [эн] [ы].

Как нужно правильно записать звуки? Почему,?

19. Прочитай слова:

рис —; гол —; бак —; воз —; ряд —; соль —; бор —; кол —; пас —; клад —.


Назови число слогов в данных словах. Как называют такие слова? Составь новые слова: сначала добавь слог в начало слова, затем в конец нового слова добавь букву или слог.

Обозначь число слогов в образованных словах цифрой.


(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Назови число гласных и согласных в трёхсложных словах. Выдели ударный слог в этих словах.

20. Внимательно прочитай эти слова:

пуховик, ножики, дубочки, маковка, чайники,
дождичек, соринка, шарфики, ёжики, глазастый,
часовой сборщики, бантики, рогатый, слониха.

Слова нужно изменить так, чтобы получились новые: из одного слога; из двух слогов.

Полученные слова измени ещё раз так, чтобы получилось слово, состоящее из одного слога. Расскажи, что ты делал, для того чтобы данные слова превратились в новые.

21. Составь слова, переставляя слоги:

гаотва, гаотдать, сечпаник, никяльпа, цветвопер; вастроо, елуморько, выйдочивер, дружлока, тербродбу; карепепечат, тумалараку, нистмакаши, ровтрекани, вяшредека.

Чётко прочитай составленные слова. Выдели в них ударный слог. Найди и проанализируй по звуковому составу слова, содержащие гласные: а—о; а—у.

22. Чётко прочитай слова:

баня, колос, маяк,лето, банка, топор, анис,мать,
рысак,марш, пила, брак, бром,весна, вино,
пион, куст, карп, гора, полет, адрес, шпала,атлас,
валик,гроза, камыш, кайма,волос, кукла, марка,
масло, насос, палка, барыня, каприз,карета,
потеха,пальто, старик, клоун.

Объясни значение выделенных слов.

Измени слова так, чтобы получилось новое слово. Для этого найди слова, в которых надо переставить: только согласные; только гласные; слоги; буквы и слоги.

Назови слова, в которых согласных больше, чем гласных.


23. Составь из слогов возможные слова:

ва кош ко точ
фа галь ги тёр
да пень до люст
та боч тя тряп
ка шап но день
га кас ра ли
па коф ку щеп
ба туф ны брев

Чётко прочитай. Что ты прочитал?

Какой слог чаще других участвовал в составлении слов? Сколько слов получилось с таким слогом? Выдели в словах ударный слог.

Назови слова, в которых дважды встречается какой-либо гласный или согласный. Назови его.

24. Подбери и запиши трёхсложные и четырёхсложные слова: в 1-й столбик —3 слова, начинающиеся с гласной; во 2-й столбик — 3 слова, начинающиеся с согласной и оканчивающиеся на гласную; в 3-й столбик — 3 слова, начинающиеся с согласной.

В подобранных словах выдели ударный слог и составь к ним схемы. (Коллективная проверка правильности подбора слов и схем.)

Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.

25. Из букв, входящих в состав трёх слов, составь новое слово; проанализируй его звуковой состав. Выдели ударный слог. Прочитай составленные слова, выделяя ударный слог.

Нос, мак, вот; стар, Нил, уж; нож, вар, око; ест, вол, рак; дно, сук, три.

* (Космонавт, журналист, жаворонок, лекарство, сотрудник.)

26. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог.

 




Чётко прочитай слова с 3, 4 и 5-м ударным слогом.


27. Чётко прочитай данные слова: сначала — с ударением на первом слоге, затем — с ударением на втором слоге:

хлопок, парить, знаком, пары, звонок, атлас.

Объясни, как меняется значение каждого слова в зависимости от ударения.

Заполни этими словами пропуски в тексте, данном ниже, так, чтобы они подходили по смыслу:

... — это растение. Школьный...;... в воздухе; громкий...; давно...; горячие…. …— это материя; голос...; географический...;... репу; отметь ошибку...; соедини в....

Прочитай составленные предложения и словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог.

28. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

звонúть — звонúшь — звонúт — звоня΄т;
поня΄ть — п́όнял — понялá — пόняли;
начáть — нáчал — началá — нáчали;
наня΄ть — нáнял — нанялá — нáняли.

Сравни все слова по месту ударения.

Задайте друг другу вопросы, используя каждое 1, 3 и 4-е слово. На вопрос отвечайте полным ответом. (Работа в парах.)

29.

а) Прочитай слова, чётко выделяя голосом ударный слог:

бéлый, белéть, беловáтый, добелúть, бéленький, белизнá, побéлка, побелúть, забелúть.

Чёрный, черновáтый, чернотá, чернéть, почернéть, чёрненький, чернό.

Определи корень в словах. Сравни слова по месту ударения. Какая часть слова является ударной? Объясни значение слов.

б) Выдели ударный слог в следующих словах:

красный, краснота, краснеть, покраснел, красноватый, закраснели, красненький.

(Коллективная проверка правильности заданий а), б).

30. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

лицό — лúца — лицá; яйцό — яйца — яйцá;
кольцό — кόльца — кольцá;
зéркало — зеркалá — зéркала.

Сравни слова по месту ударного слога. Скажи, меняется ли смысл слова от места ударения? Составь с данными словами словосочетания.

31.

а) Чётко прочитай данные слова: сначала — с ударением на первом слоге, затем — с ударением на втором или третьем слоге:

снега, места грозы, страны, облака. сосны, номера, ордена,

Объясни, как меняется значение слов и почему.

Составь с каждым словом, меняя ударный слог, по 2 словосочетания.


б) Прочитай словосочетания «про себя». Подумай, правильно ли вы­делен ударный слог. Исправь найденные ошибки:

Стоя у зеркалá; все зéркала в зале;
слышать гόлоса; потеря голосá;
на приёме у докторá; все дόктора в больнице.

(Коллективная проверка правильности определения ударного слога.)

Чётко прочитай ещё раз словосочетания, правильно выделяя ударный слог.



32. Рассмотри картинку. (Сюжетную картинку подбирает логопед. Выясняется основное содержание картинки.)

Назови и запиши 6 слов-предметов на картинке, выделив ударный слог.

Составь с этими словами и запиши 6 словосочетаний без предлогов, выделив в каждом слове ударный слог.

Составь и запиши 6 словосочетаний с предлогами, выделив в каждом слове ударный слог.

Чётко прочитай записанные слова и словосочетания, выделяя голосом ударный слог.

33. Составь в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из трёх слов. Выдели ударные слоги.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выделения ударного слога.)

Чётко прочитай составленные словосочетания, выделяя голосом ударные слоги.

34. Прочитай словосочетания «про себя»:

на вешалке шуба и шапка; охотник вернулся с
добычей; в саду смородина и рябина; на клумбе
флоксы и астры; белка спрыгнула с дерева; комиссия
осматривает хранилище; белая скатерть на полке
на тарелке брусника клубника и черника; друзья,
взгрустнули и замолкли; вкусные крупные овощи

.

Выдели в каждом слове словосочетания ударный слог.

Выпиши словосочетания, в которых: в каждом слове ударный слог — первый; в каждом слове ударный слог — второй.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Чётко прочитай все словосочетания, выделяя голосом ударный слог.

35. Выпиши из словосочетаний слова на слух: с первым ударным слогом — на 1-ю строчку; со вторым ударным слогом — на 3-ю строчку; с третьим ударным слогом — на 5-ю строчку; с четвёртым ударным слогом — на 7-ю строчку.

Двигались тракторы и комбайны; расцветают гладиолусы и астры; землетрясение — стихийное бедствие; учительница географии и литературы; продолговатая геометрическая фигура.


Чётко прочитай построчно записанные слова, выделяя голосом ударный слог.

Составь по 2 словосочетания со словами, в которых ударные слоги — первый, второй, третий и четвёртый. Произнеси словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в словах.

36. Составь предложения по опорным словам, используя слова, данные в скобках:

солнце, небо; Степан, телефон; утром, ветер; ребята, поход; корзина, грибы; вода, бочка.

* (Звонит, плыло, начался, набрали, взяли, перелилась.)

Чётко прочитай составленные предложения, выделяя голосом ударные слоги.

37. Составь предложения по данным вопросам и запиши их. В каждом слове выдели ударный слог.

Когда? Где? Кто? Что делали? Что? Какая? Что? Что делает? Где? Кто? Как? Что делали? Где? Когда? Как? Что делают? Какие? Что? Какой? Кто? Как? Что делает? С кем?

Прочитай составленные предложения, чётко выделяя голосом ударные слоги.

38.

а) Чётко прочитай словосочетания:

из гречневой крупы; в магазине разные крупы; около старой сосны; сосны вдоль дороги; не жди беды; разные беды; выехал из страны; жаркие страны.

Найди и назови слова, одинаковые по написанию. Скажи, чем они различаются? Выдели в них ударный слог. Прочитай ещё раз словосочетания, выделяя голосом ударный слог.

б) Прочитай слова «про себя»:

воздух, лагеря, природа, учителя, ветры, книги,
сиропы, крепости, сестры, бумаги, стекла, очки,
пересыпать.

Подумай и выбери слова, которые меняют своё значение в зависимости от ударного слога. Запиши их парами, меняя ударный слог, и поставь ударение. Составь с записанными словами словосочетания.

39. Прочитай предложения «про себя». Подумай, правильно ли поставлено ударение в выделенных словах. Исправь найденные ошибки.

У Гриши - ранец, а у Миши - портфель.
Свёкла.и арбуз -овощи
Сантиметри километр - это меры длины.
В магазинеесть чашки изфарфора

(Коллективная проверка правильности определения ударного слога.)

Чётко прочитай ещё раз предложения, правильно выделяя ударный слог в словах.

Твердые и мягкие согласные Первый уровень

1. Послушай пары слов. Чем они различаются по звучанию и значению?

Ел - ель; угол - уголь; жар - жарь; нос - нёс; был - бил; рад - ряд.

Назови в словах сначала все твёрдые звуки, затем — все мягкие.

2. Предъявляются предметные картинки: мел, лимон, топор, лебедь, забор, галстук. сапоги, орехи, пеньки.

Распредели рисунки на 3 группы: в названии которых имеются только твёрдые согласные; только мягкие согласные; твёрдые и мягкие согласные.

Докажи правильность своего выбора.

3. Послушай слова:

дар, вес, нов, ел, пар, пыл, ест, брат, лез, кров, прав, мороз.

а) Объясни значение слов: нов, пыл, кров.

Послушай ещё раз слова и назови те, которые содержат только твёрдые гласные. Произнеси данные слова так, чтобы последний согласный звучал мягко. Изменяется ли при этом значение слов?

Чётко произноси за мной слова парами.

Вспомни и составь самостоятельно пары слов, в которых последний согласный звучит то твёрдо, то мягко. Чётко их произнеси.


б) Произноси слова за мной:

раб, мал, суда, вол, выл, был, пыл, нос, вазы, живот.

Скажи, как произносятся все согласные в данных словах? Произнеси данные слова так, чтобы первый согласный звучал мягко. Все ли слова можно так произнести? Изменилось ли значение слов?

4. Найди ошибки и исправь их. Объясни свои исправления.

Лампа — 3 согл., 2 гласи.; л, м — твёрд., п — мягк.;

пион — 2 согл., 2 гласи.; п, н — твёрд.;

лента — 3 согл., 2 гласи.; л — мягк., н, т — твёрд.;

липа — 2 согл., 2 гласи.; л — твёрд., п — мягк.;

лимон — 3 согл., 2 гласи., л — твёрд., м — мягк, н — твёрд.;

банка — 3 согл., 2 гласи.; б, н, к — твёрд.

О б р а з е ц: дом домик домики.

5. Измени слова по образцу.


лом —... лоб —... мост—... лист —...

сад —... кот —... слон —...

нос —... куст —... стол —...

Чётко прочитай. Что ты прочитал?

Сколько слогов в данных словах? Как можно назвать эти слова? В трёхсложных словах выдели ударный слог. Назови 5 слов, содержащих: только твёрдые согласные; 1 твёрдый и 1 мягкий согласный; 1 твёрдый и 2 мягких согласных. Докажи свою правоту.

6. Восстанови слова по данным гласным:

- и - а -о-о-о - и - о -

- у - ы -о-о-и - а - а -

- о - а -у-и-а - о - ё -


Сколько слогов будет в каждом слове? Почему? Выдели в словах ударный слог.

Проанализируй подобранные слова по звуковому составу. Каких слов больше: содержащих только твёрдые согласные или содержащих твёрдые и мягкие согласные?

Можно ли по гласным сразу определить, сколько твёрдых и мягких согласных в слове?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow