Раздел 2
Методические рекомендации
Основная задача логопеда любого типа общеобразовательной школы — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7-летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
Общая задача при коррекционно-развивающем обучении — своевременная и целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии устной речи, как звуковой, так и смысловой ее сторон. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
w полноценные фонематические процессы;
wпредставления о звуко-буквенном составе слова;
|
|
w навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь I этап коррекционного обучения.
Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционного обучения детей с ФФН и I этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий заключается в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и лингвистической структуре дефекта.
Реализация этого содержания определяется количеством занятий в зависимости от степени недоразвития звуковой стороны речи. Поскольку коррекционноеобучение осуществляется в группах фронтально, то целесообразно предусмотреть примерную структуру занятий, особенно 10-15 первых.
Основными задачами этих занятий являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания,памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
1) 15 минут — фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, их внимания к звуковой стороне речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению;
|
|
2) 5 минут — подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
3) 20 минут — уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.1
В ходе фронтальной части занятия формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционного обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала II и III этапов.
Таким образом, фронтальная часть занятий включает работу по:
• развитию фонематических процессов;
• формированию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов;
• формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
• закреплению звуко-буквенных связей;
• автоматизации поставленных звуков.
Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в такой последовательности:
• Речь. Предложение.
• Предложение. Слово.
• Звуки речи.
• Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).
• Деление слов на слоги.
• Ударение.
• Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).
• Твердые и мягкие согласные.
• Звонкие и глухие согласные.
• Звуки П и П'. Буква П.
• Звуки Б и Б'. Буква Б.
• Дифференциация Б-П (Б'-П').
• Звуки Т и Г. Буква Т.
• Звуки Д и Д'. Буква Д.
• Дифференциация Т-Д (Т'-Д').
1 Уточнение и постановка дефектных звуков осуществляется известными в логопедии способами. Автоматизация звуков — на фронтальных занятиях.
• Звуки К и К'. Буква К.
• Звуки Г и Г'. Буква Г.
• Дифференциация К-Г (К'-Г).
• Звуки С и С. Буква С.
• Звуки 3 и 3'. Буква 3.
• Дифференциация С-3 (С'-З').
• Звук и буква Ш.
• Звук ибуква Ж.
• Дифференциация Ш-Ж.
• Дифференциация С-Ш.
• Дифференциация Р-Л (Л'-Р').
• Звук и буква Ч.
• Дифференциация Ч-Т’
• Звук и буква Щ.
• Дифференциация Щ-С.
• Дифференциация Щ-Ч.
• Звук и буква Ц.
• Дифференциация Ц-Т.
• Дифференциация Ц-Ч.
Данный вариант последовательности изучения тем на I этапе коррекционного обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.
По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.
При завершении I этапа коррекционного обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания материалов данного этапа.
К этому времени у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
усвоены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова;
поставлены и отдифференцированы все звуки;
уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
|
|
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые — мягкие согласные; звонкие — глухие согласные, предложения и т.д.
сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных учебных терминов.
Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов