1. Послушай пары слов:
белить — пилить; тень — день; фата — вата; корка — горка; шить — жить; солить — залить.
Чем слова в парах различаются по звучанию и значению? Чётко повторяй за мной пары слов. Выдели и назови из каждой пары слов звонкие и глухие согласные. Объясни, почему они так называются. Составь с любой парой слов предложения.
(Логопед может предложить другие пары слов для выполнения этого задания.)
2. Чётко прочитай:
весна, зи, дожди, ветер, ма, ле, листья, солнце, |
то, снега, поч, цветы, ки, мо, туча; ро, парк, зы, |
суг, ягоды, роб, деревья, гри, васильки, бы. |
Что ты прочитал? Выпиши все слова. Выпиши слоги парами так, чтобы получились слова.
Назови слова, содержащие: только звонкие согласные; 2 звонких и 2 глухих согласных; 2 глухих и 1 звонкий согласный; 1 звонкий и 2 глухих согласных; только глухие согласные. Объясни свой выбор.
3. Подбери в течение 5—7 минут к данным схемам по 3 слова. Выдели ударный слог.
Проанализируй подобранные слова по звуковому составу: сколько гласных; согласных; звонких; глухих; твёрдых; мягких?
4. На схеме показано, как надо разобрать слова по звуковому составу. Разбери по схеме слова: кусок, варит, дружба, мандарин.
Раздели на слоги | Выдели ударный слог | Назови | |||||
гласные | согласные | согл. звонк. | согл. глух. | согл. твёрд. | согл. мягк. | ||
лу-га | га | У-а | л, г | л, г | — | л, г | — |
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. Восстанови слова по гласным так: сначала добавь только звонкие согласные, затем — только глухие и, наконец, — звонкие и глухие.
Объясни правильность подбора слов.
-е-а -и — а
-и-ы -о — и
6. Составь цепочку слов, выбирая подходящие слова из данных: сироп, арбуз, трамвай, колос, плуг, работа, груши, пар, знак, артист, игра.
Назови слова, содержащие: только звонкие согласные; только глухие согласные; 2 звонких и 1 глухой согласный; 1 звонкий и 2 глухих согласных; 1 звонкий ж 3 глухих согласных.
(Коллективная работа.)
7. Построй «лестницу» слов за 5 минут.
Составь звуковые схемы 1, 3, 5, 7-го слова.
Назови слова, состоящие из звонких и глухих согласных.
(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.)
8. Чётко прочитай:
Хорошо в лесу летним тёплым утром. |
Что ты прочитал?
Выдели в каждом слове предложения согласные буквы.
Скажи, каких букв в предложении больше: гласных или согласных?
Назови слова, содержащие звонкие и глухие согласные звуки.
Составь звуковую схему последнего слова.
Подбери к этой схеме 2 слова и проанализируй их.
9. Найди ошибки и исправь их:
крокодил — 3 гласи., 5 согл.; 3 глухих согл., 2 звонких согл.;
болото — 3 гласи., 3 согл.; 1 глухой мягкий согл.; 2 звонких твёрд, согл.;
травинка — 3 гласи., 5 согл.; 2 глухих мягких согл.; 2 звонких твёрд, согл.
(Взаимопроверка с обсуждением выполнения задания.)