Первый уровень

Логопед: Мы знакомимся с образованием слов с помощью букв или сочетании букв (приставок), которые находятся перед главной частью слова и меняют его значение:

у- о- об- в- вы- с-(со-) от-(ото-) по- за- до-
над- под- про- из-(ис-) при- пре- пере-
без-(бес-) раз-(рас-) воз-(вос-) низ-(нис-) чрез-(чрес-)
                             

1.

а) Чётко прочитай слова в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика



пишу

напишу

запишу

выпишу

спишу

впишу


допишу

подпишу

надпишу

припишу

перепишу


Сравни со словом «пишу» по написанию слова левого столбика, затем — правого столбика.

Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова «пишу»?

Запиши их. Назови и отметь значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?

Объясни значение каждого слова и составь с ними словосочетания:


б) Рассмотри внимательно схему. (На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге - глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в, пере- и т.д.)

Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.

Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.

(1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороной круга; 2-й, начиная с буквы в-, — с правой стороной круга.)

Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.

Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.

2. Чётко прочитай слова:

На какой вопрос отвечают данные слова?

Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что сделать? Наблюдай, что происходит со словом.

* что делать? — говорить; что сделать? — заговорить.

Запиши полученные пары слов.

От какого слова и как образовались слова, отвечающие на вопрос что сделать? Какое значение приобрели вновь образованные слова.

Составь с 2—3 любыми вновь образованными словами предложения. Запиши их. Выдели в словах ударный слог.

3. Чётко прочитай слова:

Выбери из данных слов подходящие по смыслу и впиши их в предложения в нужной форме.



Плохо выполненное задание надо....

Упражнение с учебника можно....

Новую тетрадь надо....

Из текста слова с безударной гласной нужно ….


(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)


4. В течение 10 минут образуй от слов-действий сказать и говорить новые слова при помощи разных букв или сочетаний букв, стоящих перед главной частью слова.

Запиши и выдели значком ту часть слова, которая изменила его значение.

Назови из вновь образованных слов те, которые обозначают: начало действия (за-); конец действия {до-, вы-, у-); изменение действия (пере-); неполноту действия (про-).

* В а р и а н т ы выполнения работы:

1-ый: приставки могут быть предложены логопедом;

2-ой: дети самостоятельно подбирают приставки.

Объясни, какое дополнительное значение вносят буквы и сочетания букв (приставки), с помощью которых ты образовывал новые слова?

Составь и запиши предложения, в которых есть сочетания букв (приставки): про-, под-,пере-.


5. Чётко прочитай слова:

Прочитай слова ещё раз в таком порядке: те, которые имеют значение удаления; те, которые имеют значение приближения. Запиши те части слов, которые придают значение а) приближения; б) удаления.

Составь и запиши 3 предложения со словами, имеющими значение приближения, и 3 предложения со словами, имеющими значение удаления. В этих словах предложений выдели ударный слог.

6. В течение 10 минут составь как можно больше слов с сочетаниями букв (приставками): по-; на-; про-; от-. Проанализируй составленные слова.

Составь и запиши 3 предложения с подобранными словами. Выдели значком ту часть в словах, которая придала им новое значение.

7. Чётко и внимательно прочитай словосочетания:


Какие слова нужно изменить и как? Исправь ошибки и запиши правильные словосочетания. Назови и выдели соответствующим значком ту часть в словах, которая изменяет их значение.

Попробуй предложить подобное задание своему товарищу (2—4 словосочетания). Проанализируйте вместе с ним правильность выполнения задания.


8. Прочитай предложения «про себя»:

Какие слова в предложениях употреблены неправильно? Что нужно сделать, чтобы по смыслу предложения стали правильными?

Запиши исправленные предложения.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)

9. Чётко прочитай слова:


Выпиши слова, в которых есть приставки. Выдели их. Проанализируй слова с приставками. К каждой выделенной приставке подбери новое слово. Докажи правильность своего выбора.

Составь с подобранными словами предложения.

10. Чётко прочитай слова:




Найди и выпиши слова только с указанными приставками. Выдели их.Проанализируй выписанные слова. Составь с ними словосочетания.

Почему ты не выписал остальные слова? Как проверить, что ты это сделал правильно?

Найди среди всех слов однокоренные, выпиши их и объясни значение каждого.



11.

а) Чётко прочитай слова:


Что произойдёт со словами, если из них постепенно убирать окончание, суффикс, а затем приставку?

Назови ту часть, которая останется. Как она называется?

б) «Собери» слова от данных корней, постепенно добавляя приставку, суффикс, окончание:

сад, дар, дума, сказ, вар.

Проанализируй составленные слова. Составь с ними 3 предложения и запиши их.


12. «Собери» слова и проанализируй их:

-чик-, объ-, -езд-; -вод-, -ник-, под-; -и, -плёт-, -чик-, пере-; -ит, за-, -брос-; -и, пере-, -л-, ход.

Предложи подобное задание своему товарищу. Попроси его составить устно 3 предложения, включающие некоторые из этих слов. Совместно обсудите правильность выполнения задания.


13.


а) Чётко прочитай слова:

снежок, горец, приморский, снежинка, борец,
снежная (баба), пригород, пристроить, снег,
глупец, снеговик, приговор, подснежник,
морозец, прибытие, прибрежный, молодец.

Распредели данные слова: по общему корню; по одинаковым суффиксам; по одинаковым приставкам.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения заданий.)

С любыми 2 словами каждой группы составь и запиши предложения.

В 3-4-сложных словах выдели ударный слог.


б) Подбери и запиши В 3 столбика слова, состоящие: из одного корня; приставки, из корня, приставки и окончания.

Составь с одним словом каждого столбика предложения и запиши их. (Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

14. В течение 5—7 минут подбери по 2 слова так, чтобы они соответствовали данным схемам:

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)

15. Почему мы так называем эти предметы?

Маслята, маслёнка, столовая, хлебница, расчёска, подсвечник; рыболов, самолёт, кашевар, кофемолка, самовар, пылесос, тепловоз

Задание могут выполнять 2 ученика, которые по очереди задают друг другу вопросы. Остальные контролируют ответы и предлагают свои в случае ошибки товарища.

16. Какая часть слова пропущена?

лес-; -ник; подар-; -ец; за-ка; по-; сад-ник; пеше-; -оватый; реч-ой.

Почему ты так решил? Обоснуй свой ответ, составляя слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: