Логопед: Мы знакомимся с образованием слов с помощью букв или сочетании букв (приставок), которые находятся перед главной частью слова и меняют его значение:
у- | о- | об- | в- | вы- | с-(со-) | от-(ото-) | по- | за- | до- | |||||
над- | под- | про- | из-(ис-) | при- | пре- | пере- | ||||||||
без-(бес-) | раз-(рас-) | воз-(вос-) | низ-(нис-) | чрез-(чрес-) | ||||||||||
1.
а) Чётко прочитай слова в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика
пишу |
напишу
запишу
выпишу
спишу
впишу
допишу
подпишу
надпишу
припишу
перепишу
Сравни со словом «пишу» по написанию слова левого столбика, затем — правого столбика.
Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова «пишу»?
Запиши их. Назови и отметь значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?
Объясни значение каждого слова и составь с ними словосочетания:
б) Рассмотри внимательно схему. (На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге - глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в, пере- и т.д.)
|
|
Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.
Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.
(1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороной круга; 2-й, начиная с буквы в-, — с правой стороной круга.)
Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение.
Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.
2. Чётко прочитай слова:
На какой вопрос отвечают данные слова?
Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что сделать? Наблюдай, что происходит со словом.
* что делать? — говорить; что сделать? — заговорить.
Запиши полученные пары слов.
От какого слова и как образовались слова, отвечающие на вопрос что сделать? Какое значение приобрели вновь образованные слова.
Составь с 2—3 любыми вновь образованными словами предложения. Запиши их. Выдели в словах ударный слог.
3. Чётко прочитай слова:
Выбери из данных слов подходящие по смыслу и впиши их в предложения в нужной форме.
Плохо выполненное задание надо....
Упражнение с учебника можно....
Новую тетрадь надо....
Из текста слова с безударной гласной нужно ….
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. В течение 10 минут образуй от слов-действий сказать и говорить новые слова при помощи разных букв или сочетаний букв, стоящих перед главной частью слова.
|
|
Запиши и выдели значком ту часть слова, которая изменила его значение.
Назови из вновь образованных слов те, которые обозначают: начало действия (за-); конец действия {до-, вы-, у-); изменение действия (пере-); неполноту действия (про-).
* В а р и а н т ы выполнения работы:
1-ый: приставки могут быть предложены логопедом;
2-ой: дети самостоятельно подбирают приставки.
Объясни, какое дополнительное значение вносят буквы и сочетания букв (приставки), с помощью которых ты образовывал новые слова?
Составь и запиши предложения, в которых есть сочетания букв (приставки): про-, под-,пере-.
5. Чётко прочитай слова:
Прочитай слова ещё раз в таком порядке: те, которые имеют значение удаления; те, которые имеют значение приближения. Запиши те части слов, которые придают значение а) приближения; б) удаления.
Составь и запиши 3 предложения со словами, имеющими значение приближения, и 3 предложения со словами, имеющими значение удаления. В этих словах предложений выдели ударный слог.
6. В течение 10 минут составь как можно больше слов с сочетаниями букв (приставками): по-; на-; про-; от-. Проанализируй составленные слова.
Составь и запиши 3 предложения с подобранными словами. Выдели значком ту часть в словах, которая придала им новое значение.
7. Чётко и внимательно прочитай словосочетания:
Какие слова нужно изменить и как? Исправь ошибки и запиши правильные словосочетания. Назови и выдели соответствующим значком ту часть в словах, которая изменяет их значение.
Попробуй предложить подобное задание своему товарищу (2—4 словосочетания). Проанализируйте вместе с ним правильность выполнения задания.
8. Прочитай предложения «про себя»:
Какие слова в предложениях употреблены неправильно? Что нужно сделать, чтобы по смыслу предложения стали правильными?
Запиши исправленные предложения.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
9. Чётко прочитай слова:
Выпиши слова, в которых есть приставки. Выдели их. Проанализируй слова с приставками. К каждой выделенной приставке подбери новое слово. Докажи правильность своего выбора.
Составь с подобранными словами предложения.
10. Чётко прочитай слова:
Найди и выпиши слова только с указанными приставками. Выдели их.Проанализируй выписанные слова. Составь с ними словосочетания.
Почему ты не выписал остальные слова? Как проверить, что ты это сделал правильно?
Найди среди всех слов однокоренные, выпиши их и объясни значение каждого.
11.
а) Чётко прочитай слова:
Что произойдёт со словами, если из них постепенно убирать окончание, суффикс, а затем приставку?
Назови ту часть, которая останется. Как она называется?
б) «Собери» слова от данных корней, постепенно добавляя приставку, суффикс, окончание:
сад, дар, дума, сказ, вар.
Проанализируй составленные слова. Составь с ними 3 предложения и запиши их.
12. «Собери» слова и проанализируй их:
-чик-, объ-, -езд-; -вод-, -ник-, под-; -и, -плёт-, -чик-, пере-; -ит, за-, -брос-; -и, пере-, -л-, ход.
Предложи подобное задание своему товарищу. Попроси его составить устно 3 предложения, включающие некоторые из этих слов. Совместно обсудите правильность выполнения задания.
13.
а) Чётко прочитай слова:
снежок, горец, приморский, снежинка, борец, |
снежная (баба), пригород, пристроить, снег, |
глупец, снеговик, приговор, подснежник, |
морозец, прибытие, прибрежный, молодец. |
Распредели данные слова: по общему корню; по одинаковым суффиксам; по одинаковым приставкам.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения заданий.)
С любыми 2 словами каждой группы составь и запиши предложения.
В 3-4-сложных словах выдели ударный слог.
б) Подбери и запиши В 3 столбика слова, состоящие: из одного корня; приставки, из корня, приставки и окончания.
|
|
Составь с одним словом каждого столбика предложения и запиши их. (Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
14. В течение 5—7 минут подбери по 2 слова так, чтобы они соответствовали данным схемам:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
15. Почему мы так называем эти предметы?
Маслята, маслёнка, столовая, хлебница, расчёска, подсвечник; рыболов, самолёт, кашевар, кофемолка, самовар, пылесос, тепловоз
Задание могут выполнять 2 ученика, которые по очереди задают друг другу вопросы. Остальные контролируют ответы и предлагают свои в случае ошибки товарища.
16. Какая часть слова пропущена?
лес-; -ник; подар-; -ец; за-ка; по-; сад-ник; пеше-; -оватый; реч-ой.
Почему ты так решил? Обоснуй свой ответ, составляя слова.