1.
а) Четко•читай слова:
Найди и назови однокоренные слова. Докажи правильность своего выбора.
Продолжи ряд названных тобой однокоренных слов. Выдели голосом ударный слог в словах.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Найди и назови в пословицах однокоренные слова. Запиши их, добавляя ещё 3—4 слова. В каждом слове выдели корень и ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
3. Подбери по 5 слов: с корнем в начале слова; в середине; в конце слова. Выдели корень и ударный слог. Докажи правильность выполнения задания. Составь 3 предложения с подобранными словами. (Слова указывает логопед.)
4. Игра «Быстро найди родственников».
Задание выполняется парами либо коллективно с ведущим. При первом варианте дети меняются ролями. При втором — выигравший становится ведущим.
За определённое время (например, в течение 5 минут) надо набрать цепочку родственных слов по заданию ведущего.
(«Контролёры» ведут подсчёт.)
5.
а) Слушай внимательно слова и называй «лившее» (или «лишние»). Докажи, почему оно (они) «лишнее» («лишние»):
подорожать, дороговизна, подорожник, дорогой; осиное, осень, посинеть, по-осеннему; горняк, горемычный, сгорел, горевать.
б) Чётко и внимательно прочитай слова, записанные в таблице:
слезла слёзный слеза слезились | левый левшалев налево |
затрубить труба отрубить протрубить | рисовать рисовая (каша) рисунокрисование |
диван удивляться дивный дивиться удивительныйдиванная (подушка) | косить скосить косарькоса (девичья) косички косьба |
Подумай, правильно ли распределены слова. В чем ошибка? Найди и исправь, ошибки. Докажи правильность своего исправления.
Запиши только однокоренные слова, имеющие общее значение. Выдели корень и ударный слог. Составь с выделенными словами предложения.
6. В течение 10 минут подбери к данным словам как можно больше однокоренных слов (8—10): бег; езда.
Выдели в подобранных словах корень и ударный слог. Сравни слова в каждой группе по месту ударения.
Назови те слова, в которых гласная в корне является ударной. Можно ли сказать, что они являются проверочными по отношению к словам с безударными гласными в корне? Подчеркни ударную гласную в корне красным цветом; безударную — синим.
7. Выпиши из орфографического словаря 3—4 слова. Подбери к ним как можно больше однокоренных (родственных) слов. Выдели корень слова и ударный слог.
Подчеркни синим цветом слова с безударной гласной, красным — проверочные.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Составь по одному предложению со словами каждой группы родственных слов.
8. Чётко прочитай предложения
Обозначь корни и ударные слоги в выделенных словах. Что можно сказать о гласных в корнях этих слов? Правильно ли подобраны проверочные слова (в скобках)?
При необходимости исправь ошибки, подобрав как можно больше проверочных слов.