1. На доске предметные картинки с чётким изображением направления движения (его можно обозначить стрелками) и состояния:
Бабочка (или стрекоза) на цветке.
Кто-то вышел из дома (школы).
Мальчик отходит от дерева (дома).
Кто-то стоит около театра.
Кто-то идёт к лесу
(плывёт к берегу).
Кок сидит под столом.
Собака за забором.
Лошадь прыгает через барьер.
Карандаш в пенале.
Девочка бежит по дорожке. Спортсмен прыгает с вышки. Стул стоит перед столом.
Кот вылезает из-под стола. Спортсмен добежал до финиша (финишная ленточка).
Машина без колес.
Абажур висит над столом.
а) Внимательно рассмотри рисунки:
Логопед объясняет отличие предлогов от приставок и их роль в предложении.
б) Вспомни из составленных тобой словосочетаний или предложений только такие, и которых есть предлог и слово с приставкой. Запиши их.
Обведи предлоги зелёным кружочком; приставки выдели значком Объясни, в чём значение предлога и слова с приставкой. Составь устно словосочетания или предложения с предлогами. Назови в каждом словосочетании или предложении «маленькое слово» (предлог). Поясни значение предлога.
|
|
Запиши предлоги.
2. Вспомни предлоги, которые имеют значение: направленности действия внутрь; направленности действия к чему-либо; нахождения предмета под чем-либо; нахождения предмета над чем-либо; нахождения предмета впереди другою.
Составь с этими предлогами словосочетания; запиши их. Обведи предлог зеленым кружочком.
Если в составленных тобой словосочетаниях есть слова с приставками, подчеркни и объясни их значение.
Докажи правильность выполнения задания.
3. Составь словосочетания, отвечая на вопросы:
думать (о чём?)...; смотреть (куда?)...; гордость (за кого?)...; летел {над чем?)...; гуляю (где?)...; приехал (откуда?) вышел (с кем?)...; прислушиваться (к чему?)...; рассердиться (на кого?)...; закатился (подо что?)....
Запиши составленные словосочетания. Составь с 2—3 словосочетаниями предложения. Найди предлоги и выдели их зелёным кружочком.
Найди слова с приставкой. Назови приставки и объясни их значение. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4.
а) Прочитай предложения «про себя», вставляя нужные предлоги и изменяя в соответствии с ними слова в скобках.
б) Подумай и предложи в вежливой форме задание своему товарищу: составить словосочетания или предложения, употребляя разные предлоги.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. Чётко и внимательно прочитай словосочетания: |
стоять в палубе выехал в города спустились через ступенек прыгнул под лужу говорил про друзьями
принесли до сарая кружились по воздухе поставил на вазу вылезла над дивана показаться за тучи
|
|
Правильно ли составлены словосочетания? Исправь ошибки и докажи, что ты сделал это правильно. Выдели в словах приставки и объясни их значение.
6. Чётко прочитай слова 1-го столбика, затем — 2-го:
спрыгнуть | в вагон |
зайти | по лесу |
увидеть | от поезда |
входить | с крыльца |
походить | под диван |
отойти | за другом |
подлезть | у моря |
доехать | из дерева |
прочитать | до дачи |
изготовить | про полярников |
Составь словосочетания из слов обоих столбиков, подобрав правильно пары слов. Запиши их.
Обрати внимание на предлоги в словосочетаниях. Какой вывод ты можешь сделать? Выдели предлоги зелёным кружочком.
Найди в словосочетаниях слова с приставками. Выдели приставки значком
7. Составь и запиши 4 предложения так, чтобы в них были предлоги: на, от, про и слова с такими же приставками.
Выдели предлог и приставку.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
8. Запиши предложения под диктовку:
На ветер надеяться — без помолу быть. Всяк добр, да не до всякого.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
В поле не в дубраве: за сук не зацепишь.
Выдели приставки и предлоги.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Составь предложения со своими примерами употреблении предлогов и приставок.