double arrow

ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

Наиболее частым расстройством будет дизартрия. Слож­ной для диагностики и коррекции является алалия, так как недоразвитие символической языковой системы сочетается со специфическими особенностями мыслительной деятельно­сти детей. Локальное повреждение корковых речевых зон при алалии сопровождается специфической неврологической сим­птоматикой, часто находит свое подтверждение при электро­энцефалографическом обследовании.

При моторной алалии речь детей с церебральным парали­чом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподрансательных и лепетных слов.

Алалия чаще наблюдается при двуполушарных пораже­ниях мозга у детей со спастической диплегией при вовлече­нии в патологический процесс и верхних конечностей. Об­щая частота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и составляет около 3—5%. Патогенез связан с двумя факторами:

повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных экзогенных вредностей, являющихся также и при­чиной детского церебрального паралича (гипоксический и травматический факторы во внутриутробном периоде и в ро­дах, перинатальные энцефалиты и т. д.);

вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации или па­тологической афферентации в периферических отделах рече­вой системы в связи с поражением речевой моторики, а также в связи с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых детский церебральный паралич осложняется нарушениями слуха (гиперкинетическая форма заболевания).

Частыми у детей с церебральным параличом являются нарушения письменной речи — дисграфии и дислексии.

Выводы и проблемы

У детей с церебральным параличом отмечаются различ­ные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70—80%.

Особенности структуры нарушений речи и степень их вы­раженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

Нарушение речевого онтогенеза при детском церебраль­ном параличе также связано с недостаточностью пред­метно-практической деятельности детей и ограниченнос­тью их социальных контактов.

При детском церебральном параличе отмечается опреде­ленная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и ре­чевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

• фонетико-фонематические, которые проявляются в рам­ках различных форм дизартрии;

• специфические особенности усвоения лексической сис­темы языка, обусловленные спецификой самого заболева-

ния. При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познаватель­ную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов;

• нарушения грамматического строя речи, которые нераз­рывно связаны с лексическими и фонетико-фонематичес-кими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;

• нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфи­ку при разных формах церебрального паралича. Эти на­рушения могут иметь как специфически лингвистичес­кую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебраль­ным параличом;

• все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих на­рушений большая роль принадлежит несформированнос-ти зрительно-моторных и оптико-пространственных сис­тем. Их формирование, а также развитие артикуляци-онно-акустических навыков имеет важное значение в пре­дупреждении и коррекции дислексии и дисграфии у де­тей с церебральным параличом.

Важной проблемой изучения речевых нарушений при дет­ском церебральном параличе является разработка ней-ролингвистического подхода к их анализу с учетом форм детского церебрального паралича, а также совершенство­вание путей и методов логопедической работы с учетом основных механизмов речевых расстройств при этом за­болевании. Не меньшее значение имеет дальнейшая раз­работка путей и методов ранней логопедической работы, начиная с преддошкольного и дошкольного периода.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику фонетико-фонематических на­рушений при детском церебральном параличе.

2. Назовите основные формы дизартрии у детей с це­ребральным параличом.

3. В чем проявляется общность, двигательных и рече­вых расстройств при детском церебральном пара­личе?

4. Покажите специфику логопедической работы при ди­зартрии у детей с церебральным параличом.

5. Раскройте особенности лек сико-грамматических на­рушений при детском церебральном параличе.

6. Дайте характеристику связной речи и понимания ре­чевого высказывания у детей с церебральным пара­личом.

Литература

1. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М 1975.

2. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действитель­ности у детей. — Л., 1980.

3. Малофеев Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. — 1985. — № 1. — С. 29—33.

4. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

5. Мастюкова Е. М. Речевые нарушения у учащихся с ги­перкинетической формой церебрального паралича и медицин­ское обоснование логопедических мероприятий // Дефекто­логия. — 1979. — № 3.

6. С п и р о в а Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980.

7. X а л и л о в а Л. Б. Состояние первоначальных морфологичес­ких обобщений у младших школьников, страдающих цереб­ральными параличами // Дефектология. — 1977. — № 3.

8. Халилова Л. Б. Основные направления лексической рабо­ты в специальной школе для детей с церебральным парали­чом // Дефектология. — 1986. — № 5. — С. 46.

9. Хали лова Л. Б. Некоторые аспекты развития граммати­ческого мышления детей с церебральным параличом. — Те­ория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991. — С. 88—103.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: