Глава 1

Ранняя юриспруденция

Сакральное право

По представлению древних римлян только божественное право является воплощением естественных законов. Они разделяли идею о том, что все принадлежит высшей силе, и именно у нее стоит просить хорошего урожая, значительного приплода или внушительной прибыли. В таком случае жрецы играли особую роль в обществе, выполняя функции толкователей воли богов. Уже Цицерон отмечал особенности, выполняемых жрецами обязанностей - «одни и те же лица руководили как служением бессмертным богам, так и важнейшими государственными делами».

Уже в ранний период между коллегиями жрецов существовало распределение полномочий. Таким образом, и «божественное право»(res sacra) подразделялось на - Авгуральное (jus augurale), понтификальное (jus pontificium), фециальное (jus fetiale), право фламинов (jus flamini), и право жертвоприношений(jus sacrificet). Цицерон считает что разделение полномочий жрецов подобно разделению на две части религии - «Вся религия римского народа разделена на жертвоприношения и ауспиции (гадания)». Здесь стоит сказать о двух важнейших коллегиях жрецов - Авгурах и Понтификах.

Авгуры

Изначально данная жреческая коллегия занималась толкованием воли Богов по небесным явлениям (грому, молнии, зарницам). Данный тип гадания получил название Ауспиции*. Среди древнеримских ученых бытовало мнение о том, что Авгуры были независимы как от воли Верховного Понтифика, ведавшего всеми сакральными институтами, так и от воли самого Царя. Однако, данное мнение остается спорным по причине того что некоторые из современных ученых не признают его. Их позиция базируется на подчинении большинства жреческих коллегий верховенствующим понтификам, которые обладали монополией на верховную сакральную власть. Авгуры были непосредственными служителями Богов, толкователями божественной воли. Именно этот фактор обусловил их неприкосновенность, на фоне других жреческих коллегий, служители которых подлежали наказанию по общим правилам. Например, при совершении уголовного преступления, Авгур не подлежал уголовной ответственности. Основным способом избрания Авгуров считалась Кооптация *, в ходе которой выборы происходили строго внутри коллегии, на основании божественных предзнаменований. Немаловажен тот факт, что опираясь на волю Богов, они могли устанавливать запреты на выборность в другие коллегии, а так же в магистраты и народные собрания. Данный пример иллюстрирует наличие у них ряда весьма обширных полномочий. Помимо ранее перечисленного, для них было возможно распустить народное собрание, отменить выборы в магистраты, и признать недействительным закон, не соответствующий воле богов. Они могли налагать штрафы на тех, кто послужил причиной неудобства для высших сил. Но, их деятельность носила местами формальный характер, так как их наблюдения и сакральные действия не фиксировались документально. Именно этим они кардинально отличались от Понтификов.

Тем не менее, не стоит забывать и о внешних отличиях авгуров от представителей иных жреческих коллегий. «Они имели при себе кривой ромулов жезл и царский пурпурный плащ - трабея, которые указывают на их царственное величие». По некоторым источникам, данный жезл также символизировал верховную власть на право осуществления сакрального правосудия. Авгурам принадлежала честь проведения торжественной инавгурации* Рексов. (Отсюда и современный термин Инаугурация, который знаменуется торжественным вступлением в должность избираемого главы государства). Аналогичная процедура проводилась и при избрании верховных жрецов коллегии Авгуров. Исторически установлены случаи, когда Царь лично мог быть верховным авгуром (Augur Maximus). Так же Авгур мог вступать в спор с Царем, как с равным себе. Например, в легенде, пересказанной Марком Тулием Цицероном (Который некоторое время лично был Авгуром), известный Авгур Атт Навий, поспорил, что разрежет бритвой камень пред царем Тарквинием Древним. Исполнив свое обещание, Атт Навий завоевал внимание Царя и заработал уважение правящей элиты к коллегии Авгуров.

Как было сказано ранее, жрецы данной коллегии также имели ряд судебных полномочий. Раннее правосудие имело строго сакральные особенности, что обусловило использование авгурского жезла* (lituus-жезл. Так возникает близкое слово litis- судебное разбирательство.От. Глаг. litare-приносить в жертву) в судебном процессе. По некоторым данным, в виндикационном процессе жезл имел формальный характер, олицетворяя копье, которым участники процесса протыкали оспариваемую вещь.

Особое место в процессуальном порядке играла Дивинация* (толкования воли Богов), которая основывалась на предсказании будущего методами интуитивных чувств или поведением птиц, и, в редких случаях, по расположению внутренних органов животных, принесенных в жертву. Так, позднеримский историк Фест, пишет: «Государственные авгуры наблюдают за пятью видами знамений: Исходящих от неба, от птиц, от кормления кур от четвероногих животных и от случайных знамений».

Таким образом, коллегия авгуров занималась толкованием божественной воли, путем дивинации, а также при помощи участия в отправлении ранней формы правосудия.

Немаловажной отличительной особенность является формальность ее деятельности, основанная на устной трактовке явлений, избегая письменной фиксации своей деятельности, что, вероятно, обуславливалось характером выражения Божественной воли именно таким методом. Большая часть полномочий авгуров заключалась в интерпретации сакрально-правовых явлений, и их последующее изложение в устной форме. По сути, можно сказать о том, что они выполняли функции советников по сакрально-правовым вопросам, давая толкование тех или иных явлений Царю, Магистратам и отдельным гражданам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: