В классическом римском праве иск - средство добиться путем судебного процесса решения, соответствующего интересам данного лица.
Среди исков необходимо выделить следующие важнейшие виды: вещный иск и личный иск. Для защиты права иска дается против любого третьего лица, которое будет нарушать право данного лица; иск в этом случае называется — вещный иск. Термин вещный иск показывает, что отвечает по иску тот, у кого находится вещь, или вообще тот, кто посягает на данную вещь. Личный иск дается для защиты провоотношения личного характера между двумя или несколькими определенными лицами. По современной терминологии это относительная защита.
Другое различие исков — иск строгого права и иск, построенный на принципе добросовестности. При рассмотрении исков добросовестности положение судьи свободнее, он имеет право принимать во внимание возражения ответчика, основанные на требованиях справедливости.
Одним из средств осуществления правотворчества без изменения буквы закона служил иск по аналогии. С помощью иска по аналогии претор распространил защиту потерпевшего вред и на те случаи, когда вред причинен виновным образом, но без непосредственного телесного воздействия на вещь.
|
|
Иск с фикцией. Когда претор признавал необходимым распространить предусмотренную законом защиту на какое-то новое, не предусмотренное в законе отношение, он иногда предлагал судье допустить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, и с помощью такой фикции подвести новое отношение под один из существующих исков.
Различались иски штрафные и иски об удовлетворении, или о восстановлении нарушенного состояния имущественных прав.
Специальную категорию составляли кондикции. Можно определить кондикции как иски, основанные на цивильном праве, в которых не указывалось, из какого основания они возникали (абстрактные иски).