Пункты плана, вставки, место для редактирования | Текст сочинения |
1. Вступление 2.мостик к основной части Тезис – начало основной части Мостик · А) Странницы и богомолки в доме · Б) Насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией · В) Катерина в церкви. Экзальтация. · Г) Боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза». · Духовное богатство, поэтичность и мечтательность… · А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. · Б) Страстность натуры, проявленная ещё в детстве · В) Острое чувство справедливости. · Г) Решительность и своеволие · Д) Правдивость 3, 4.Ппротиворечие между природными задатками и воспитанием – конфликт драмы. 5. Островский – мастер речевой характеристики | Речевая характеристика – один из элементов композиции любого литературного произведения. (продолжить о роли речевой характеристики в произведении и в драматическом произведении в частности) (о мастерстве Островского в создании речевых характеристик), и Катерина в его драме «Гроза» - не исключение. Речь Катерины совмещает в себе разные стилистические пласты, что доказывает сложность и богатство её духовного мира, а также дорисовывает, выявляет основной конфликт, заложенный в этом образе, - противоречие между природными задатками героини и религиозностью её воспитания. В доме матери Катерина с детства … Именно поэтому речь её насыщена религиозной лексикой. (Привести примеры речи из таблицы) Героиня мыслит этими категориями, погружена в атмосферу богобоязненности и религиозной экзальтации. То, как она молится в церкви, показывает силу её религиозного чувства. (Привести иллюстративный материал, дополнить цитатами) Греховное стремление любить порождено в Катерине её воспитанием на устном народном творчестве. Она поэтична, мечтательна. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Так и видится здесь русский размах и ширь волжских просторов. Как не пропеть здесь: «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» Но в этих словах проявилась и другая сторона натуры Катерины – свободолюбие, стремление к полёту. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Свободолюбие – это признак страстной, темпераментной натуры. А Катерина именно такая. Не случайно ещё в детстве… Нет в ней должного смирения, о котором говорил Достоевский: «Смирись, гордый человек!» В ней живёт острое чувство справедливости. (Дополнить цитатами, примерами из текста) Решительность и своеволие – ещё одна сторона детского поступка Катерины. Но то, что проявилось на заре её дней, сохранилось и, наверное, стало более заметным. (Цитата) Но другая сторона той же решительности – это правдивость. Ложь ей претит. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Все эти противоречия между страстностью и отсутствием смирения, с одной стороны, и религиозностью и богобоязненностью, с другой, - вылились в трагедию, которая закончилась в омуте Волги. Благодаря тому, что Островский как бы разбил речь героини на разные стилистические пласты, он показал диссонанс в душе героини, неразрешимый конфликт между задатками натуры и воспитанием. |
Задание №3.
|
|
|
|
Напишите сочинение на тему «Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза», используя данный план.
План.
1. «Гроза» - великая русская драма, поднимающая всечеловеческие проблемы.
2. Многозначность названия драмы Островского «Гроза».
· Гроза – гнёт «тёмного царства», который ощущается всеми «подчиняющимися».
· Гроза – наказание в понимании Дикого и других невежественных жителей города Калинова.
· Гроза – это трагедия, которая разразилась в семье Кабановых и в душе Катерины.
· Гроза несет разрядку в мир, не зря Добролюбов сказал, что «в пьесе есть что-то освежающее».
А) высказывания Кулигина
Б) мнение Добролюбова
В) самоубийство Катерины
Г) протест Тихона
Д) побег Варвары
Трагедия, описанная в пьесе, разбудила протест против дикости, жестокости, невежества, самодурства и произвола
3. «Гроза» - вечно современная пьеса.
Задание №4.
Напишите сочинение на тему «Сильный или слабый характер Катерины?» Используйте данный план.
План.
1. Катерина – героиня, вызвавшая в критике неоднозначную оценку.
2. Сложность натуры Катерины. Противоречие между задатками натуры и воспитанием
· Задатки натуры
А) Свободолюбие Катерины (обида в детстве, мечта о вольной и страстной любви)
Б) правдивость («лгать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», прилюдное покаяние)
В) поэтичность, возвышенность (монолог «Отчего люди не летают?»; сны чудесные в детстве, церковные видения
· Религиозность воспитания (жития святых, посещение церкви)
· Замкнутый круг, в который попала Катерина
· Вопрос, на который нет ответа (и сила, и слабость)
3. Образ, вызывающий раздумья и споры.
Задание №5.
Напишите сочинение на тему «Нравы жителей города Калинова», используя данный план.
План.
1. «Гроза» - драма, изобразившая купеческую жизнь любого провинциального города России.
2. Ужас «тёмного царства».
· Деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой
А) «ругатель» Дикой
Б) Кабанова заела домашних совсем. Домостроевские законы, по которым живёт Марфа Игнатьевна
· Лицемерие и ханжество
А) «чужих оделяет, а домашних заела совсем»
Б) «верующая» Кабанова никому ничего не прощает
· Ложь – принцип, по которому живёт «тёмное царство»
А) Варвара: «Делай, что хочешь, главное – чтобы всё было шито-крыто»
Б) Борис: «Как бы кто не узнал»
· Невежество
А) вера в рассказы Феклуши
Б) разговор о литовском разорении
В) «Гроза в наказание нам послана» (Дикой)
· Отсутствие поэтичности
А) отклик Кудряша на реплики Кулигина
Б) Отклик Варвары на монолог Катерины
· Беззакония, царящие в городе (монолог Кулигина)
3. Город Калинов – собирательный образ
4. Современное звучание пьесы
Занятие №4. Сочинение-анализ эпизода.
Эпизод – это та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Анализ эпизода художественного произведения – это один из типов сочинения, предлагающегося на экзамене в 11 классе. Поэтому мы будем учиться анализировать эпизоды.
Эпизод необходимо анализировать изнутри, как маленькое самостоятельное произведение, но также понять, какое место данный эпизод занимает во всём произведении, то есть наметить ближние и дальние связи.
|
|
Эпизод может выполнять разные функции:
1. использоваться для характеристики персонажа
2. демонстрировать идею автора, основную мысль художественного произведения
3. создавать определённое настроение
Эпизод по типу может быть:
· описанием (природы – пейзаж, помещения – интерьер, внешности – портрет)
· повествованием (рассказывается о событиях)
· рассуждением
· диалогом (разговор нескольких лиц)
· совмещать в себе разные типы
Так как работа с эпизодами эпических, лироэпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие приёмы, то план сочинения может быть следующим:
1. Вступление.
А) что такое эпизод? Своеобразие эпизода в данном конкретном произведении.
Б) Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.
2. Главная часть
А) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим
Б) содержательная функция эпизода:
· Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение
· Даётся представление о душевном состоянии персонажа
· Звучит прямая или косвенная авторская оценка события, персонажа
· Показан поворот во взаимоотношениях героев
· Выражается авторский взгляд на те или иные события или проблемы
В) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.
Г) Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.
3. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие
Данный план имеет один недостаток: анализировать эпизод необходимо в единстве формы и содержания. Надо отталкиваться от языковых средств и выходить на идею отрывка, авторскую позицию. Поэтому данный план дан как ориентировочный.
Ещё один недостаток работ подобного плана: сбивание на пересказ.
Вопросы для анализа содержания
1. Какова тема? (О чём эпизод, как его можно озаглавить)
|
|
2. Какова основная мысль? (Что хочет этим эпизодом сказать автор)
3. На какие части можно разделить эпизод? (Озаглавить части)
4. Какую роль играет эпизод в раскрытии основной мысли всего произведения?
5. Как данный эпизод связывает предыдущий и последующий?
6. Какова функция данного эпизода?
Вопросы для анализа формы
1. Какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использует автор?
Вопросы повторения:
· Что такое «эпитет»?
· Что называется «метафорой»?
· Что такое «сравнение»?
· «Олицетворение»?
2. Каково настроение (тональность) и какими средствами создаётся?
3. Какие детали использует автор и для чего?
4. Исследовать синтаксис отрывка. (Короткие или длинные предложения, есть ли повторы, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы)
Все эти наблюдения необходимо делать в тексте особыми условными значками. С этого начинается работа над анализом эпизода.