О.В. Белова

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Социальный факультет

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Сборник научных студенческих работ

(периодический)

Электронное издание

Орёл -2015


Теория и практика решения социальных проблем. Сборник научных студенческих работ (периодический). Электронное издание. – Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015. – 136 с.

Редакционный совет:

Л.А. Ядвиршис, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и социального образования Брянского государственного университета;

Г.Н. Тюрикова, кандидат педагогических наук, профессор, декан социального факультета Орловского государственного университета;

О.В. Филатова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета;

Ю.Б. Тюрикова, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и общей биологии Орловского государственного университета;

И.Ю. Богатищева, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры социально-педагогического образования и деонтологии Орловского государственного университета.

Рецензенты:

Э.А. Финогеева, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогических наук Орловского государственного института искусств и культуры;

Г.Е. Котькова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.

Сборник охватывает широкий спектр проблем социально-гуманитарного знания и его значения в решении проблем современного общества, в профессиональном, личностном становлении молодого специалиста. В сборник включены работы студентов и магистрантов социального факультета Орловского государственного университета.

Редколлегия поместила материалы в авторском исполнении, за точность научного и фактического характера, корректность, орфографию и стилистическое изложение текстов ответственность несут их авторы.

© ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015


МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О.В. Белова,

студентка бакалавриата 2 курс ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент И.И. Железкина

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Исправление осужденных- это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правомерного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления осужденных индивидуализированы и применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ст. 9 УИК РФ).

Роль трудаосужденных не исчерпывается воспитательным содержанием. Его применение имеет оздоровительное, дисциплинирующее и экономическое значение. Трудовая деятельность осужденных — важное средство поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Но не так-то просто бывает приобщить человека к добросовестному полноценному труду, учитывая разный контингент, находящихся в местах лишения свободы. В этом случае можно говорить о таком явлении как трудовая мотивация, имеющая своей целью вызвать тот самый необходимый интерес и склонность к разного рода трудовой деятельности, с учётом условий, ценностных ориентаций, способностей привлекаемых к ней людей. Достижению главной цели служат механизмы трудовой мотивации.

Механизм формирования трудовой мотивации – это совокупность закономерных связей и отношений, обуславливающих процесс усвоения социальных ценностей, норм и правил поведения, выработку специфических для индивида ценностных ориентации и установок в труде. Формирование мотивации начинается до начала трудовой деятельности в процессе социализации личности [8].

Сам по себе мотивационный процесс, рассматриваемый нами в качестве фундамента, основы для осуществления какой бы то ни было деятельности, многопланов, состоит из нескольких, последовательно реализуемых, стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации, осуществление действия, получение вознаграждения, удовлетворение потребности [4].

На нелёгком пути приобщения осуждённых к осуществлению трудовых работ, стоят способы улучшения трудовой мотивации, которые связаны с изменением условий пребывания осуждённого на территории исправительного учреждения, иными формами поощрений. Все способы повышения трудовой мотивации осуждённых к лишению свободы делятся на [6]: 1) материальное стимулирование; 2) улучшение качества рабочей силы; 3) совершенствование организации труда; 4) вовлечение персонала в процесс управления; 5) неденежное стимулирование.

Ранее было сказано о необходимости учитывать профессиональные склонности и интересы несовершеннолетних осуждённых, как некий стимул, располагающий его к данного рода деятельности, и то, что наверняка сделает ее более продуктивной и полезной с точки зрения предрасположенности и заинтересованности человека к полученным результатам. У всех подростков высока склонность к профессиям типа «человек-человек», «человек - художественный образ». Большинство подростков высоко оценивают свои художественные способности. Недостаточно высока у подростков склонность к работе со знаковыми системами

Несовершеннолетние осужденные понимают, что выбор престижных профессий не мыслим без достаточно высоких успехов в учебной деятельности, должного уровня образованности. А большинство из них имеют незаконченное начальное образование [2].

Говоря о профессиональных склонностях, интересах несовершеннолетних осуждённых, влияющих на склонность их к труду, было бы не справедливо не брать во внимание ценностные ориентации, т.е. то, что важно для них в жизни, что могло бы повлиять на выбор поступка, что могло бы послужить стимулом к чему бы то ни было. Так, с уверенностью можно сказать, что наиболее значимы те ценности, которые обеспечивают индивидуальное существование (свобода, материальная обеспеченность, активная жизнь, уверенность в себе и т.д.); на втором плане – ценностные ориентации творческого характера (интересная работа); ценностные ориентации, реализующие социальные отношения (счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей) [8].

В связи с важностью и необходимостью учёта этих особенностей для самой администрации исправительного учреждения, в местах лишения свободы с определённой периодичностью проводятся мероприятия по коррекции ценностных ориентаций, установок осуждённых, включающие [5]:

· изменение представлений осужденных об иерархии личных ценностей, как узко ситуационной, обусловленной выживанием в исправительном учреждении и неадекватной по отношению к условиям свободы;

· активизация процесса целеполагания со смещением локуса контроля с настоящих, актуальных переживаний на будущее;

· формирование позитивной установки по отношению к своей жизни в целом, ее этапам и отдельным эпизодам (событиям);

· активизация поиска персонального смысла жизни и принятие ответственности за ее результаты;

· работа по гармонизации личностных ценностей с поведенческими и смысловыми установками.

Помимо перечисленного, можно говорить и о том, что эти мероприятия направлены и на формирование и раскрытие, укрепление волевых качеств личности, которые безусловно важны в качестве основного стимула к началу трудовой деятельности. Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли ипреодолением препятствий на жизненном пути [6].

Говоря о волевых качествах личности, невозможно обойтись без волевых усилий, благодаря которым человек и заставляет себя что-то сделать. Ильин Е.П. определяет волевое усилие как «психическое и физическое напряжение человека, направленное на преодоление возникающего затруднения». Характерными особенностями любого волевого усилия являются следующие: ощущение внутреннего напряжения; направленность внимания на выполняемое действие; напряжение мышц, не участвующих в выполняемом действии (в том числе и мимических); вегетативные проявления, в том числе и видимые (вздутие кровеносных сосудов, потоотделение на лбу или на ладонях, покраснение лица или, наоборот, выраженная бледность) [7].

Волевое усилие характеризуется лабильностью (подвижностью), которая выражается в умении человека, когда нужно – напрячь внимание, а когда можно – ослабить его интенсивность; также направленностью, в связи, с чем различают такие его функции как активация и торможение (запуск и остановку при наличии внешнего и внутреннего сопротивления, усиление и ослабление, ускорение и замедление) [3].

Воля - это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Вот главный атрибут трудовой мотивации и профессиональной, продуктивной деятельности [7].

Исследуемые механизмы формирования позитивных личностных характеристик, которые способствуют приобщению осуждённого к выполнению трудовых обязанностей в пределах исправительного учреждения, а также с перспективной их использования после освобождения определяются в мотивационной сфере личности, его волевых характеристиках. В ходе исследования выяснилось, что особое внимание в вопросе трудовой мотивации имеют учёт профессиональных склонностей и умений осуждённого, его ценностных ориентаций, а также деятельности административных органов исправительного учреждения: улучшение качества рабочей силы, тщательный контроль за организацией труда и т.д.

Литература

1. Андреев Н.А., Морозов В.М. и др. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ.- М.- 2001.- С. 68

2. Вагин О.А., Кондратюк Л.В. О трудоустройстве и социальной адаптации лиц, отбывших наказания, в сельском хозяйстве /О.А. Вагин, Л.В. Кондратюк // Российский следователь.- 2007.- №8.- С. 17-20

3. В.В. Давыдова. Российская педагогическая энциклопедия. - М. - 1993.- Т. 1.- С. 121

4. Журнал Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. - № 3.- 2006.-Т. 5.- С. 57-59

5. А.И. Зубкова, М.П. Стурова. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: [учеб. пособие] / А.И. Зубкова. — Рязань, 1993.- С. 45

6. Ильин Е.П. Психология воли: воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека: [учеб. пособие] / Ильин Е.П.- Питер.- 1996 - С. 290

7. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

8. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право России: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 574 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: