Е.И. Варсанова

студентка магистратуры 2 курс ППО

научный руководитель: к.п.н., доцент И.И. Железкина

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции» [1,2]

Формирование здорового образа жизни сегодня является актуальной темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент. Иногда в семье культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Детские сады, школы, средства массовой информации сегодня активно занимаются пропагандой здорового образа жизни и составляющих его элементов: физической культуры, гимнастики и разнообразных диет. У этой тенденции есть свои причины [4].

Младший школьный возраст является важным с биологических и социальных позиций этапом жизни ребенка. У детей заметно возрастает мышечная масса, происходит развитие физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей, ориентированию в пространстве, способность к кинестетическому дифференцированию и др.). В этот же период идет адаптация к школьному обучению, повышается нагрузка на все системы организма и предъявляются повышенные требования к здоровью ребенка.

Здоровый образ жизни ― это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье»[6].

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное). Физическое здоровье ― это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается[5].

Экспериментальное исследование соблюдения ЗОЖ младшими школьниками проводилось на базе МБОУ «Нетьинская СОШ им. Ю.Лёвкина» Брянского района, Брянской области. В эксперименте принимали участие 20 учеников 2 класса. С целью выявления соблюдения здорового образа жизни у младших школьников, мы использовали следующую последовательность обследования: анкета №1 на выявление представлений о ЗОЖ; анкета №2 «Мой режим дня»; выставка рисунков «Моя любимая еда»; опрос «Мои любимые занятия в свободное время»; испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств; анкета для родителей «Условие успешного обучения – выполнение режима дня».

Полученные, в ходе исследования, данные указывают на необходимость целенаправленной социально-педагогической работы по формированию здорового образа жизни среди младших школьников МБОУ Нетьинской СОШ им.Ю.Лёвкина. При организации работы по формированию ЗОЖ нами были поставлены следующие задачи: 1) подобрать эффективные формы и методы социально – педагогической работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников; 2) провести социально–педагогическую работу по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

На контрольном этапе исследования нами были поставлены следующие задачи: 1) реализация диагностических методик; 2) анализ полученных данных, сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента.

В результате проведенного исследования получена положительная динамика по всем исследуемым показателям уровней сформированности представлений о ЗОЖ у младших школьников: представлений, полученных в процессе реализации содержания социально-педагогической деятельности (Рис.1); уровня сформированности по результатам рисунков о правильном питании (Рис 2); предпочтения любимых занятий в результате экспериментальной работы (Рис. 3); результатов физических способностей младших школьников (Рис. 4).

Рисунок 1. Динамика представлений о ЗОЖ у младших школьников

Рисунок 2. Динамика представлений о правильном питании у младших школьников

Рисунок 3. Динамика предпочтения любимых занятий в результате экспериментальной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников

Рисунок 4. Динамика результатов физических способностей младших школьников

Проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов:

1. Наши усилия, в решении проблемы формирования культуры здорового образа жизни младших школьников, являются важнейшим фактором многообразного и интенсивного раскрытия образовательного потенциала начальной школы и социума.

2. Организация и содержание деятельности образовательных учреждений по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников нацелена на создание здоровьесберегающей среды в учреждении.

3. Потенциал школы и семьи сориентированы, в сущности, на решение одной, общей для них задачи: формирование физически, психически и социально здоровой личности.

В процессе констатирующего эксперимента, мы установили, что формирование ЗОЖ у младших школьников напрямую зависит от физического здоровья не только самих учащихся, но и их родителей. Результат первого констатирующего этапа в экспериментальной работе показал на наличие недостаточного уровня осведомленности учащимися о требованиях ЗОЖ, что говорит о том, что школьники не могут самостоятельно применить полученные знания в реальной жизни, более того, многие из учащихся 2 класса не владеют элементарной информацией об оказании первой помощи человеку, неверно распределяют время своего дня, не уделяют внимание своему здоровью.

Индивидуальный анализ помог определить не только уровень знаний ЗОЖ каждого учащегося, но и те вопросы, в которых ребенок не имеет достаточной осведомленности. Это позволило улучшить индивидуальную работу, как со школьником, так и с его родителями.

В ходе исследования установлено, что при соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается, следовательно, предупреждение перегрузки учащихся начальной школы является важным фактором сохранения здоровья детей.

В процессе формирования ЗОЖ применятся различные методы и технологии с целью повышения эффективности. После проведения исследования по формированию ЗОЖ у младших школьников, мы выяснили, что подобранные нами материалы способствуют формированию здорового образа жизни среди младших школьников. Использование обучающих тренингов, ролевых игр является инновациями в обучении, способствует повышению потребностей ЗОЖ. Для организации работы по развитию ЗОЖ необходимо привлекать все социальные и педагогические сферы, обязательно должна проводиться работа с родителями учащихся.

В результате формирующего эксперимента, уровень осведомленности учащимися о требованиях ЗОЖ повысился от недостаточного к высокому. Контрольный эксперимент показал, что разработанная и реализованная нами программа по повышению эффективности ЗОЖ среди младших школьников, охватывает все сферы социальной жизни учащихся. Основой такой программы является самопознание учащихся.

Литература

1. Айзман, Р. И., Абаскалова, Н. П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья [Текст] / Р. И. Айзман, Н. П. Абаскалова// Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Сб. науч. тр. – Липецк, 2011. – С.97.

2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г. Алямовская. – М., 2013. – 280с.

3. Апанасенко, Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики [Текст] / Г. Л. Апанасенко // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб.: Наука, 2013. – С. 125.

4. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] http://cheloveknauka.com/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-sposob-integratsii-v-sotsium

5. Ощепкова, Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста / Т.Л. Ощепкова // Начальная школа.-2006, -№ 8.- С.90.

6. Неклюдова, Н. А. Формирование здорового образа жизни в воспитательной системе школы [Текст] / Н. А. Нелюдова. – Вологда: Русь, 2000. – 215с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: