С.Ю. Кравцова

студентка бакалавриата 4 курс СР

научный руководитель: к.п.н., доцент Т.В. Бондарева

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Развитие и совершенствование медико-социальной реабилитации является одной из важнейших задач любого развитого общества. Это связано с ее огромной значимостью для решения проблем улучшения состояния здоровья населения, профилактики инвалидности, сохранения трудовых ресурсов и их рационального использования. Для детей-инвалидов медико-социальная реабилитация является одним из основных путей интеграции в общество.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие существенное ограничение жизнедеятельности, которое способствует социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса медико-социальной реабилитации [1].

Медико-социальная реабилитация - это процесс, цель которого профилактика инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания [3].

Следует отметить, что реабилитация детей-инвалидов имеет свои особенности, поскольку она должна осуществляться с учетом того, что речь идет о растущем организме. Поэтому под реабилитацией детей-инвалидов, с учетом основополагающих и методологических положений реабилитации, принято принимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и др. мероприятий, которые направлены на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих нормальный ход развития организма ребенка [6].

Изучение специальной литературы позволило выявить основные направления медико-социальной реабилитации детей-инвалидов которые включают в себя:

· восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

· профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

· социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

· физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт [6].

Реализация основных направлений реабилитации детей-инвалидов предусматривает использование ими технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение детей-инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации детей-инвалидов [5].

При этом, основными принципами медико-социальной реабилитации выступают:

1. Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).

2. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).

3. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).

4. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость) [2].

В системе здравоохранения России по оперативным данным действует более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения, кабинеты и т.д..

Одним из учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию детей-инвалидов в Орловской области является БУЗ "Краснозоренская центральная районная больница". На данный момент на учете в рассматриваемом учреждении находятся 22 ребенка-инвалида.

Структура ЦРБ включает следующие основные подразделения:

· регистратура;

· основные лечебно-диагностические кабинеты (отделения): терапевтический, хирургический, травматологический, стоматологический, офтальмологический, отоларингологический, неврологический, кардиологический, ревматологический, эндокринологический, инфекционный и др.;

· вспомогательные лечебные кабинеты: физиотерапевтический, лечебной физкультуры, реабилитационный, мануальной терапии, массажный и др.;

· вспомогательные диагностические кабинеты: клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновский, флюорографический, функциональной диагностики, эндоскопический, ультразвуковой диагностики и др.;

· вспомогательные общеучрежденческие подразделения: хозяйственная служба и администрация;

· отделение медико-социальной помощи, основной целью деятельности которого является обеспечение доступности медицинской и социально-медицинской помощи населению пожилого возраста, инвалидам, частично или полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию, детям-инвалидам.


Отделение выполняет следующие функции:

· в соответствии с назначениями лечащего врача организует и обеспечивает проведение диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

· проводит санитарно-просветительную работу, оказывает содействие в социально-психологической адаптации, осуществляет обучение правилам пользования средствами реабилитации, реабилитационной техникой и приспособлениями, навыкам ухода за пациентами;

· обеспечивает в пределах своей компетенции взаимодействие с территориальными органами и учреждениями социальной защиты населения, медико-социальными экспертными комиссиями, организациями, осуществляющими продажу и прокат средств инвалидной техники, и другими государственными организациями и учреждениями.

В отделении непосредственно работает специалист по социальной работе, который оказывает помощь не только ребенку, но и работает с его семьей. Это очень важный аспект в реабилитационном процессе.

Изучение опыта работы рассматриваемого учреждения позволило выявить алгоритм формирования индивидуальной программы реабилитации. Алгоритм предусматривает решение определенных задач на каждом этапе реабилитационного процесса, состоит из следующих ступеней:

I ступень - определение реабилитационного потенциала с учетом особенностей патологии, патофизиологических особенностей ребенка-инвалида, значимых в реабилитационном процессе; возраста, мотивации семьи, материальных условий (высокий, удовлетворительный, низкий);

II ступень - определение реабилитационного прогноза с учетом течения и тяжести патологии, клинического прогноза (благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный - неопределенный, неблагоприятный);

III ступень - прогнозирование предполагаемого эффекта: достижение ребенком социально значимого уровня, овладение новыми навыками и умениями в соответствии с реабилитационным потенциалом и биологическим возрастом (школьными; познавательными; навыками письма и чтения; опрятности и ухода за собой; игровыми; предметно-манипулятивными и т.д.), или возможно только улучшение качества жизни ребенка, улучшение качества жизни семьи;

IV ступень - определение направления реабилитации с учетом нуждаемости и доступности (акцент на медицинскую составляющую, психолого-педагогическую, социально-бытовую адаптацию), определение участников и координатора реабилитационного процесса (реабилитационный центр, профильное отделение, дневной стационар, центр социальной помощи, отдельные процедуры или занятия со специалистами - логопедом или дефектологом, психологом или педагогом и т.д); роль семьи в процессе реабилитации (осуществить доставку ребенка, выработать привычку, сформировать хорошие манеры или элементарные навыки путем подражания, повторения);

V ступень - определение сроков ожидаемого эффекта;

VI ступень - оценка полученного результата по степени сформированных социально значимых навыков (достигнута адаптация в социуме; навык сформирован в соответствии с биологическим возрастом; улучшилось качество жизни ребенка и семьи; навык не сформирован; качество жизни прежнее) [4].

Таким образом, дети-инвалиды являются наименее социально и психологически защищенной категорией населения, имеющей свои особенности, в решении проблем которых, необходим комплексный подход, требующий слаженной работы специалистов социальной и медицинской сфер.

Литература

1. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. М., 2012 год.

2. Дубровская Т.А., Макаров В.Е. Социально-медицинские технологии в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов. М., 2009 год.

3. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» [Электронный ресурс] http://www.mse57.ru/index.php?id=7&infot=1.

4. Науменко Л. Л, Малова Н. Е. Динамика состояния здоровья детей в России. //Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями, 2005, - №1.- С. 117-123.

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Глава III. Реабилитация инвалидов

6. Юнусов Ф.А., Гайтер Г., Микус Э. Организация медико-социальной реабилитации за рубежом. - М., 2004. - 308 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: