М.Н. Степанова

студентка бакалавриата 3 курс СР

научный руководитель: к.п.н., доцент И.И. Железкина

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл

Как показали теоретические исследования, в период подготовки к освобождению, несовершеннолетние осужденные могут испытывать такие состояния как страх, повышенную тревожность и даже агрессивность по отношению к окружающим. Такие психолого-педагогические характеристики несовершеннолетних осужденных обусловлены переживаниями, связанными с предстоящим освобождением. Страх - в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.) [4]. Тревога - это состояние неприятного предчувствия без видимой причины [3]. Агрессия - любые действия, которые приносят или намерены приносить ущерб другому человеку или группе людей [2].

Такие психолого-педагогические характеристики несовершеннолетних осужденных обусловлены переживаниями, связанными с предстоящим освобождением. И в данных условиях определяется ведущая цель социальной пенитенциарной работы, которая заключается в снижении уровня проявления таких состояний. Снижение уровня проявления агрессии, страхов и тревожности способствует повышению социальной адаптации несовершеннолетних осужденных после выхода на свободу. Для достижения поставленной цели определяется необходимым тщательный подбор диагностического инструментария для выявления выделенных негативных состояний и методическое обеспечение процесса их нивелирования.

В рамках нашего исследования подбор, адаптация и апробация необходимого диагностического инструментария, на выявление негативных состояний у несовершеннолетних осужденных в период подготовки к освобождению, позволили определить возможность использования следующих диагностических методик: цветовой тест Люшера, тест А. Ассингера «Оценка агрессивности», методика выявления страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой. Кроме того, для выявления общих характеристик исследуемого контингента проведен анализ их возрастного уровня, криминальной зараженности.

С целью апробации диагностического инструментария, выявления уровня негативных состояний у несовершеннолетних осужденных в период подготовки к освобождению были опрошены 20 лиц мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет, с которыми проводится работа в «Школе подготовки к освобождению». Апробация диагностического инструментария на выявление уровня негативных состояний у рассматриваемой категории осужденных проходила в ФБУ Шаховская ВК УФСИН России по Орловской области 02.12.2014 г.

По данным проведенных исследований возрастная характеристика осужденных имеет следующий вид: преобладают лица 18 лет – 60%, 17- летних – 25%, 16-летних – 15%.

Для выявления страхов несовершеннолетних осужденных была использована методика, целью которой является выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и др.). Исследуемые показатели страхов, заложенные в диагностической методике, позволили определить их наличие в большей или меньшей степени, разделить их на две подгруппы: страхи фобии (огня, воды, высоты и т.д.) и страхи социальные (потеря близких, опасение за свою жизнь, опасение совершить неправильный поступок и т.д.).

Интерпретация выявленных страхов через перечень проблем определяющих уровень социальной адаптации у исследуемых, можно отнести страхи: потеря близких людей (90%), опасение за свою жизнь (45%), совершить неправильный поступок (30%), материального характера (15%), окружающих людей (10%).

Агрессия рассматривается как намерение, предопределяющее такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. Несовершеннолетнему осужденному, в поведении которого наблюдаются признаки агрессивности, необходима помощь специалиста. Для выявления уровня агрессивности несовершеннолетних осужденных в период подготовки к освобождению использовалась методика, в которой предлагались различные жизненные ситуации с вариантами их разрешения. Испытуемому нужно было выбрать один вариант, который больше всего ему подходил. Интерпретация проводилась по трем шкалам: чрезмерно миролюбивы, нормальный уровень агрессивности и излишне агрессивны.

Интерпретация результатов на выявление агрессивных тенденций определяет полученные данные в следующих качественных характеристиках:

· чрезмерное миролюбие (60% исследуемых) обусловлено недостаточной уверенностью в себе, в своих силах и возможностях, склонностью всегда и во всем уступать, отсутствием решительности и настойчивости в отстаивании своих интересов;

· нормальный уровень агрессивности (40% исследуемых) - не подавляют окружающих, но и не позволяют им навязывать свое мнение, что является нормальным условием успешного взаимодействия с окружающими и эффективной социальной адаптацией;

· излишне агрессивны (0% исследуемых) - придерживаются принципа «дружба дружбой, а служба службой» и не останавливаются при необходимости применять жесткие меры.

Качественный анализ полученных данных на выявление уровня агрессивности у несовершеннолетних осужденных позволил определить, что большинство исследуемых (60%) ввиду их неуверенности, нерешительности имеют неустойчивую, не достаточно сформированную позицию для решения проблемных ситуаций, и значит, испытываю дискомфорт, способствующий агрессивным проявлениям, возможно скрытую внутреннюю агрессию.

Для определения более углубленного понимания психологических состояний несовершеннолетних осужденных в период подготовки к освобождению использовался тест Люшера. Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием [1].

Проведенные диагностические исследования с использованием теста Люшера позволили определить, что у несовершеннолетних осужденных в период подготовки к освобождению отмечаются различные психологические состояния. Высокие показатели отмечаются по следующим состояниям:

· небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление (в 25% случаев);

· активное стремление к деятельности и отрицание каких-либо ограничений своей личности (в 30% случаев).

Средние показатели выявленных психологических состояний:

· негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации (в 10% случаев);

· возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство (в 10 % случаев).

Низкие показатели отмечаются по следующим психологическим состояниям:

· стремление к целостности понимания окружающих, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям, потребность во внимании со стороны других (в 5% случаев);

· благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности и автономности, направленности «вовне» (в 5% случаев).

Исследование проводилось в рамках деятельности межведомственной научно-исследовательской лаборатории ОГУ и УФСИН России по Орловской области. Результаты исследования обсуждались 31.03.2015 г. на открытом заседании лаборатории на тему: «Оптимизация процесса обучения в условиях межведомственной профессионально-ориентированной образовательной среды: особенности, перспективы развития».

Как показали проведенные теоретико-прикладные исследования, одной из важных задач специалиста по социальной работе пенитенциарной практики является психосоциальная работа, которая может быть направлена на нивелирование негативных психолого-педагогических состояний, снижающих уровень социальной адаптации как в период нахождения в колонии, так и после освобождения с использованием различных видов, методов, средств, приемов социально-педагогического и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных.

Литература

1. Цветовой тест Люшера. [Электронный ресурс] – Режим доступа.- URL: http://psycabi.net/testy/553-tsvetovoj-test-lyushera-polnyj-variant-metodiki

2. Словарь – справочник политической психологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа.- URL: vocabulary.ru/dictionary/5/word/agresija.

3. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М., ПЕРСЭ, 2001.

4. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов, 1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: