Новое время (XV – XVII вв.)

Николо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) первым из мыслителей Ново­го времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Вглавном произведении Н. Макиавелли «Государь» акцент поставлен на поведении политического лидера. Социология стала и наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли считал, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Первый закон: нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Второй закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания, чтобы не попасть в зависимость от подчиненных. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу – такое наказание считается более справедливым, чем растянутое во времени.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Само государство он рассматривал как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех».

Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого состояла в обеспечении мира и безопасности. Т. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как идеологического орудия государственной власти для обуздания народа.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.). Широкую известность принёс Т. Мору его диалог «Утопия», который содержал описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греческого языка буквально – «Нигдения»). Это место, которого нет; это придуманное слово стало впоследствии нарицательным. Впервые в истории человечества Мор изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления, но обобществлены производство и быт.

Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до шести часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах.

Т. Мор не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала, он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, «Утопия» в середине XVI в. была переведена на другие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Э. Морелли, Г. Бабёфа, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.

3. Классический этап (середина XIXначало XX вв.)

Этот этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступило на путь капиталистического развития. Наиболее яркие мыслители названного периода О. Конт и К. Маркс (застали начальную стадию капитализма), а также Э. Дюркгейм и М. Вебер (жили в условиях развитого капитализма). Естественно, что они описывали совершенно разные общества, отсюда и различие их взглядов.

Огюст Конт (1798 – 1857 гг.) дал имя социологии. В своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы, он выразил в положениях о необходимости создания точной и объективной науки об обществе. Новая наука называлась «социология».

О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии. Социология Конта разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития.

Социология призвана открывать универсальные законы развития и функцио­нирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход называют позитивизмом.

Общество же есть высшая реальность, по Конту. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием).

Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) выдвинул иной подход к пониманию общества. Его считают автором теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Маркс выступал за революционный путь изменения общества, иные социологи – за реформистский путь.

В отличие от Конта К. Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности, не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.

Антагонизм – этонепримиримое противоречие основных классов любого общества. Если существуют классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки.

Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное ими имущество и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Но Дюркгейм был уверен, что названные явления существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Одним из достижений французского социолога является создание новой методологии современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Он счи­тал, что социальная солидарность цементирует и сплачивает человеческое общество, а разделение труда, т. е. специализация и распределение людей по профессиям, создает общественное целое. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит в общество разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства, вступают во взаимодействие. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим – форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов.

Макс Вебер (1864 – 1920 гг.) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно М. Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и созна­нием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие.

«Класс», «государство», «общество» представляют собой собирательные понятия. Мы говорим о капиталисте, предпринимателе, рабочем или короле как о среднем, типичном, представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего вообще не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать идеальными типами.

М. Вебер, говоря о методах исследования, подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Второй шаг – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали О. Конт, К. Маркс и Э. Дюркгейм, являются взаимодополняющими друг друга частями социологического исследования.

Наблюдая цепочку реальных действий, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково.

Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив следующие четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

Два последних не входят в предмет исследования социологии, так как человек выполняет эти действия либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к предмету исследования социологии и называл их рациональными (осознанными).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: