Субстанциализация субъект-объектных отношений в концепции Б. Спинозы. Спиноз.концепты человека, Бога, познания

БОГ СУЩЕСТВУЕТ 1)Существует множество неузнаваемых вещей 2) Конечный ум не может познать этого множества, которое может познать, если он сам из вне 3) Этим из вне явл. Бог

Бог существует как субстанция (вечная, бесконечная, абсолютная). Всякая субстанция совершенна. Если предположить, что существуют 2 субстанции, то они ограниченны друг другом, то они теряют св-ва субстанции. И ни одна субстанция не может породить другую иначе получается дурная бесконечность. Бог есть Субстанция.

Мышления Протяжения
Ряд идей Ряд вещей
Бесконечен и вечен Бесконечен и вечен
Природтворящее Природосотворенное

Источник всех вещей является Бог и он явл причиной самого себя. Действие всех вещей опр по универсальным законам т е математическим законам и правилам.Части субстанции различаются модально, а не реально. Мир представляет движение тел.

Бог-причина всего сущ-го-Бог-это причина самого себя

Бог-субстанция, сущ сам по себе.

1.Субст.бесконеч.и совершенна-не может быть никакой субст.совершенней,чем Бог

2.Нет 2-х субст.,т.к.они ограничивают др.друга.

3.Ни одна убст.не может производить др,=>,возникает дурная беск-ть.

Бог=субстанц(через атрибуты=универсалии-вечные вещи).->1.мышление-природа творящая-ряд идей.->2протяжение-природа сотворенная-ряд вещей

Природа состоит из бесконеч.атрибутов,из к.каждый совершен.Все,что Бог сотворил,есть в его бескон.разуме.Т.к.сущ-ть Бога бескон.,все его атриб.тоже бескон. Тождество природы и мышл.образуют единство.Оно заключ.в сосуществ.всех вещей.Это единство мыслимое,т.к.вещи имеют св-во делимости.Мышл.и протяж.доступны чел-му познанию,т.\к.в каждой вещи есть присутств.Бога.

Модус(Способ) протяжения позволяет познавать атрибуты Божест.субст.В модусе происходит деление.Все вещи совершенны,т.к.совершенна природа Бога.Все вещи преопределены в своем сущ-ии,поэтому любые изменения указывали бы на несоверш. Бога.

Бог существует.
1) Существует ∞ множество познаваемых вещей.
2) Конечный ум не может познать этого ∞ множества.
3) Конечный ум может познать только в том случае, если он определяется чем то извне.
Божественный S ≡ Бог. Существует идея, которая имеет →сущность и →сущестование. Бог - субстанция → она вечная ∞, абсолютная. Доказательства: 1 Всякая субстанция ∞ и совершенна и не одна др. не м.б. совершеннее. 2 Существует 2 субстанции → тогда они ограничивают др.др. → теряют св-ва субстанции. 3 Ни одна субстанция не может произвести др., иначе возникнет дурная причинная ∞.
Бог - субстанция → имеет свои атрибуты: → мышление и протяжение. (Бог в своих атрибутах не делим, он есть целое). Мышление → ряд идей→ ∞ и вечен → это природа творящая. Протяжение → ряд вещей → ∞ и вечен → это природа сотворенная. Мышление ≡ Протяжение. «Природа состоит из ∞ атрибутов, из которых каждый в своем роде совершенен». Все творения Бога есть в его ∞ разуме. Сущность Бога ∞ → атрибуты этой сущности тоже ∞. ≡ природы и мышления обретает единство или целое. Единство - возможность сосуществования всех произведенных вещей. «Часть и целое не истинные или действительные существа, а просто мыслимые существа, и потому в природе нет ни целого ни частей». Если протяженность - делима, она не ∞. → начало протяженности не субстанциально. Деление всегда в модусе. «Бог есть существо, о котором высказываются все его атрибуты». → все вещи совершенны (т.к. божественны по природе)
Существование вещи предопределено → изменения указывают на несовершенство Бога (величайшее – небытие). Вещь не может существовать случайно (мы просто не знаем причины).
Мышление и протяжение доступны познанию. → мышление ≡ протяжению. «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Бог в каждой вещи. Модус протяжённости позволяет познавать атрибуты божественной субстанции, саму субстанцию или природу творящую. Единство субстанции из-за единого универсального принципа познания. Правила природы = правила мышления → Ошибки в познании невозможны. → Ультрарационализм Спинозы → 1 все познаваемо, 2 можно познать абсолютно все, 3 ошибки невозможны. Способ познания: Должна возникнуть Вещь –не вполне вещь и не вполне идея → «Вечная Вещь» → универсалии (похжи на математические понятия). Вечная Вещь обладает величайшей мощью или потенцией. Источником существования – Бог (причина самого себя).
Части субстанции различаются модально, а не реально. Мы сами задаем эти различия. Бытие природно и Ob-но. Оно ограничено своей вечностью и протяженностью. Попытка введения универсальных вещей, попытка субстанциализации м/у S и О оказывается излишней, потому что бытие Бога совершенно и самодостаточно.
Мир на матем. законах – математический (геометрический). Сомнения – разрушение целостного мира. Сомнение указывает на несовершенство познания.
Человек = телом (сложное, состоит из частей) и мышлением → есть некая субстанция.
Мир – движение тел, определяемых законам механики, связанных с геометрическими фигурами. Человек – тело, сталкивается с другими → импульс → бесконечное движение. Закон импульса, закон целостности
Типы общества: 1гражданское, 2разумное, 3естественное. Гражданское общество: закона, власти, морали. Проблемы: 1 если мир представляет собой геом. (конструированное) целое, то почему Спиноза претендует на создание физики, объясняющей законы действительно существующих тел. 2 каким образом существование развития тел определяют вещи к существованию. 3 каким образом гомогенная, существующая сама в себе субстанция начинает изменяться в самой себе, если степень её совершенства абсолютна и нет необходимости в к-л изменении в дальнейшем существовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: