Лекция № 2 основная часть

ТЕМА ЛЕКЦИИ Философия Древности: Древняя Индия, Древний Китай, Античность.

Цель лекции – исследовать различные типы философствования на начальном этапе их развития.

План лекции:

1. Философия древности

1.1. Древнеиндийская философия

1.2. Древнекитайская философия

2. Античность как уникальная культура

2.1. Основные школы античной философии

3.2. Классический период

3.3. Философская мысль эллинизма

Рекомендуемая литература

1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012.

2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.

3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004.

5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.

На прошлой лекции были актуализированы базовые понятия философии и определен ее предмет, без осмысления которых невозможен анализ исторических типов философствования.

Основная часть

1.1. Самый древний образец индийской мудрости - ведизм. Веды (с др-инд. – ведение, знание) состоят из четырех сборников: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы, которые содержат гимны, песнопения, магические заклинания, молитвы, обращенные к многочисленным божествам. Так же здесь содержатся размышления о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий.

Продолжением Вед являются Упанишады (с др.-инд. – «сидеть около»). По форме Упанишады представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником. Здесь большую роль начинают играть концепции переселения душ – сансара и воздаяния за прошлые действия – карма. Упанишады,в своюочередь,это основа индуизма, который представляет собойполитеистическую религию (Шива, Вишну, Кришна, Агни, Индра). Здесь продолжают свое развитие идеи сансары и кармы.

В VI в. до н.э. зародилось религиозно-этическое учение – буддизм. В буддизме отрицается всесилие богов, а их существование является следствием реинкарнации некоторых людей, достигших благодаря подвижничеству достаточно высокого уровня развития, но не достигших нирваны – просветления. По замыслу создателя этого учения Гаутамы Шакьямуни, прозванного впоследствии Буддой, человеку нужно пойти по пути избавления от страданий.

1.2. Выделим отличительные черты древнекитайской философии:

· подчиненность политической и моральной практике: вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами» были в ней доминирующими;

· обращенность к прошлому: культ предков, признание влияния умерших, их духа на жизнь и судьбы потомков;

· тесная связь с мифами, отличительной особенностью которых был зооморфный (животноподобный) характер действовавших в них богов и божественная сила Неба;

Наиболее влиятельная философская школа - конфуцианство. Основатель школы – Конфуций (от кит. – Кун Цю, латинизированная версия имени Кун Фу-цзы – учитель Кун). Он считается первым китайским философом. Основным источником его учения являются записи изречений в книге «Беседы и суждения».

Даосизм. Его основатель – Лао-цзы (от кит. – старый учитель), автор книги «Дао дэ дзин» («Книга о дао и дэ»). В даосизме на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао – естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Дэ – вторичный принцип, благодаря которому дао проявляется в мире конкретных вещей и наполняет их энергией.

Школа моизма. Она получила название по имени основателя Мо-Ди (Мо-цзы). Основная идея – «всеобщая любовь», т. е. отвлеченная любовь всех ко всем, ее отсутствие – причина беспорядков.

Легизм (от лат. легис – закон) – школа законников, легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия – награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми.

2.1. Основными школами античной философии являются:

Милетская школа - вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон.

Атомистическая - Демокрит – атом. Демокрит явился основоположником материализма в философии («линия Демокрита»).

Пифагорейская (Пифагор) – число как символ всеобщей гармонии мира.

Физическая (Гераклит) – огонь как основа мира.

Главный представитель школы э леатов Парменид создал свою философию, где ввел понятие «бытие», которое обозначало весь существующий мир.

2.2. Расцвет античной философии связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Это классическая философия.

Главной особенностью такой философии стало создание философских рассуждений и переход к вопросам антропологического и гносеологического характера.

Сократ – самая известная фигура в истории философии. В центре философии, по мнению Сократа, должно быть не умозрительное рассмотрение бытия (натурфилософии), а учение о том, как следует жить добродетельно. Главная задача познания – самопознание, поэтому «познай самого себя» – кредо Сократа. Свой метод познания он назвал диалектическим, введя в философию термин «диалектика» (от греч. – спор, беседа). Согласно Сократу, важнейший принцип познания – сомнение («я знаю, что ничего не знаю»).

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира – Платона. Главным в философии Платона является то, что он впервые поставил вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии («линия Платона»).

Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. – прохаживаюсь), так как обучение проходило во время прогулок. Аристотель считается величайшим энциклопедистом древности, вершиной древнегреческой философии.

Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал – «формы» и «материи».

2.3. После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического (от наименования греческого государства – Эллады). Особенность этого этапа заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни в учениях киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников ( или циников, от названия холма в Афинах), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель – Диоген. Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы. Для мудреца самое важное – смирение.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура. Представителями этого направления так же были Лукреций Кар и Гораций. Основные положения эпикурейской философии:

· счастье – это вытеснение страдания и беспокойства;

· для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Этика Эпикура получила название гедонистической (от греч. – удовольствие). Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью.

Стоицизм. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, но счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие (апатия), рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Стоицизм связан с именами Сенеки, Цицерона и Марка Аврелия.

Еще одним направлением эллинизма является скептицизм. Наиболее крупными его представителями его были Пиррон и Секст Эмпирик – идеи постоянной текучести всех событий, противоречиях между чувственным впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. В чем сходства и различия индуизма и буддизма?

2. Какова роль античной философии для становления естествознания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: