Формирование и функционирование рынка молока

Переход республики к рыночным отношениям обусловлива­ет необходимость формирования на базе существующего молоч­ного подкомплекса реально функционирующего рынка молока, ориентированного на удовлетворение потребностей населения в молочной продукции и действующего на основе экономических законов.

Рынок молока представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами молочного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на то­вары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок моло­ка, в котором процессы обмена являются основополагающими, охватывает в равной мере производство, распределение, потреб­ление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процес­сом производства и при определении государством основных моментов и направлений его функционирования обладает спо­собностью к саморегулированию.

С позиций соотношения спроса и предложения рынок молока и молочных продуктов можно рассматривать в целом, а также в макро- и микроструктуре. Совокупная величина платежеспособ­ного спроса на молочные продукты, с одной стороны, и соответ­ствующее ему совокупное предложение — с другой характеризу­ют состояние рынка молока и молочных продуктов в целом.

Соотношение спроса и предложения по товарным группам (сыр, кисломолочная продукция) соответствует макрострукту­ре рынка.

Микроструктура рынка отражает экономические интересы непосредственных потребителей и производителей на уровне предприятий, сельскохозяйственных фермерских хозяйств, пред­приятий маслосыродельной и молочной промышленности, от­дельных производителей и их групп.

Ситуация, сложившаяся на рынке молока и молочных про­дуктов, характеризуется следующим:

· неразвитостью рыночной инфраструктуры;

· формированием заказов на молочные продукты, которое находится под контролем местных органов власти;

· директивным закреплением сырьевых зон, зачастую сов­ падающих с административными границами района;

· закупочной ценой на молоко, продаваемое сельскохозяй­ственными организациями молочным заводам, устанавливае­мой облисполкомами;

· установлением предельного норматива рентабельности про­изводства для организаций маслосыродельной и молочной про­мышленности при формировании свободных оптово-отпускных цен;

· установлением предельных торговых надбавок к свобод­ным оптово-отпускным ценам на масло животное;

· монопольным положением молочного завода.

Основными параметрами формирования рынка молочных ресурсов в республике в настоящее время выступают: темпы разгосударствления и приватизации; мера государственного контроля над отраслями, входящими в молочный подкомп­лекс; защита отечественного рынка молока; сфера действия свободных цен.

В качестве исходной базы при определении оптимального уровня собственного производства молока и молочных продук­тов правомерно ориентироваться на уровень душевого про­изводства (максимальный вариант) или медицинские нормы потребления (минимальный вариант).

По своему назначению рынок цельномолочных продуктов ориентирован на местного потребителя, поскольку продукция строго ограничена по срокам использования. Формируется он, как правило, в пределах административного района. Что касает­ся молочных продуктов более длительных сроков хранения, то география их потоков более широкая. Особенности формирова­ния и функционирования рынков молока и молочных продуктов определяются многими условиями, в частности, наличием сырь­евой базы, мощностями перерабатывающих организаций, ассор­тиментом выпускаемой продукции, платежеспособностью по­требителей и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: