Вопрос 51. Социология религии как отрасль социологического знания

В поле зрения философии при изучении религии оказываются такие гносеологические проблемы, как специфика религиозного отражения действительности, вопрос об его адекватности, содержание религиозного сознания. История и другие исторические науки (археология, этнография и др.) исследуют конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных исторических условиях. Культурология, эстетика, искусствоведение рассматривают религию как важную составляющую, как мощный пласт мировой и национальных культур, духовного наследия человечества. Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина с середины XIX в.

Социология религии — это отрасль социального знания, предме­том которой является религия как элемент социальной системы и один из важнейших факторов жизни общества Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное обра­зование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества и священном.

Специфика социологического изучения религии заключается в том, что его предметом является не религия сама по себе в ее содержательном многообразии, а то, какие функции она выпол­няет в обществе, почему она возникает и существует, что застав­ляет людей объединяться в религиозные группы. Наконец, социология религии изучает сложные отношения, существующие между религиозной тради­цией и непосредственным религиозным опытом верующих, а также специфику представлений о сакральном в различных об­ществах и культурах.

Методы социологии религии

Социолог использует для анализа религии те же методы, ко­торые применяет в исследовании социальных явлений вообще: оп­рос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; анализ письменных источни­ков, исторических документов, контент-анализ.

Кросс-культурный анализ заключается в сравнении религиоз­ных феноменов, бытующих в разных культурных условиях. Анализ исторических данных, письменных источников, докумен­тов был с успехом использован в разработке типологии религиоз­ных организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества, влияния протестантизма на развитие капитализма и т.д.

Учение Конта о социальной динамике содержит эволюционную модель общества, построенную с помощью понятий, почерпнутых из истории религии. Первая стадия «теологическая», на этой стадии человек тщетно пытается достичь «безусловного познания внутренней сущности» явлений и причин их возникновения. Спенсер: рассматривала религию не как основу социального порядка и не как главную преграду на пути социального прогресса, а скорее как нечто менее важное в деле поддержания образцов или в социальном изменении: с точки зрения утилитарного индивидуализма гораздо более важными регуляторами жизни общества являются рынок и политическая деятельность, чем религия. К. Маркс рассматривал религию как социальный феномен: религия включена в систему общественных отношений, порождается ими (в первую очередь — экономическими, которые выступают как базис, определяющий целую совокупность производных, «надстроечных» образований, таких, как политика, право, искусство, мораль, философия и религия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: