Вторая часть

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕТОДА

в России XIX – начала XX вв.

ГЛАВА I. Театральное образование Русского Просвещения:

культурно-просветительские традиции XIX века…… ……….…………… ……………

ГЛАВА II. Профессиональное образование в России

второй пол. XIX века ………………… ………………………………. ……………………

ГЛАВА III. Процессы формирования

театрально-педагогического метода ……………… ……….. …………………………..

ГЛАВА IV. Развитие творческого метода организации

студийной театральной педагогики…………………………………………………...

Заключение..……………………………………………………………………………

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

ОБЩИЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ

«ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДИЙНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

МОДУЛЬ I: ИНФОРМАЦИОННО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ.

Интегративный комплекс задач изучения и проблем исследования...……………….

МОДУЛЬ II: РЕГУЛЯТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ.

Общий комплекс учебных заданий и исследовательских тем………………………..

МОДУЛЬ III: ЦЕЛЕОРИЕНТИРУЮЩИЙ.

Содержание программного обеспечения……………………………………………….

МОДУЛЬ IV: КОГНИТИВНО-ЭВРИСТИЧЕСКИЙ.

Методы продуктивного обучения:

уровни количественного и качественного содержания объекта образования.………

Общее заключение ……………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время динамический процесс общего хода развития «театральной педагогики» в сферах художественной культуры и образования остро нуждается в пересмотре и переосмыслении всего единства педагогического опыта (знаний и умений). Периоды становления (возникновения) и начальных ступеней развития театрально-образовательных систем представляют собой «открытый», «живой» механизм действия фундаментальных основ общего универсального содержания, не «отчужденный» текущими проблемами и нуждами их специализированного функционирования.

Изначальный синкретизм, т.е. нерасчлененность социально-культурных функций на сферы и отрасли образования, начиная с первой русской театральной «школы» 1673–1676 гг., проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления на глубинной (генетической) основе без достаточно выраженных внешних оснований. Что имеет существенное значение для дальнейшего развития русской театральной педагогики, при ее сегодняшнем состоянии дифференцированной специализации. Восстанавливая (интегрируя) и анализируя прерванные генетические связи в ходе становления и формирования конкретных исторических театрально-образовательных систем, мы можем воссоздать общую динамику развития театральной педагогики и выявить те фундаментальные принципы и закономерности, которые заложены в основе их механизмов.

Общий ведущий тезис данного пособия – творчество, в каких бы видах деятельности оно не проявлялось, является неспециализированным родовым качеством человека и является фундаментальным содержанием всякого образовательного объекта.

Основная задача данного пособия представляется авторам в необходимой систематизации и актуализации рассеянного по многочисленным изданиям содержательного материала с целью создания концепции динамики становления и развития театральной педагогики – от ее истоков со всеми последующими стадиями дифференциации к процессам интеграции, т.е. восстановления целостной картины (от «слитности» к «синтезу»).

Цель пособия – помочь студенту в освоении фундаментальных основ театрально-педагогического метода в контексте общеобразовательных систем, направленных на развитие личности и ее творческую самореализацию в процессе обучения и самообучения. Одной из важнейших задач учебного пособия предполагается создание целостного представления о тех общих процессах, которые, на каждом конкретно-историческом этапе, приводят к формированию определенной театрально-образовательной системы.

Само слово «образование» содержит в себе значение создание образа. Объективно и широко – создание образа Мира, образа Жизни, т.е. некой общей картины или целостного представления о мироздании и жизнедеятельности (собственно образование). Субъективно, т.е. для конкретно взятого человека, образование – это его духовный облик, его целостный образ или, выражаясь языком современной психологии, – «Я-концепция» личности, которая формируется в процессе само–образования.

Первым значительным аспектом рассмотрения театрально-образовательных систем нам представляется анализ возникновения и начального формирования театрально-педагогических школ в общей картине культурно-исторического развития. Общий процесс образования – бесконечное взаимодействие различных социально-общественных институтов, культурно-исторических «механизмов» и так называемых «стихиальных», природосообразных проявлений человека, т.е. его творческой, продуктивно созидательной природы. «Образовывая», человек создает «вторую природу» – «культуру» или органичную для себя искусственную «среду обитания», которая бы соответствовала его представлениям о природе вообще и человека в частности. В результате взаимодействия человека и природы культура за тысячелетия своего существования накопила колоссальный опыт в различных сферах деятельности. Со временем понадобилось создание образовательных институтов, т.е. общественных учреждений занятых систематизацией знаний, умений и навыков с целью их передачи от поколения к поколению в процессе обучения – педагогических школ.

Второй аспект определяет исключительную специфику нашего предмета – театрально-сценические направления, методы и системы – «театральные школы». Особое место в сокровищнице культурно-исторического опыта занимает театральный «художественный космос», в котором мир воспринимается как упорядоченное целое, обозначаемое издревле универсальной категорией «Театр Мира». Театр образовывался сам и образовывал других, как некая идеальная проекция человеческих мыслей, чувств, страстей, вырабатывая свой «язык» на основе познания законов человеческой природы. Диалогическая природа драматического искусства давала возможность познать себя как «другого» посредством перевоплощения в «Другого». В «ближнего и дальнего» как «самого себя» – в мифологическое божество–персону (архаический театр), в идеального героя–личность (театр классицизма), в душевный мир человека, погруженного в смыслы своего существования и бытия – в «жизнь человеческого духа» (современный театр).

Значимость театра, – культурно-историческая, просветительская, эстетическая, педагогическая и пр., – стала настолько велика, что человек начал создавать общие «театрообразовательные» представления о мире и жизнедеятельности, в основе которых лежал конструктивный принцип «весь мир – театр» («Totus mundis agit histrionem»). Бесконечно меняющиеся формы мироздания при его неизменной сущности невольно проецировались на смену театральных декораций, в которых люди играют свои роли. «Весь мир – театр, мы все – актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой!» – восклицал Пьер де Ронсар задолго до Шекспира.

Категория «театральность» возводилась в природосообразный универсум человеческого поведения на уровне «безусловно врожденного инстинкта» (концепция Н.Н. Евреинова). Большинство известных образовательно-дидактических систем во все времена считали театр одним из обязательных средств обучения и просвещения («театр – мир – школа»).

Образ Театра и общеобразовательные «картины» мира на протяжении всего времени активно взаимодействуют, дополняют, восполняют обоюдные недочеты, взаимопроникаются общими достижениями в деле духовного становления и совершенствования личности человека. Собственно театрально-образовательные системы каждого конкретно-исторического периода в своих содержательно-организационных формах и методах обучения строятся на основе комплекса представлений о «культуре» и «искусстве» театра. Но существуют те изначально неизменные, фундаментально универсальные принципы, которые находят свое сообразование по линии «природа театра» – «природа человека». И театрально-образовательные модели встраиваются в эту линию соотношений, взаимопроникновение которых создает «энергию жизни», называемую на театре «действием».

На современном этапе содержательное соотношение понятий «театральное образование» и «театральная педагогика» понимается узко специализированно, формально конкретизируя, сужая сферу общих взаимодействий, и функционально выделяется в область профессионального обучения сценическому, драматическому искусству в специальных учебных заведениях – театральных училищах (вузах).

Для того чтобы определить сферу деятельности, обозначенную понятиями «театральное образование», «театральная педагогика», «театральная культура» необходимо исходить из наиболее расширенных представлений об их общих основаниях. Тем более что подходы к этим представлениям переменны, а подчас просто неопределенны, как и само понятие «образование».

Таким образом, нами определяются главные позиции учебного пособия:

– феномен «театральная педагогика» необходимо рассматривать, прежде всего, как универсальную культурно-просветительную систему образования («театр–зритель», «театр–зеркало», «театр–кафедра», «театр–школа»);

– «театральная педагогика» рассматривается как автономная дидактическая (обучающая) система общего образования (метод, средство, прием);

– «театральная педагогика» актуализируется как система специализированного обучения; по линии «профессиональной» (театрально-сценической) педагогики с общей тенденцией расширения универсально-образовательных сфер (система высшего образования);

– «театральная педагогика» интегрируется как модель художественно-творческого развития личности (системы художественного образования).

Количественное соотношение структуры пособия с его качественным содержанием определяется следующими критериями: сознательность, бессознательность и перспективность. А.С. Пушкин сознательным качеством «образованности» культурного человека называл требование «уважения к минувшему» (дань уважения историческому прошлому). А. Блок говорил о бессознательном отношении к нашему прошлому: «У нас нет исторических воспоминаний, но велика память стихийная; нашим пространствам ещё суждено сыграть великую роль». Сознательная и бессознательная ретроспектива и воспроизводство прошлого нашей культуры есть единая перспектива и возможность нашего будущего (его «производство»).

М.А. Булгаков в Дневнике 1919 года пророчествовал: «Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном, и в буквальном смысле слова …ибо размах истории широк и десятилетия она так же легко «читает», как и отдельные годы». То есть, историческая ретроспектива может, должна и обязана быть (или стать) перспективным опытом настоящего, с целью обретения будущего (принцип опережающей педагогики).

Драматург А.Д. Салынский утверждал: «…я уверен, что прошлого просто нет. Все что пережито, остается и продолжает жить. В человеке, в обществе. Живет и действует». Мы видим, что чувство истории, образовательное отношение к нашему прошлому в каждый конкретный момент избирательно, «концептуально» («сознательно», «бессознательно», «профетически» или «экзистенциально»). Но сама история непрерывна и целостна. И процессы научения и обучения должны в первую очередь восстанавливать «связь времен» в единой системе образования.

Руководствуясь основным творческим принципом «системы Станиславского» – «от сознательного к бессознательному и к сверхсознательному», мы предлагаем феноменальное описание театрально-образовательных систем с целью выявить их единую интенциональность, т.е. общую направленность в контексте фундаментальных структур человеческого общества, которые находят свое осуществление в культуре общего образования.

Поэтому в Первой части пособия «Становление театрального образования в России: вторая половина XVII–XVIII вв.» рассматривается, отнюдь, не ретроспективный, исторический взгляд на первую «комедиальную» школу второй половины XVII века и школьный театр первой половины XVIII века, но дается сознательная установка на «обратную перспективу». Т.е., увеличение объекта изучения при его хронологическом удалении способом объединения различных аспектов (точек зрения) рассмотрения данного объекта: социально-общественных, культурно-исторических, психолого-педагогических. Только таким образом мы можем осмыслить последующие процессы дифференциации, т.е. разделение целого на различные части, формы и этапы, которые хронологически определяются периодом XIX столетия.

Перспектива создания образовательных технологий будущего заложена в механизмах становления универсальных основ педагогического «метода» К.С. Станиславского, на основе которого формируется политехническая образовательная модель обучения театрально-сценическому искусству и обучение театрально-сценическим искусством. Психолого-педагогические основания творческого метода организации театральной педагогики (студийной) и образовательных программ «политехнического» обучения рассматриваются во Второй части пособия «Развитие театрально-педагогического метода в России XIX – начала XX вв.».

Третья часть «Общий дидактический практикум по курсу «Театральная педагогика и методика организации студийного театрального процесса» представляет собой интегративный комплекс учебных и исследовательских заданий к самостоятельной работе (доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы). Что делает пособие не столько источником информации, сколько организатором творческого учебного и исследовательского процесса. Многие вопросы требуют знаний междисциплинарного характера в различных научных и художественно-творческих отраслях культуры и искусства. Для организации поисковой работы необходима активизация личностного подхода, заключенная в процессах самообучения и самоопределения, что подразумевает самостоятельную деятельность в решении эвристических (поисковых) задач по разработке собственных технологий театральной педагогики (версии, гипотезы, вероятностные предположения, мировоззренческие позиции) на основании содержательного материала, предложенного в форме рабочих программ.

В Первой главе Первой части «Общие принципы театральной педагогики: художественно-творческая модель развития, воспитания и образования» представлен категориальный аппарат и способы систематизации содержательного материала, основанные на концепции динамического становления и развития театрально-образовательных систем. Сообразуясь с организационным принципом «опережающего целеполагания», в главе изложены основные положения создания технологических моделей театральной педагогики на основе конкретно-исторического содержательного материала, который представлен в последующих главах пособия. Глава снабжена вопросами к дидактическому практикуму, который является инструментарием деятельностной направленности к освоению всего предметного содержания курса «Театральная педагогика…».

Изложение содержания конкретно-исторического материала традиционно расположено в хронологическом порядке. Но, исходя из позиции дифференцированного подхода к общему процессу развития театральной педагогики, материал структурируется по принципу оппозиции «профессиональное специализированное» – «непрофессиональное общеуниверсальное».

В главах Первой части – I. «Общие принципы театральной педагогики: художественно-творческая модель развития, воспитания и обучения». III. «Школьный театр и становление театрального образования в России первой половины XVIII столетия»; и в главах Второй части I. «Театральное образование Русского Просвещения: культурно-просветительные традиции XIX столетия», III. «Процессы формирования театрально-педагогического метода».

В силу того, что конкретно-исторический материал объединен общей концепцией динамического развития театрально-образовательных систем в России, учебно-исследовательские задания к дидактическому практикуму, которые представлены к каждому параграфу пособия, необходимо рассматривать в контексте целостного комплекса проблем и вопросов театральной педагогики.

Авторы надеются, что данное пособие окажется полезным подспорьем для разрешения сложных проблем и противоречивых вопросов общего процесса становления и развития театрального образования не только в прошлом, но и в перспективе будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: