Практическая технология творческой педагогики

М.А. Чехов, назвавший итоговую работу своей творческой жизни «О технике актера», начинает ее с эпиграфа-цитаты И. Яссера: «Техника в искусстве способна иной раз как-то притушить искру вдохновения у посредственного художника, но она же раздувает эту искру в великое и неугасимое пламя у подлинного мастера».

В общей педагогике также остро ставится вопрос об «алгоритмах» и «системах организации творчества»: это «свобода личности в условиях душевного подъема–вдохновения» или «освоение способов и методов достижения творческого продукта». В контексте этой дилеммы очень актуально основное положение «Системы Станиславского» – «метод» есть только способ освобождения творческого потенциала личности.

Размышляя о балансе соотношения искусства режиссуры (сценической педагогики) и искусства театральной педагогики,М.О. Кнебель назвала свою известную книгу «Поэзия педагогики», подразумевая под этим владение «техникой педагогики». В сочетании поэзии и ремесла, теории (науки о театре) и практики (искусство театра) вызревает искусство педагогики.

Широко известна, но подчас подлежит сознательному забвению, та истина, что общее значение научно-теоретического анализа определяется не степенью практического использования (практической апробации), а возможностью создания эвристических технологий, которые, в свою очередь, конкретно реализуются в технологических процессах.

3.1.1. Понятие «творческая технология». В античной культуре термином «Techne» определялся характер единства художественной и технической работы, предполагающей участие и разума, и руки: ремесло и искусство в одно и то же время. Удивительный этап истории, когда художник не мог не быть инженером, а конструктор не мог не быть художником. Античная школа обучала воспроизведению единства тех начал, которые мы теперь по отдельности именуем наукой и искусством.

Древняя Греция заложила традицию разделения искусств, как самого процесса «делания», требующего умения и мастерства, на две категории – приобретающие и творческие. То есть искусства овладения готовыми формами культуры (воспроизводство и потребление) – «приобретающие» и искусства продуктивного созидания форм культуры (производство) – «творческие».

«Приобретающие» искусства опираются на знание «практическое и точное» – «искусства, основанные на счёте» и «искусства, основанные на упражнениях и навыке». Творческие искусства, которые также имеют в своей основе «точное» знание (творческое и воспитательное), но возникают они по большей степени спонтанно, вдохновенно (экстатически), в них подразумевается наличие неожиданности. Приобретенные искусства направлены «вовне» на предмет технического внешнего овладения, т.е. они объектные. Творческие искусства обращены «вовнутрь» субъекта действия.

Платон выделяет два вида искусств: «одни в своих творениях следуют музыке и причастны меньшей точности, другие же приближаются к строительному искусству и более точны». По Платону одни искусства содержат в себе больше знания, а другие – меньше. Мудрец утверждает, что «заняться подражанием, т.е. уподоблением, упражнением ощущений с помощью навыка, опыта и способностей к угадыванию (курсив наш), всё это многие называют искусствами, могущими достигать совершенства благодаря упражнению и труду....А этим полна, прежде всего, музыка, строящая созвучие не на размере, но на упражнении чуткости; такова же вся часть музыки, относящаяся к кифаристике, потому что она ищет меру всякой приводимой в движение струны по догадке, так что содержит в себе много неясного, устойчивого же мало. Такие же свойства мы обнаружим у врачебного искусства, земледелия, искусства управлять кораблями и военного искусства....Что же касается строительного искусства, то, по-моему, оно пользуется многочисленными мерами и орудиями, которые сообщают ему большую точность и ставят его выше многих наук». [1]

То есть, творческим искусствам присущи качества поиска, непредсказуемости, интуитивной спонтанности, развитие которых требует особого труда в процессе воспитания. В «приобретающих» искусствах необходимо точное количественное освоение знаний, умений и навыков. Таким образом, применительно к категории технология, по платоновской дифференциации, получаем рабочие категории «технологии приобретающие» (ремесленно специализированные) и «технологии творческие» (интуитивные).

В наше время так называемые «интеллектуальные производства», в число которых входит и воспитание человека, обходились без понятия технологии, относя ее к области материального производства. Современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производительной технологии в обучение.

По словарному определению «технология» – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Соответственно, как научная дисциплина, технология изучает физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющейся частью общего производственного процесса.

Итак, под термином технология подразумевается: 1) продуктивные методы организации процесса деятельности; 2) научно-теоретическое исследование и изучение закономерностей технологических процессов деятельности; 3) технологические операции как часть общего процесса деятельности. В целом технология – это оптимальный алгоритм (последовательность) организации процессов деятельности на основе выявления их закономерностей.

В педагогической практике применение понятия «технология» вызвало к жизни новые направления в развитии общего процесса обучения и воспитания. Но в отличие от производственных процессов педагогическая система несет в себе ту целостность, которую трудно разорвать на пошаговые операции последовательного формирования отдельных качеств. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.

Факторы специализации и профессионализации в процессе «приобретающего» обучения отдельным «технологическим операциям» или методикам формирования отдельных качеств оказывают разрушающее воздействие на общий комплекс развития личности. При данном «технологическом» подходе процесс обучения и воспитания осуществляется в традиции средневекового ремесленно-цехового метода, основанного на модульном принципе соотношения «максимум – из минимума».

В творческой педагогике наиболее существенной движущей силой является соотношение природосообразного принципа (индивидуальный подход) с личностно-ориентированной направленностью – «только личность создает личность». Здесь мы имеем и всегда будем иметь дело с индивидуальным мастерством, опирающимся на общую технологию.

Динамическая модель становления и развития может и должна выступать в роли практической технологии творческой педагогики. Поскольку природа творчества есть генезис всякой технологии, – с творчества все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Общим технологиям или так называемому «коллективному мастерству» предшествует искусство «индивидуального мастерства». В конце концов, интуиция и вдохновение вновь прорываются наружу, чтобы создать новые оптимально эффективные способы решения насущных проблем. Возникает правомерный вопрос, – может ли технология балансировать на грани творчества и ремесла. И ответом здесь должен быть категорический императив, – всякая технология, связанная с гуманистическими процессами «живого производства» (как творческого, так и репродуктивного воспроизводства) обязана быть творческой.

Итак, под термином «технология» понимается творческая комбинаторика (соединение-сочетание) возможных вариантов создания моделей предметного содержания в определённой последовательности операций и действий, которые исходят из общих оснований (принципов). Технология есть организационно-методический инструментарий творческо-педагогического процесса. Общие теоретические принципы выступают в качестве гипотетической (индивидуальной) основы будущей профессиональной деятельности театрального педагога.

В контексте динамической системы «универсум – общее – специальное» категория технология определяется как регулятор соотношения и взаимодействия «универсального» и «специализированного», что находит свое подтверждение в генезисе становления.

3.1.2. Принципы «практической технологии». Значение рабочего термина «практическая технология» в педагогике более всего связана с процессами творческого обучения и обучения творчеству. Поскольку имеет ту необходимую свободу ориентировки на общие методологические (и значит – мировоззренческие) принципы, а не объективировано отчуждённые «шаблоны», «предписания» и «практические руководства» к действию. Субъектная значимость «практических технологий» предполагает наличие основополагающих принципов гуманистической направленности в понимании «антропологической» ориентации на творческую природу человека (природосообразный принцип):

· Принцип «управление без управления», в основе которого заложено развитие принципа самодеятельности и самоорганизации по линии «личность – личность».

· Принцип «совместного развития» учителя и ученика – «обучая, обучаюсь» по линии «индивидуальность – индивидуальность», т.е. принцип «совместного творчества» («синергия»).

Итак «практическая технология», в отличие от дифференцированного и систематического набора методического материала, требует личностного (мотивационно ценностного) и субъектного (когнитивного, познавательного) включения в содержательно предметную, операционную область. Т.е. эта содержательная область рассматривается как идеальная модель, субъектно созданная, а не «реально отражённая».

Содержание конкретно-исторического материала по театральной педагогике может нас заинтересовать в плане создания «идеальной модели» воспроизводства творческой ситуации в теории и практике. Понятие «идеальная модель» представляет собой аналогово-ассоциативную цепь ситуаций и проблем, которые замыкаются (информационно и энергетически) в некий целостный объём (образ-гештальт), действующий не только на уровне сознания, но в поле напряжения целостного человека (в структуре «личность – индивидуальность – субъект – индивидуум»). Идеальная модель не работает в системе отражений (рецепция). Она создаёт реальные возможности прогнозирования и предвидения. По возможности, целостная, единая и общая модель задаёт внутреннюю телеологию (индивидуально субъектную), т.е. личностное целеполагание по организации творческого процесса деятельности. Таким образом преодолевается механизм отчуждения объекта деятельности (предметной сферы) и субъекта деятельности (индивидуально личностной заинтересованности). В этом случае может идти речь о творчестве в каком-либо роде деятельности.

Во всём объёме содержательного материала мы имеем несколько типовых моделей обучения в театрально-образовательном контексте:

1) закрытая модель – «цеховая» и «монастырская»;

2) открытая модель– «культурно-просветительская», «общеобразовательная»;

3) открытая – «художественная» и «художественно эстетическая»;

4) открытая – «клубно-публицистическая»;

5) закрытая – «творческая», студийная.

Относительно данных предметных ориентаций можно, в перспективе, определить основные критерии и качества профессиональной деятельности в области театральной педагогики («профессиограмма»).

В общей педагогике существует понятие «профессиограммы», т.е. идеальное моделирование специалиста в сфере педагогической деятельности. «Модель специалиста» представляет идеальную модель-соотношение образа личности педагога и специфики его профессиональной деятельности. Поэтому при рассмотрении проблематики предметного содержания, необходима, прежде всего, субъектная ориентация на возможность формирования идеальной модели личностной и индивидуально-творческой направленности «себя-как-специалиста-на-свой-тип-деятельности». Субъектно-поисковая установка на формирование «автопрофессиограммы» требует усиленного режима по работе рефлексии «второго уровня». Т.е. осознание и понимание не только предмета исследования (рефлексия первого уровня), но и познание самого себя в предмете исследования («диалогическое отчуждение»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: