Заключение к первой главе

«ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ:

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ XIX СТОЛЕТИЯ»

Предпосылки концептуального обоснования русского театрального искусства этого периода находят непосредственную связь с формированием российской науки о педагогике как отрасли развития и воспитания. Но идеально-концептуальный уровень («надобразовательный») на протяжении всего XIX века развивается автономно от собственно образовательного процесса, проявляясь в индивидуальных формах обучения и самообучения.

Формообразовательная дидактика сочетается с педагогическими вопросами ориентировочного развития на самообучение и самовоспитание. Основа ориентировочной дидактики – уникальность и творческая одаренность каждого человека. Но механизмы творческого процесса, принципы и законы творческого метода остаются под романтическими «покровами тайны». «Ориентация на творчество» чаще подменяется идеологическими, эстетическими, а подчас и просто «политическими» программными установками.

Аспекты «целевой» педагогики принимают формы ориентации в направлении на «тайны искусства» (литература) и на «тайны человека в действии», т.е. на самого актера, предваряя проблему соотношения «литературность» и «театральность».

Активно развиваются индивидуальные формы обучения (менторство, тьюторство, репетиторство), связанные с проблемами индивидуализации обучения.

Осуществляется экспериментальная разработка методов активного обучения:выделяется принцип «единства образования в разнообразии» (соотношение общего и специального); вводится понятие «педагогический процесс», в котором особое внимание уделяется внутреннему процессу самообразования, саморазвития человека через его собственную деятельность.

Разрабатывается антропологическая позиция (антропный принцип), создающая предпосылки возникновения актерской психотехники (взаимодействие психического и физического).

Можно сказать, что уровни специализированного обучения и универсального образования (реальное и идеальное) получили параллельное развитие в период, фактически, всего XIX столетия. Они накопили значительный потенциал, дожидаясь момента пересечения, который найдет свою реализацию в начале XX века.

ГЛАВА II

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: