Произвольность и возможность измерения

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Существует два вида свойств: количественные и качест­венные.

2. Измерение применимо к обоим видам, но количественные свойства допускают измерение «более вы­сокого уровня», чем качественные.

3. «Уровень» измерения свойства зависит от характеристик последнего- транзитивности, симметричности, аддитивности, что определяет шкалу измерений, которая может быть использована.

Шкалы измерения.

Термин «шкала измерений» является очень важным для по­нимания теории измерений и нахождения той области, в преде­лах которой могут быть количественно определены различные характеристики. По мнению Стивенса, которого называют «от­цом современной теории измерений», существуют четыре раз­личные шкалы измерений (см. табл.2.4.1.):

I) наименовании, 2) порядко­вая, 3) интервальная и 4) отношений.

Две первых позволяют получить лишь номера, а две последних позволяют получить числа, что представляет собой существенно более высокую степень измерения.

Таблица 2.1.

Шкалы измерения.

Название шкалы Отличия Тип преобразования Типичные примеры
Наименований или номинальная отсутствует порядок определение равенства: х = у или х ¹ у классификация
Порядковая отсутствует единица измерения определение неравенства: х > у или х < у предпочтение, ранг
Интервальная произвольное начало отсчета, единица принимается постоянной равенство интервалов: (х - у) = (м - n) (х - у) ¹ (м - n) шкала Цельсия
Отношений Существует абсолютный ноль, единица постоянна равенство отношений (х/у) = (м/n) (х/у) ¹ (м/n) длина, вес, работа, шкала Кельвина

Комбинация типов преобразования, которая находится в третьем столбце таблицы, указывает на то, что число шкал не может быть больше четырех.

Последовательность измерения.

Чтобы построить шкалу нужно выполнить ряд последовательных действий:

· определить свойства или признаки свойств, которые непосредственно измеряются (их может быть один или больше);

· прошкалировать каждый признак (самым простым примером шкалирования является разбиение его на две части - низкая степень и высокая степень);

· назначить номера классам и содержательно охарактеризовать класс, а затем приписать классам числа.

Пример шкалирования (разработки шкалы) приведен ниже в табл. 2.4.2., в котором используется постепенный переход от слабых (строки 1-3) к более сильным шкалам (строки 4 и 5).

Таблица 2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: