И О и справления

Сутью вайшнава-апарадхи является зависть: «Почему он не та-

кой, как мне хочется (такой, какой должен быть)?». У чистого

преданного полностью отсутствует желание критиковать других,

в особенности, вайшнавов.

Вайшнав хорошо понимает, что:

- Кришна, находясь в сердце Своего преданного, всегда остается его другом и доброжела­телем. Он обращает внимание лишь на преданность и любовь, а не на изъяны и недостат­ки, которые Он рассматривает, как временные и несущественные.

- Преданное служение не зависит ни от чего (сватантра): ни от профессионализма, ни от качеств нашей психики, ни от воспитания или привычек. Оно также не определяется зна­нием. Вайшнав понимает, что все это не влияет на склонность личности к преданному служению.

- Отсутствие качеств благости или культуры, или даже присутствие каких-то нежелатель­ных склонностей и привычек не является причиной для критики преданного. Кришна Сам называет Своего преданного садху, если тот утвердился в преданном служении Ему, даже, если этот преданный совершает отвратительные поступки (под давлением привы­чек или случайно), но раскаивается в этом (БГ 9.30-31).

- Склонность придираться и критиковать других является отражением собственной внут­ренней загрязненности, присутствия в сердце анартхи, которая называется кути-нати. Скрытый смысл такой критики заключается в том, чтобы выделиться среди других, пред­ставить себя в лучшем свете, указывая на недостатки других. Преданный избегает крити­ки вайшнавов, понимая, что критика - лишь способ избежать собственного очищения (ШБ 1.13.33)

Слушать критику преданного - это фактически, то же самое, что и самому критиковать. Чтобы избежать последствий критики преданного в Вашем присутствии (НП, стр. 102-103) следует:

- переубедить оскорбителя вескими аргументами. Не следует молча терпеть эти оскорбле­ния, так как, в этом случае, они, как стрелы, пронзают ваше сердце, подрывая вашу веру и влечение к Сознанию Кришны.

- если это невозможно, или Вы понимаете, что не способны сделать это, то лучше тут же покинуть это место, считая его худшим во всех 3-х мирах.

Видя, как другой совершает ошибку, мы можем очень тактично посоветовать, как ему поступить лучше. Для того, чтобы быть вправе сделать это, мы должны:

- занимать положение старшего (имеется ввиду административное назначение),

- быть административным лидером, или

- занимать положение духовного наставника;

Также важно:

- иметь чистые намерения помочь и быть свободными от зависти;

- иметь доверительные отношения с этим преданным;

- быть сведущим в тех вопросах, по которым мы делаем замечания;

- быть способным подать правильный пример;

- быть способным объяснить, в чем ошибочность суждений или действий, и как поступить

правильно и почему.

Мы также можем давать совет или исправлять, если преданный сам попросил нас об этом.

Самым лучшим способом помочь другим измениться является собственный пример, или принцип ачаръи. Этот метод требует времени, зато он является универсальным. Но в случае, если Ваш совет не услышан, можно:

- предложить преданному поговорить на эту тему с более старшим вайшнавом;

- обратиться самому к старшему преданному, которому мы доверяем, чтобы он помог ис­

править какого-то преданного;

- объяснять соответствующие темы другому преданному в присутствии того, кого нужно

исправить;

- продолжать учить только своим примером;

- оставить попытки исправить другого и положиться на милость Кришны. Мы можем ог­

раничить общение с этим преданным совместным слушанием и воспеванием и избегать

ведения с ним практических дел.

Если же критика относится к нам, то следует приветствовать ее и видеть в ней помощь со стороны Кришны, чтобы мы могли усилить свое сознание Кришны, улучшить качество прак­тического служения или стать более чуткими к окружающим.

Человек, даже очень грязный, но вставший под душ, вскоре очистится; вода смоет с него всю грязь. Поэтому нет смысла критиковать за недостатки и ошибки человека, который уже встал на путь предания себя Господу. Преданное служение, даже на уровне практики, на­столько могущественно, что очень скоро очистит душу от всего материального, греховного, и она засияет своей изначальной красотой.

Преданный, став свидетелем ссоры других преданных, никогда не должен принимать сторону ни одного из них. Он относится к этой ситуации как к временной и рассматривает эту ссору как игру (лилу), устроенную Кришной с Его преданными (особенно, если речь идет о ссоре между старшими преданными).

Оскорбления преданного крайне опасны для духовной жизни. Последствия их весь­ма печальны (ШБ 4.21.37)

- Критика вайшнава полностью разрушает преданность Господу, а также вкус к преданно­му служению, заменяя его вкусом к материалистичному образу жизни. Верховный Гос­подь, не желая видеть оскорбителя Своего преданного, полностью лишает его Своей за-

щиты и покровительства. Бхакти-деви избегает контакта с таким оскорбителем в течение многих рождений (УГЧ, стр. 347).

- Жизнь такого человека превращается в настоящий ад. Он лишается всего благочестия, знания, отречения и сильно страдает рождение за рождением (ШБ 1.15.10)

- Если это не очень серьезное оскорбление, то преданный просто опускается в своем раз­витии на несколько ступеней.

Оскорбить вайшнава можно на 6 уровнях (указано по мере возрастания тяжести ос­корбления):

1. не испытывать радости при виде вайшнава;

2. не оказывать ему должного почтения;

3. гневаться на вайшнава;

4. испытывать враждебные чувства к вайшнаву;

5. оскорблять словами;

6. причинять физические страдания или убивать.

Следующие 4 критических суждения о вайшнаве могут стать причинами оскорблений:

1. низкое рождение и качества, с этим связанные;

2. недостатки, которые раньше были, но теперь исправлены (или он работает над их ис­

правлением);

3. прошлые ошибки;

4. случайные падения.

Оскорбив преданного, мы должны молить его о прощении. Нужно служить этому пре­данному. А если потребуется, то и отдать все свое имущество в его распоряжение. А если этот преданный не прощает Вас даже через продолжительное время, то следует найти посто­янное прибежище у Святого Имени.

Господь Чайтанья дал наставления одному предавшемуся Ему брахману, который пока­ялся в том, что хулил преданных, не осознавая их славы. Он приказал ему прославлять пре­данных теми же устами, которыми он поносил их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: