Расчет требуемой площади территории для селитебной зоны сельского населенного пункта

Тип принятых к проектированию домов Размер участка при квартире (доме), м Норма площади на одну квартиру, га Число квартир Требуемая площадь территории, га
         
Дома усадеб­ного типа и блокирован­ные с участка­ми   0,25...0,27    
  0,21...0,23    
  0Д7...0,20    
  0Д5...0Д7    
  0,13...0,15    
  0,11...0,13    
  0,08...0,11    
Секционные дома без участков Два этажа 0,04    
Три» 0,03    
Четыре» 0,02    
Итого - - -  
Примечание. Нижний предел принимают для крупных и больших поселе­ний, верхний — для средних и малых.

Требуемую площадь, м2, производственной зоны находят по формуле

Или

где T1,2…,n, или Ti, площади производственных комплексов (животноводчес­ких, складского, машиноремонтного и др.), м2; К— коэффициент, учитывающий площадь дорог и зеленых изгородей вокруг комплекса; принимают 1,2.

Площадь, м2,каждого производственного комплекса

Ti = (ПЗi100)/Pi

где ПЗi — площадь застройки i-го комплекса, м2, определяют по списку проекти­руемых зданий и сооружений (гр. 10, табл. 5); Р, — нормативная плотность за­стройки i-го комплекса, %, которая для некоторых производственных комплексов и ферм составляет:

 

Фермы крупного рогатого скота Машиноремонтные комплексы

Складские комплексы

Конный двор

Строительные дворы

Теплично-парниковый комплекс

ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ,

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕРРИТОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО РАЗРАБОТКИ

Генеральный план территории местного самоуправления яв­ляется одним из документов градостроительного проектирова­ния. Его разрабатывают по заказу местных (областных, район­ных) органов архитектуры и строительства или местных админи­страций в рамках проведения единой государственной градостроительной политики. Он охватывает проектные предло­жения по следующим направлениям:

территориальная организация базы сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства в целях стабилизации трудовых ресурсов и населения;

создание благоприятных экологических ситуаций и эстетичес­ких качеств на проектируемой территории;

организация культурно-бытовой и инженерно-транспортной

инфраструктур.

Эти предложения могут быть разработаны в одном или не­скольких вариантах. Последний случай предпочтительнее, так как позволяет выбрать более эффективный вариант.

Генеральный план территории местного самоуправления со­стоит из пояснительной записки и графических материалов.

Пояснительная записка должна иметь примерно следующее содержание: введение — задачи и этапы реализации проекта; глава I — оценка современного состояния проектируемой терри­тории; глава II — методика разработки генерального плана при­менительно к конкретным условиям проектируемой территории; глава III — предложения по территориальной организации про­изводственной базы; глава IV — предложения по совершенство­ванию системы расселения и планировочной основы населенных мест; глава V — предложения по организации культурно-бытово­го обслуживания населения; глава VI — предложения по органи­зации инженерно-транспортной инфраструктуры; глава VII — предложения по улучшению экологической ситуации и повыше­нию эстетических качеств среды.

Графическая часть проекта должна быть представлена следую­щими чертежами: схемой размещения проектируемой террито­рии в границах административного района; опорным планом территории местного самоуправления; генеральным планом тер­ритории местного самоуправления.

Предложения по совершенствованию архитектурно-планиро­вочной основы населенных мест представляют на чертеже гене­рального плана территории местного самоуправления или, что удобнее, на отдельных чертежах.

Масштаб чертежей принимают в зависимости от размеров проектируемой территории, ее сложности.

С учетом конкретных условий и задач проектирования состав чертежей может быть расширен.

Разработке генплана территории местного самоуправления предшествует изыскательская и аналитическая работа по сбору, анализу и обработке исходных данных, позволяющих дать ком­плексную оценку современного состояния проектируемой терри­тории.

К таким данным относят:

все проектные материалы, разработанные ранее и тем или иным образом затрагивающие проектируемую территорию (про­екты районной планировки, землеустройства, мелиорации, пла­нировки и застройки отдельных населенных мест, производст­венных комплексов, проекты и планы развития местной про­мышленности, народных промыслов, строительного комплекса; транспортных и инженерных линий, магистралей, трубопроводов и сооружений и т. п.);

данные натурных обследований: паспорта существующих по­селений, состояние строительного фона, данные местной адми­нистрации о движении населения, уровне культурно-бытового обслуживания, существующем транспортном и инженерном обеспечении, памятниках истории, культуры и архитектуры; сложившаяся экологическая ситуация, другие данные в зависимости от местных условий;

топографические и картографические материалы с подробным нанесением всех имеющихся в натуре физических объектов неза­висимо от собственности и ведомственной принадлежности гра­ниц землепользовании; подземных объектов и инженерных сетей; транспортных магистралей и сооружений; рекреационных участков; объектов коммунального хозяйства и т. д.

Текстовая часть проекта состоит из глав. В первой главе пояснительной записки дана комплексная оценка современного состояния проектируемой территории с описанием ее границ — границ землепользовании, связанных в административно-право­вом отношении с местной администрацией. Рекомендуют совме­щать границы территории местного самоуправления, где есть такая возможность, с существующими или проектируемыми твердыми линейными элементами территории (дорогами, кана­вами, лесными полосами) и живыми урочищами (реками, ручья­ми, опушками леса и т. п.).

Во второй главе описывают основные методические положе­ния, использованные при разработке проектных предложений, и принципы обоснования и оценки принятых решений.

В последующих главах дают конкретное описание проектных решений, детально увязанное с графическими изображениями на чертежах, входящих в состав проекта.

Решения по территориальной организации производствен­ной базы рассматривают в третьей главе. Здесь же определяют концепцию экономического развития проектируемой террито­рии.

Приводят предложения по реконструкции и изменениям сло­жившегося к моменту проектирования сельскохозяйственного производства: размещение и площадь государственных, коопе­ративных, акционерных, частных предприятий, включая крес­тьянские (фермерские) хозяйства, и т. п. Определяют необхо­димую для их хозяйственной деятельности производственную инфраструктуру в составе ремонтных, складских, агрономичес­ких, зооветеринарных, заготовительных, транспортных и других служб.

Приводят предложения по составу и мощности предприятий и учреждений, не связанных с сельскохозяйственным производст­вом, имеющих, с одной стороны, значение стабилизирующего фактора для укрепления трудовых ресурсов в сельскохозяйствен­ном производстве, а с другой стороны, являющихся самостоятель­ными производителями, использующими имеющийся потенциал, который представлен на проектируемой территории (народные промыслы, производство строительных материалов и изделий, предприятия по производству товаров народного потребления, включая переработку сельскохозяйственного сырья и др.).

При наличии разработанной проектной документации (схем районной планировки или другой, содержащей предложения по использованию ресурсного потенциала территории) ее рекомен­дации учитывают при подготовке указанных предложений. Кроме того, анализируют заявки граждан и предприятий, желаю­щих заниматься той или иной производственной деятельностью на территории местного самоуправления и административного района, где они расположены.

Проектные предложения по территориальному развитию про­изводственной базы должны иметь принципиальный характер, исключающий излишнюю детализацию, и быть в то же время достаточными для возможности конкретного решения последую­щих проектных предложений генплана. В этой связи должен быть составлен перечень возможных производств (от крупных до мелких), требуемый для их деятельности размер землепользова­нии и их размещение на проектируемой территории. Принимая во внимание вероятностный характер таких предложений, их можно составить в нескольких вариантах.

В четвертой главе разрабатывают предложения по совершен­ствованию системы расселения. Исходя из анализа сложившего­ся размещения населенных пунктов, численности проживающего в них постоянного населения и населения, временно прибываю­щего в них на тот или иной период, ретроспективного анализа демографических изменений, характера занятости трудоспособ­ного населения на момент проектирования и предложений по развитию производственной базы, определяют проектную чис­ленность населения. При этом может быть использован как метод демографического прогноза, так и метод трудового балан­са. Первый метод предпочтительнее в районах с нормально про­исходящим демографическим процессом, второй — в районах с неблагоприятной демографической ситуацией, выражающейся значительным естественным уменьшением населения в целом, старением трудоспособного населения, оттоком населения в дру­гие местности.

Население на проектируемой территории местного самоуправ­ления размещают на базе существующих поселений, каждое из которых рассматривают в качестве равноправного и необходимо­го компонента единой системы, и предложений по территори­альному развитию производственной базы. При этом учитывают: связи поселений с местами приложения труда (должны быть кратчайшими и удобными); существующий материальный фонд (здания, сооружения, наличие благоустройства, инженерное обо­рудование и другие элементы, куда вложены труд, материальные и финансовые средства); санитарно-гигиеническое состояние по­селения и окружающей среды; историческую и культурную цен­ность поселения; эстетические качества окружающего его ланд­шафта.

Основным принципом здесь является максимальное сохране­ние исторически сложившейся поселенческой сети.

Широкое распространение крестьянских фермерских хозяйств на территории местного самоуправления может привести к воз­никновению новых поселений хуторского типа, где будут разме­щаться усадьбы крестьянских (фермерских) хозяйств. В случае притока мигрантов (беженцев) могут возникнуть более крупные поселения со специфической производственной базой, опреде­ляемой характером занятости переселенцев по прежнему месту жительства, с корректировкой на местные природные и эконо­мические условия. Местоположения этих новых поселений опре­деляют с учетом факторов, перечисленных выше.

Каждому существующему населенному пункту присуща собст­венная планировочная структура, сложившаяся в зависимости от природно-климатических, национально-бытовых и других усло­вий. Исторически развитие ее базируется на принципах выбо­рочной реконструкции. Можно предположить, что и в перспек­тиве такой принцип совершенствования планировочной структу­ры поселения остается основным.

Предложения по совершенствованию архитектурно-планиро­вочной основы поселения разрабатывают без лишней детализа­ции, присущей проектам планировки и застройки. Решают лишь основополагающие планировки: функциональное зонирование, упорядочение внешних и внутренних связей, формирование ар­хитектурной композиции, установление проектных границ и на­правлений территориального развития. Эти предложения должны быть представлены, чтобы все элементы, входящие в планиро­вочную структуру, имели возможность развития и трансформа­ции во времени и пространстве.

В пятой главе даны предложения по определению состава, мощностям и размещению объектов культурно-бытового обслу­живания на территории местного самоуправления, учитывая основные принципы: единая система обслуживания городского и сельского населения, сетевой принцип построения обслужи­вания (крупные объекты с широким набором услуг и мелкие объекты, приближенные к месту жительства и работы); соче­тание стационарных, мобильных и сезонных видов обслужива­ния.

Учреждения, предоставляющие услуги первой необходимос­ти, размещают в пределах 30-минутной пешеходной доступ­ности. Следовательно, в каждом селе или в группе рядом рас­положенных поселений создают низовую сеть стационарных объектов (детские дошкольные учреждения, начальные школы, клубы или помещения универсального использования, магази­ны товаров повседневного спроса, комплексные приемные пункты бытового обслуживания, фельдшерско-акушерские пункты).


Учреждения, предоставляющие услуги более высокого уровня, размещают в пределах 30-минутной транспортной доступности, в более крупных поселениях (опорных) или в районных центрах. К таким объектам относят крупные средние школы и детские до­школьные учреждения, дома культуры, дома быта, сельские ам­булатории, участковые больницы и др.

При больших размерах проектируемой территории, разрежен­ной сети поселений и малой численности населения возможно увеличение радиуса обслуживания с применением мобильных средств.

Значительные коррективы в число предоставляемых услуг будут вносить частные предприниматели. Это и уход за детьми, и образование, и торговля, и бытовое обслуживание. При широ­ком их развитии они полностью или частично могут заменить потребность в государственных учреждениях и предприятиях. Такие услуги зависят от потребностей населения и инициативы предпринимателей и не могут быть строго нормированными. Поэтому при разработке данного раздела в генеральном плане территории местного самоуправления рекомендуют базироваться на нормах культурно-бытового обслуживания (СНиП 2.07.01 — 89). Последние можно корректировать в зависимости от местных условий.

Предложения по организации транспортно-пешеходных ком­муникаций и инженерного обеспечения территории местного самоуправления содержатся в шестой главе.

Улично-дорожную сеть на территории местного самоуправле­ния проектируют, максимально используя существующую сеть. При этом вносят коррективы, совершенствующие и развиваю­щие ее в соответствии с проектными формами расселения, тер­риториальной организацией производственной базы, условиями организации культурно-бытового обслуживания, экологическими требованиями к среде обитания,

Автомобильные дороги проектируют в соответствии со СНиП и дифференцируют по категориям, определяемым функ­циональным назначением дороги. В системе транспортно-пе­шеходных коммуникаций проектируют также дороги для про­пуска сельскохозяйственной техники, скотопрогоны, пешеход­ные тропы и туристские маршруты, внутрипоселковые улицы и проезды, транспортные и пешеходные дороги в пределах производственных зон. Эти коммуникации являются элементом ландшафта, поэтому при реконструкции или прокладке их вновь необходимо сохранить эстетические качества природного ландшафта.

Предложения по инженерному оборудованию территории местного самоуправления включают принципиальные решения по размещению головных сооружений, магистральных комму­никаций, инженерной инфраструктуры в границах населенных мест. В частности, предложения по водоснабжению — сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения, местах расположения водозаборных и водоснабжающих сооруже­ний и зонах их санитарной охраны, протяженности водоводов и разводящих сетей, укрупненные показатели количества потреб­ляемой воды по каждому поселению или отдельному водопотребителю вне границ поселения; по канализации — рекомендуемые схемы и системы канализации поселений, методы очистки сточ­ных вод, трассирование самотечных коллекторов и напорных трубопроводов, места расположения насосных станций, прием­ных резервуаров, сооружений биологической очистки, места сбо­ров стоков после очистки; по теплоснабжению — применяемые источники энергии, размещение головных сооружений, трасси­рование и протяженность тепловых сетей.

По электрификации и газификации также дают принципиаль­ные предложения.

Предложения по оздоровлению экологической ситуации и по­вышению эстетических качеств окружающей среды (гл. 7) разра­батывают параллельно с другими разделами генерального плана, а возможно, и опережают их. Основой их является сбор исход­ных данных, позволяющих дать комплексную оценку состоянию окружающей среды.

В исходные данные входят данные о климатических условиях (режимы: ветровой, температурный, влажностный, радиацион­ный); ландшафтных факторах (рельеф и топография, раститель­ность, водоемы, геология); охраняемых территориях; неблаго­приятных антропогенных факторах (загрязнения воздушного бассейна, вод, почв, шумовой и радиационный режимы, электромагнитные поля, радиация); санитарно-эпидемиологичес­ких условиях.

Далее устанавливают территории с нарушенной экологией и вырабатывают планировочные меры по восстановлению таких территорий.

На схему размещения проектируемой территории в грани­цах административного района наносятся ее границы, транс­портные коммуникации, межселенные связи, населенные места.

На опорном плане территории местного самоуправления по­казывают границы землепользовании, населенные места и их сложившуюся планировочную структуру, систему транспортно-пешеходных коммуникаций и связей поселений проектируемой территории с поселениями ближайшего окружения, сложившую­ся сеть культурно-бытового обслуживания, памятники истории и культуры, их охранные зоны, зоны массового отдыха населения, охраняемые территории и их охранные зоны, санитарно-защитные зоны, охранные зоны водозаборов, свалки, скотомогильни ки, очистные сооружения, места выпуска сточных вод, шумовые зоны, леса, лесозащитные полосы и т. п.

С опорным планом совмещают комплексную схему охраны окружающей среды, на которую наносят выявленные экологи­ческие нарушения и проектные предложения по их устранению и предложения по системе природоохранных мероприятий.

На генеральный план наносят все проектные предложения по территориально-планировочной организации производственной базы, совершенствованию системы расселения, планировочной основы поселений, организации системы культурно-бытового обслуживания, транспортно-пешеходных коммуникаций и инже­нерного оборудования.

Контрольные вопросы и задания. 1. Назовите объекты планировки как проект­ного мероприятия. 2. Перечислите графические материалы, входящие в состав проекта планировки. Каково их содержание? 3. Каково содержание пояснитель­ной записки к проекту планировки? 4. Что такое Акт обследования и выбора площадки для перспективного строительства? Для чего и кто его составляет? Каково его содержание? 5. Что такое задание на проектирование? Для чего и кто его составляет? Каково его содержание? 6. Какие масштабы наиболее часто употребляют при разработке генеральных планов сельских населенных мест? 7. Назовите состав предварительных расчетов к проекту планировки сельского насе­ленного места. 8. Какие методы расчета проектной численности населения вам известны? 9. Опишите порядок определения объемов и структуры жилищного строительства на перспективу? 10. Что лежит в основе определения объемов культурно-бытового строительства? 11. Для чего необходимо и как производится определение потребности в строительстве производственных зданий и сооруже­ний? 12. Каков порядок выполнения расчетов при определении территории, требуемой для жилой и производственной зон? 13. Какие проектные предложе­ния разрабатываются в составе проекта планировки территории местного самоуп­равления? 14. Каков состав графической части проекта? 15. Какие земли входят в состав территории местного самоуправления в сельской местности? 16. Изложите краткое содержание глав пояснительной записки к данному проекту?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: