Тип принятых к проектированию домов | Размер участка при квартире (доме), м | Норма площади на одну квартиру, га | Число квартир | Требуемая площадь территории, га |
Дома усадебного типа и блокированные с участками | 0,25...0,27 | |||
0,21...0,23 | ||||
0Д7...0,20 | ||||
0Д5...0Д7 | ||||
0,13...0,15 | ||||
0,11...0,13 | ||||
0,08...0,11 | ||||
Секционные дома без участков | Два этажа | 0,04 | ||
Три» | 0,03 | |||
Четыре» | 0,02 | |||
Итого | - | - | - | |
Примечание. Нижний предел принимают для крупных и больших поселений, верхний — для средних и малых. |
Требуемую площадь, м2, производственной зоны находят по формуле
Или
где T1,2…,n, или Ti, — площади производственных комплексов (животноводческих, складского, машиноремонтного и др.), м2; К— коэффициент, учитывающий площадь дорог и зеленых изгородей вокруг комплекса; принимают 1,2.
Площадь, м2,каждого производственного комплекса
Ti = (ПЗi100)/Pi
где ПЗi — площадь застройки i-го комплекса, м2, определяют по списку проектируемых зданий и сооружений (гр. 10, табл. 5); Р, — нормативная плотность застройки i-го комплекса, %, которая для некоторых производственных комплексов и ферм составляет:
|
|
Фермы крупного рогатого скота Машиноремонтные комплексы
Складские комплексы
Конный двор
Строительные дворы
Теплично-парниковый комплекс
ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ,
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕРРИТОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО РАЗРАБОТКИ
Генеральный план территории местного самоуправления является одним из документов градостроительного проектирования. Его разрабатывают по заказу местных (областных, районных) органов архитектуры и строительства или местных администраций в рамках проведения единой государственной градостроительной политики. Он охватывает проектные предложения по следующим направлениям:
территориальная организация базы сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства в целях стабилизации трудовых ресурсов и населения;
создание благоприятных экологических ситуаций и эстетических качеств на проектируемой территории;
организация культурно-бытовой и инженерно-транспортной
инфраструктур.
Эти предложения могут быть разработаны в одном или нескольких вариантах. Последний случай предпочтительнее, так как позволяет выбрать более эффективный вариант.
Генеральный план территории местного самоуправления состоит из пояснительной записки и графических материалов.
Пояснительная записка должна иметь примерно следующее содержание: введение — задачи и этапы реализации проекта; глава I — оценка современного состояния проектируемой территории; глава II — методика разработки генерального плана применительно к конкретным условиям проектируемой территории; глава III — предложения по территориальной организации производственной базы; глава IV — предложения по совершенствованию системы расселения и планировочной основы населенных мест; глава V — предложения по организации культурно-бытового обслуживания населения; глава VI — предложения по организации инженерно-транспортной инфраструктуры; глава VII — предложения по улучшению экологической ситуации и повышению эстетических качеств среды.
|
|
Графическая часть проекта должна быть представлена следующими чертежами: схемой размещения проектируемой территории в границах административного района; опорным планом территории местного самоуправления; генеральным планом территории местного самоуправления.
Предложения по совершенствованию архитектурно-планировочной основы населенных мест представляют на чертеже генерального плана территории местного самоуправления или, что удобнее, на отдельных чертежах.
Масштаб чертежей принимают в зависимости от размеров проектируемой территории, ее сложности.
С учетом конкретных условий и задач проектирования состав чертежей может быть расширен.
Разработке генплана территории местного самоуправления предшествует изыскательская и аналитическая работа по сбору, анализу и обработке исходных данных, позволяющих дать комплексную оценку современного состояния проектируемой территории.
К таким данным относят:
все проектные материалы, разработанные ранее и тем или иным образом затрагивающие проектируемую территорию (проекты районной планировки, землеустройства, мелиорации, планировки и застройки отдельных населенных мест, производственных комплексов, проекты и планы развития местной промышленности, народных промыслов, строительного комплекса; транспортных и инженерных линий, магистралей, трубопроводов и сооружений и т. п.);
данные натурных обследований: паспорта существующих поселений, состояние строительного фона, данные местной администрации о движении населения, уровне культурно-бытового обслуживания, существующем транспортном и инженерном обеспечении, памятниках истории, культуры и архитектуры; сложившаяся экологическая ситуация, другие данные в зависимости от местных условий;
топографические и картографические материалы с подробным нанесением всех имеющихся в натуре физических объектов независимо от собственности и ведомственной принадлежности границ землепользовании; подземных объектов и инженерных сетей; транспортных магистралей и сооружений; рекреационных участков; объектов коммунального хозяйства и т. д.
Текстовая часть проекта состоит из глав. В первой главе пояснительной записки дана комплексная оценка современного состояния проектируемой территории с описанием ее границ — границ землепользовании, связанных в административно-правовом отношении с местной администрацией. Рекомендуют совмещать границы территории местного самоуправления, где есть такая возможность, с существующими или проектируемыми твердыми линейными элементами территории (дорогами, канавами, лесными полосами) и живыми урочищами (реками, ручьями, опушками леса и т. п.).
Во второй главе описывают основные методические положения, использованные при разработке проектных предложений, и принципы обоснования и оценки принятых решений.
В последующих главах дают конкретное описание проектных решений, детально увязанное с графическими изображениями на чертежах, входящих в состав проекта.
|
|
Решения по территориальной организации производственной базы рассматривают в третьей главе. Здесь же определяют концепцию экономического развития проектируемой территории.
Приводят предложения по реконструкции и изменениям сложившегося к моменту проектирования сельскохозяйственного производства: размещение и площадь государственных, кооперативных, акционерных, частных предприятий, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и т. п. Определяют необходимую для их хозяйственной деятельности производственную инфраструктуру в составе ремонтных, складских, агрономических, зооветеринарных, заготовительных, транспортных и других служб.
Приводят предложения по составу и мощности предприятий и учреждений, не связанных с сельскохозяйственным производством, имеющих, с одной стороны, значение стабилизирующего фактора для укрепления трудовых ресурсов в сельскохозяйственном производстве, а с другой стороны, являющихся самостоятельными производителями, использующими имеющийся потенциал, который представлен на проектируемой территории (народные промыслы, производство строительных материалов и изделий, предприятия по производству товаров народного потребления, включая переработку сельскохозяйственного сырья и др.).
При наличии разработанной проектной документации (схем районной планировки или другой, содержащей предложения по использованию ресурсного потенциала территории) ее рекомендации учитывают при подготовке указанных предложений. Кроме того, анализируют заявки граждан и предприятий, желающих заниматься той или иной производственной деятельностью на территории местного самоуправления и административного района, где они расположены.
Проектные предложения по территориальному развитию производственной базы должны иметь принципиальный характер, исключающий излишнюю детализацию, и быть в то же время достаточными для возможности конкретного решения последующих проектных предложений генплана. В этой связи должен быть составлен перечень возможных производств (от крупных до мелких), требуемый для их деятельности размер землепользовании и их размещение на проектируемой территории. Принимая во внимание вероятностный характер таких предложений, их можно составить в нескольких вариантах.
|
|
В четвертой главе разрабатывают предложения по совершенствованию системы расселения. Исходя из анализа сложившегося размещения населенных пунктов, численности проживающего в них постоянного населения и населения, временно прибывающего в них на тот или иной период, ретроспективного анализа демографических изменений, характера занятости трудоспособного населения на момент проектирования и предложений по развитию производственной базы, определяют проектную численность населения. При этом может быть использован как метод демографического прогноза, так и метод трудового баланса. Первый метод предпочтительнее в районах с нормально происходящим демографическим процессом, второй — в районах с неблагоприятной демографической ситуацией, выражающейся значительным естественным уменьшением населения в целом, старением трудоспособного населения, оттоком населения в другие местности.
Население на проектируемой территории местного самоуправления размещают на базе существующих поселений, каждое из которых рассматривают в качестве равноправного и необходимого компонента единой системы, и предложений по территориальному развитию производственной базы. При этом учитывают: связи поселений с местами приложения труда (должны быть кратчайшими и удобными); существующий материальный фонд (здания, сооружения, наличие благоустройства, инженерное оборудование и другие элементы, куда вложены труд, материальные и финансовые средства); санитарно-гигиеническое состояние поселения и окружающей среды; историческую и культурную ценность поселения; эстетические качества окружающего его ландшафта.
Основным принципом здесь является максимальное сохранение исторически сложившейся поселенческой сети.
Широкое распространение крестьянских фермерских хозяйств на территории местного самоуправления может привести к возникновению новых поселений хуторского типа, где будут размещаться усадьбы крестьянских (фермерских) хозяйств. В случае притока мигрантов (беженцев) могут возникнуть более крупные поселения со специфической производственной базой, определяемой характером занятости переселенцев по прежнему месту жительства, с корректировкой на местные природные и экономические условия. Местоположения этих новых поселений определяют с учетом факторов, перечисленных выше.
Каждому существующему населенному пункту присуща собственная планировочная структура, сложившаяся в зависимости от природно-климатических, национально-бытовых и других условий. Исторически развитие ее базируется на принципах выборочной реконструкции. Можно предположить, что и в перспективе такой принцип совершенствования планировочной структуры поселения остается основным.
Предложения по совершенствованию архитектурно-планировочной основы поселения разрабатывают без лишней детализации, присущей проектам планировки и застройки. Решают лишь основополагающие планировки: функциональное зонирование, упорядочение внешних и внутренних связей, формирование архитектурной композиции, установление проектных границ и направлений территориального развития. Эти предложения должны быть представлены, чтобы все элементы, входящие в планировочную структуру, имели возможность развития и трансформации во времени и пространстве.
В пятой главе даны предложения по определению состава, мощностям и размещению объектов культурно-бытового обслуживания на территории местного самоуправления, учитывая основные принципы: единая система обслуживания городского и сельского населения, сетевой принцип построения обслуживания (крупные объекты с широким набором услуг и мелкие объекты, приближенные к месту жительства и работы); сочетание стационарных, мобильных и сезонных видов обслуживания.
Учреждения, предоставляющие услуги первой необходимости, размещают в пределах 30-минутной пешеходной доступности. Следовательно, в каждом селе или в группе рядом расположенных поселений создают низовую сеть стационарных объектов (детские дошкольные учреждения, начальные школы, клубы или помещения универсального использования, магазины товаров повседневного спроса, комплексные приемные пункты бытового обслуживания, фельдшерско-акушерские пункты).
Учреждения, предоставляющие услуги более высокого уровня, размещают в пределах 30-минутной транспортной доступности, в более крупных поселениях (опорных) или в районных центрах. К таким объектам относят крупные средние школы и детские дошкольные учреждения, дома культуры, дома быта, сельские амбулатории, участковые больницы и др.
При больших размерах проектируемой территории, разреженной сети поселений и малой численности населения возможно увеличение радиуса обслуживания с применением мобильных средств.
Значительные коррективы в число предоставляемых услуг будут вносить частные предприниматели. Это и уход за детьми, и образование, и торговля, и бытовое обслуживание. При широком их развитии они полностью или частично могут заменить потребность в государственных учреждениях и предприятиях. Такие услуги зависят от потребностей населения и инициативы предпринимателей и не могут быть строго нормированными. Поэтому при разработке данного раздела в генеральном плане территории местного самоуправления рекомендуют базироваться на нормах культурно-бытового обслуживания (СНиП 2.07.01 — 89). Последние можно корректировать в зависимости от местных условий.
Предложения по организации транспортно-пешеходных коммуникаций и инженерного обеспечения территории местного самоуправления содержатся в шестой главе.
Улично-дорожную сеть на территории местного самоуправления проектируют, максимально используя существующую сеть. При этом вносят коррективы, совершенствующие и развивающие ее в соответствии с проектными формами расселения, территориальной организацией производственной базы, условиями организации культурно-бытового обслуживания, экологическими требованиями к среде обитания,
Автомобильные дороги проектируют в соответствии со СНиП и дифференцируют по категориям, определяемым функциональным назначением дороги. В системе транспортно-пешеходных коммуникаций проектируют также дороги для пропуска сельскохозяйственной техники, скотопрогоны, пешеходные тропы и туристские маршруты, внутрипоселковые улицы и проезды, транспортные и пешеходные дороги в пределах производственных зон. Эти коммуникации являются элементом ландшафта, поэтому при реконструкции или прокладке их вновь необходимо сохранить эстетические качества природного ландшафта.
Предложения по инженерному оборудованию территории местного самоуправления включают принципиальные решения по размещению головных сооружений, магистральных коммуникаций, инженерной инфраструктуры в границах населенных мест. В частности, предложения по водоснабжению — сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения, местах расположения водозаборных и водоснабжающих сооружений и зонах их санитарной охраны, протяженности водоводов и разводящих сетей, укрупненные показатели количества потребляемой воды по каждому поселению или отдельному водопотребителю вне границ поселения; по канализации — рекомендуемые схемы и системы канализации поселений, методы очистки сточных вод, трассирование самотечных коллекторов и напорных трубопроводов, места расположения насосных станций, приемных резервуаров, сооружений биологической очистки, места сборов стоков после очистки; по теплоснабжению — применяемые источники энергии, размещение головных сооружений, трассирование и протяженность тепловых сетей.
По электрификации и газификации также дают принципиальные предложения.
Предложения по оздоровлению экологической ситуации и повышению эстетических качеств окружающей среды (гл. 7) разрабатывают параллельно с другими разделами генерального плана, а возможно, и опережают их. Основой их является сбор исходных данных, позволяющих дать комплексную оценку состоянию окружающей среды.
В исходные данные входят данные о климатических условиях (режимы: ветровой, температурный, влажностный, радиационный); ландшафтных факторах (рельеф и топография, растительность, водоемы, геология); охраняемых территориях; неблагоприятных антропогенных факторах (загрязнения воздушного бассейна, вод, почв, шумовой и радиационный режимы, электромагнитные поля, радиация); санитарно-эпидемиологических условиях.
Далее устанавливают территории с нарушенной экологией и вырабатывают планировочные меры по восстановлению таких территорий.
На схему размещения проектируемой территории в границах административного района наносятся ее границы, транспортные коммуникации, межселенные связи, населенные места.
На опорном плане территории местного самоуправления показывают границы землепользовании, населенные места и их сложившуюся планировочную структуру, систему транспортно-пешеходных коммуникаций и связей поселений проектируемой территории с поселениями ближайшего окружения, сложившуюся сеть культурно-бытового обслуживания, памятники истории и культуры, их охранные зоны, зоны массового отдыха населения, охраняемые территории и их охранные зоны, санитарно-защитные зоны, охранные зоны водозаборов, свалки, скотомогильни ки, очистные сооружения, места выпуска сточных вод, шумовые зоны, леса, лесозащитные полосы и т. п.
С опорным планом совмещают комплексную схему охраны окружающей среды, на которую наносят выявленные экологические нарушения и проектные предложения по их устранению и предложения по системе природоохранных мероприятий.
На генеральный план наносят все проектные предложения по территориально-планировочной организации производственной базы, совершенствованию системы расселения, планировочной основы поселений, организации системы культурно-бытового обслуживания, транспортно-пешеходных коммуникаций и инженерного оборудования.
Контрольные вопросы и задания. 1. Назовите объекты планировки как проектного мероприятия. 2. Перечислите графические материалы, входящие в состав проекта планировки. Каково их содержание? 3. Каково содержание пояснительной записки к проекту планировки? 4. Что такое Акт обследования и выбора площадки для перспективного строительства? Для чего и кто его составляет? Каково его содержание? 5. Что такое задание на проектирование? Для чего и кто его составляет? Каково его содержание? 6. Какие масштабы наиболее часто употребляют при разработке генеральных планов сельских населенных мест? 7. Назовите состав предварительных расчетов к проекту планировки сельского населенного места. 8. Какие методы расчета проектной численности населения вам известны? 9. Опишите порядок определения объемов и структуры жилищного строительства на перспективу? 10. Что лежит в основе определения объемов культурно-бытового строительства? 11. Для чего необходимо и как производится определение потребности в строительстве производственных зданий и сооружений? 12. Каков порядок выполнения расчетов при определении территории, требуемой для жилой и производственной зон? 13. Какие проектные предложения разрабатываются в составе проекта планировки территории местного самоуправления? 14. Каков состав графической части проекта? 15. Какие земли входят в состав территории местного самоуправления в сельской местности? 16. Изложите краткое содержание глав пояснительной записки к данному проекту?