Предисловие

Учебник по соционике

К настоящему времени соционика оформилась как самостоятельная наука. Как всякое новое, она поначалу вынуждена была искать свое лицо через соотнесение с уже известными вещами. Так сложилось, что в нее приходили исследователи из разных областей познания. Они соотносили это новое знание со своей предметной областью. Из-за этого можно было видеть даже в печати ошибочные заявления о статусе соционики, что она – часть психологии, пересечение психологии и социологии и т.д.

Даже теперь, когда люди начинают изучать соционику, они пытаются увидеть ее через свои сложившиеся представления. И это естественно для познания – в его процессе субъект всегда базируется на своих индивидуальных мировоззрении, методологии, даже если не отдает себе в этом отчет.

Однако соционика является не просто одной из наук. Она имеет несколько непривычный статус, и заключается он в его двойственности. Первая сторона – это место соционики в человекознании. Многие психологи, например, видят ее только в этом ракурсе, считая ее частью психологии, объясняющей человеческий характер и отношения (совместимость людей).

Однако еще более сильной оказывается та сторона, которая, к сожалению, пока пребывает в тени, но, тем не менее, позволяет соционике быть универсальной общенаучной методологией. Особенно успешным является ее применение в сфере гуманитарных наук для упорядочивания представлений об изучаемых предметах.

Именно благодаря этому заявление о том, что «соционика – везде!» имеет несомненный смысл. И заключается он в том, что это знание занимает все методологические уровни – от мировоззренческого до уровня единичных методик.

Звеном, соединяющим эти две стороны, является следующий соционический постулат: «носителем типа информационного метаболизма (ТИМа) является индивид».

Остается добавить, что в академическом плане простым представляется овладение началами первой стороны – четырьмя парными признаками (базисом Юнга), похожими на психологические конструкты. Но это даже не половина соционики, поскольку для адекватного понимания индивидной психики необходимо знать аспектную структуру информации, а также устройство и функционирование соционической модели «А».

Однако те, кто смог овладеть соционическим знанием, получают мощный инструмент познания, помогающий понять более глубинные вещи в устройстве мира и в мире людей. То есть, соционическое знание является открытой мировоззренческо-методологической системой, заслуживающей того, чтобы выполнять роль основы познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: