Стороны общения | Содержание сторон | Системные компоненты деятельности |
Интерактивная | Взаимодействие | Преобразовательная |
Перцептиваная | Восприятие коммуниканта | Коммуникативная |
Коммуникативная | Обмен информацией | Познавательная |
Оценивающая | Удовольствие от общения | Оценивающая |
Автором также предложена схема, получившая название “тетраэдр мотивации”, призванная решить две задачи:
- проиллюстрировать структуру и динамику мотивационного процесса;
- синтезировать различные подходы к феномену и структуре мотивации.
Схема представляет собой тетраэдр, состоящий, как известно, из четырех треугольников. Определенным аспектом обозначена каждая грань, а противолежащая вершина обозначена дополняющим аспектом (рис.10.1). Этот принцип заложен в схему на основании того, что нижняя грань символизирует стремления (аспект.), что расшифровывается как потребности и мотивы. Противолежащая (верхняя) вершина символизирует удовлетворение потребности в действии, поэтому обозначена аспектом /. Тогда в общем весь мотивационный процесс видится как подъем основания до самой вершины, когда треугольник вырождается в точку. Для получения более подробной картины следует вершины основания обозначить аспектами в таком порядке:
|
|
-, как сигнал о появлении или исчезновении потребности;
- 0 как количественную ее меру;
- * как внутреннее и изменчивое отражение потребности.
Таким образом, полученные ребра нижней грани соответствуют следующим мотивационным категориям и, соответственно, научной проблематике:, – 0 – актуальность потребности;, – * – осознанность потребности; 0 – * – изменение количества потребности, что отражается в понимании цикличности процесса актуализации потребностей; а также классификация потребностей. В целом грань, характеризующаяся аспектом., соответствует тому, что обычно называется потребностно-мотивационной или просто мотивационной сферой (см. также рис. 10.2-а).
Рис. 10.1 – Тетраэдр мотивации
Боковые грани обозначаются также по принципу дополняемости противолежащим вершинам.
Для наглядности изобразим отдельно каждую из них (см. рис. 10.2).
Грань, обозначенная +, имеет вершины,, 0, / (рис.10.2-б). Она соответствует рассмотрению таких сторон как волевая сфера, структура деятельности и волевой регуляции, механизмов обратной связи в деятельности и т.д. Указанное ранее ребро, - 0 символизирует актуальность потребности и рассматривается как условие, предпосылка деятельности, 0 - / - способ удовлетворения или алгоритм действия;, - / - механизм обратной связи, опредмеченность потребности. Основные проблемы, соответствующие этому ракурсу – актуализация потребности, ее опредмеченность, адекватность удовлетворения потребности, регуляция деятельности с помощью механизмов обратной связи.
|
|
а) 0 б) / в) / г) /
. + -)
, *, 0 *, 0 *
Рис. 10.2 – Грани тетраэдра мотивации.
Следующая грань обозначена -, а ее вершины - *,,, / (рис.2в). Нижнее ребро * -, - осознание потребности – выступает как одна из центральных проблем в некоторых мотивационных концепциях, причем в них предполагается, что в случае неосознанности потребности действие может происходить, а его детерминация заключена в соматических сигналах, влечениях и т.д. Для решения этой проблемы было выстроено целое «здание» психоанализа.
Указанное ребро, - / не теряет своей актуальности поиска предмета потребности и в этом контексте, а проблема усматривается в том, чтобы удовлетворение потребности соответствовало влечению, а также в том, что происходит в случае несоответствия. Следующее ребро * - / в силу аспектной структуры приводит к понятийному оформлению феномена предвосхищения результатов действия.
Все это отражает глубинную (внутреннюю) динамику психических процессов, часто понимаемую как эмоции, так что понятие “ эмоциональная сфера” также относится к этой грани и отвечает за пристрастность мотивационного процесса в целом.
Следующая грань), ее вершины: 0, *, / (рис.2г). Она соответствует подходу, в котором рассматривается преимущественно так называемая «смысловая сфера». Иногда в рамках этого подхода говорят об интеллектуальной сфере. Видно, что по аспектной структуре эти понятия очень близки.
Все ребра этой грани уже рассмотрены, однако в ее контексте понимаются следующим образом: 0 - * изменение интенсивности потребностей является фактором ее смысла для субъекта; 0 - / как способ удовлетворения потребностей рождает проблему его адекватности смыслу соответствующей потребности; установка * - / тоже должна иметь смысл и приводить к действию, адекватному потребности.
Рассмотренным граням соответствуют не только указанные “сферы”, известные в мотивационных теориях, но и вполне целостные теоретические подходы к мотивационной проблематике.
Таким образом, можно прибегнуть к следующей аллегории: не обладая знанием об аспектной структуре (а также, скорее всего, в соответствии со своим ТИМом), исследователи феномена мотивации «смотрели» на этот тетраэдр, видя его не целиком, а определенную его часть. И лишь вооружившись знанием об аспектной структуре информации, возможно найти место в системе познания каждой из мотивационных концепций и синтезировать их.
Также соционическая методология позволяет упорядочить взгляды на социальные феномены, например, идеологии, стили управления, типы корпоративной культуры.
Чтобы установить методологические ориентиры для этого, следует рассмотреть, например, континуум стилей управления: авторитарный – демократический – либеральный – анархический. Иногда в теории менеджмента отождествляются демократический и либеральный, иногда – либеральный и анархический.
Различия в демократическом и либеральном стилях таковы: если первый обеспечивает участие подчиненных в управлении структурой, и здесь он ближе к авторитарному, то либеральный, где больше индивидуальной свободы, ближе к анархическому. Соционическая методология ориентирует на применение квадральных ценностей для постановки в соответствие указанным стилям:
- авторитарность – квадра β;
- демократия (партисипативность) – δ;
- либеральность – γ;
- анархизм – α.
Такой же континуум является базисом для рассмотрения идеологий, причем следует иметь в виду, что в случае реальных идеологий речь должна идти о суперпозиции указанных элементов, притом в различных соотношениях.
|
|
Таким образом, на этих примерах становится видно, как соционическая методология может структурировать и упорядочивать фрагменты гуманитарного знания или целых учений. Судя по всему, такое применение соционики составит в содержательном плане основное направление развития науки в ближайшем будущем.