Из всего вышесказанного попытаемся определить коммуникационный менеджмент. Это система управления, которая посредством интегрированной коммуникации с публиками способствует достижению максимальной эффективности развития организации в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды. Коммуникационный менеджмент также рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность субъекта (индивида или коллектива) по реализации коммуникационной стратегии, сформированной в соответствии с мотивами, установками, интересами, отношениями и конкретными целями каждой заинтересованной стороны. Реализация этой стратегии достигается посредством использования различных коммуникационных средств, методов, инструментов, механизмов.
В этой книге термины «стратегическое управление коммуникацией», «управление коммуникациями», «стратегический коммуникационный менеджмент», «коммуникационный менеджмент» будут использоваться как синонимы, поскольку менеджмент и есть управление, а управление не может не включать стратегической составляющей.
В дополнение к определению можно выделить ряд характеристик коммуникационного менеджмента. Итак, эта сфера деятельности
* основана на коммуникации;
* является управленческой функцией, представители которой должны быть включены в руководящее звено фирмы;
* занимается анализом внешней и внутренней среды (выступает в качестве глаз и ушей организации);
* объединяет все коммуникационные инструменты;
* защищает интересы фирмы во внешней среде (выступает в качестве голоса организации);
* представляет интересы публик внутри организации (является ее совестью);
* направлена на установление диалога между публиками (достижение понимания, поддержки).
Исходя из определения и характеристик коммуникационного менеджмента, можно определить ряд функций, которые он выполняет:
* формулирование стратегического курса развития организации на корпоративном и конкурентном уровнях;
* определение коммуникационной стратегии организации и контроль над ее осуществлением;
* управление вопросами (исью менеджмент) и кризисное управление;
* работа над корпоративной идентичностью компании, включая оформление материального воплощения корпоративной идентичности в фирменном стиле, продуктах, услугах, документах и т.д.;
* репутационный менеджмент;
* отбор и аккумулирование информации из внешних и внутренних источников, а также распространение и обмен информацией как внутри организации, так и вне ее;
* анализ среды (внешней и внутренней) посредством ПЕСТ-анализа, ситуационного анализа и других аналитических инструментов;
* интеграция разнообразных приемов, способов, методов, инструментов коммуникации для достижения единой цели;
* конструирование всех связей и отношений как внутри, так и вне организации;
* координирование деятельности отделов фирмы;
* стимулирование работы организации;