ЦЕЛИ:
- подвести детей к осознанию и пониманию социальных ожиданий к некоторым социальным
ролям, их особенностей и выражения через поведение, речь и др.;
- содействовать развитию способности принимать на себя определенную роль и
действовать в рамках предъявляемых к ней требований;
- помогать детям организовывать содержательное общение в парах, а также на уровне
межгруппового взаимодействия;
- работа над формированием у детей операций классификации и обобщения.
МАТЕРИАЛЫ:
- альбом
- мягкая игрушка- ежик;
- пакет от Держателя Знаний, в котором находятся овальные разноцветные карточки-
лепестки (желтые, розовые, голубые, белые, зеленые).
Детей встречает Тиша, который собрался в путешествие в Мир Людей. Рядом с Тишей сумка с вещами, и он очень удивлен, что дети пришли налегке. Учителю следует через диалог с ежиком подвести детей к осознанию того, что мир людей - вокруг нас, и для того, чтобы изучать его, совсем не обязательно куда-то ехать. Следует внимательнее всматриваться в окружающих тебя людей, стремиться понимать их, учиться общаться с ними и радоваться этому общению.
Тиша расстроен. Ему так хотелось, чтобы его снова называли красивым словом пассажир. Он, правда, не совсем хорошо понимает, что означает это слово ("Возможно, потому что он
жирненький?").
Дети объясняют, что всех, кто едет в каком-либо виде транспорта, называют
пассажирами.
- А тех, кто идет пешком, тоже называют специальным словом? (Тех, кто идет пешком,
называют пешеходом).
- А если ты по дороге зайдешь в магазин, чтобы что-либо купить, то тебя назовут...
(покупателем).
- А человека, который продает товары в магазине, называют... (продавцом).
Затем учитель задает еще несколько подобных вопросов, посредством которых они выделяют ряд социальных ролей, выполняемых человеком в жизни.
После каждого ответа необходимо уточнить функциональные особенности той или иной роли (поведение, речь и др.).
Учитель читает стихотворение Р. Сефа "Необычный пешеход", а дети называют роли, которые выполняет этот человек.
Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук, Для кого-то - близкий друг. Он мечтатель в дни весны. Он защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду -Гражданин своей страны!
Затем Тиша просит проэкзаменовать его. Дети, разбившись па пары, выбирают определенные роли, а также разрабатывают определенный сюжет (врач- больной, учитель-ученик, продавец- покупатель, пассажир- кондуктор и др.). При этом пары должны договориться, чтобы не дублировать друг друга. После этого партнеры разыгрывают выбранную ситуацию, а Тиша определяет и называет представленные роли, иногда ошибаясь. Дети выражают свое отношение к его ответу при помощи аплодисментов. Тиша сообщает, что чувствовал себя сейчас, как в театре, и спрашивает - не подобен ли мир людей удивительному театру, где каждый в какое-то время своей жизни играет определенную роль или несколько ролей сразу.
Учитель должен подвести детей к пониманию разницы между театром и реальной жизнью людей, отмстив при этом, что в жизни каждый не играет, а проживает те или иные роли, из которых, как из мозаики, складывается неповторимый мир его личности.
Далее учитель предлагает детям заглянуть в почтовый ящик, например, для того, чтобы проверить, не забрал ли Держатель знаний ответы па свой вопрос. Дети находят в почтовом ящике пакет, в нем - овальные карточки разного цвета, на которых написаны слова, а также без надписи. Учитель предлагает разложить карточки по группам, выбрав в качестве основания для классификации цвет. При этом каждый из детей (или двое) может стать "хозяином" одной из групп и сформировать ее, а затем, прочитав надписи, попытаться назвать группу. В результате получилось пять следующих групп:
- на карточках белого цвета написаны названия профессии (учитель, врач, артист и др.);
- на карточках розового цвета- названия людей разного пола и разного возраста (мальчик,
девочка, юноша, девочка и др.);
- на карточках голубого цвета- слова, определяющие родственные отношения между людьми
(отец, дочь, мать, внук и др.);
на карточках желтого цвета— названия социальных ролей, выполняемых в общественных местах (ученик, покупатель, пассажир, пешеход и др.);
- на карточках светло-зеленого цвета— слова, фиксирующие дружеские отношения (друг,
товарищ и др.).
- А почему на некоторых карточках ничего не написано? Возможно Держатель Знаний
предлагает нам подумать и самим заполнить такие карточки.
Учитель составляет свой "автопортрет" из лепестков на доске, а дети - на листах бумаги или в альбоме. Эта работа может быть проделана или продолжена вис занятия. При этом дети распределяют незаполненные карточки между собой. Взрослый предлагает в случае, если слов будет больше, чем карточек, находящихся в пакете, сделать их самим. Кроме того, дети могут выделить дополнительную группу карточек, соотнести их, например, с оранжевым цветом и заполнить.
Прощание.
4 ЗАНЯТИЕ. Я - сейчас
ЦЕЛИ:
-подвести детей к осознанию положительного "Образа Я" и его различных аспектов;
- организация рефлексивной деятельности детей;
- привести к осознанию и пониманию собственных социальных ролей и некоторых правил.
прав, обязанностей, с ними связанных;
- продолжить формирование умения договариваться и согласовывать свои действия;
- побудить к самоанализу.
МАТЕРИАЛЫ:
- мягкая игрушка - ежик;
- комплект разноцветных карточек овальной формы с написанными на них
жизненными ролями ежика Тиши;
- альбом;
- комплект из карточек, выполненных в виде прямоугольных полосок с написанными на них
качествами характера (по количеству детей, а также - для ежика Тиши).
Утром Тиша радостно встречает детей и показывает им свой портрет-солнышко, который
он сконструировал из овальных карточек-лепестков и длинных прямоугольных полосок,
сделанных в отсутствие детей.
Ежик объясняет, что когда выбрал из всех карточек те, что подходят только к нему и
составил из них разноцветный цветок, то понял, что чего-то не хватает. Тиша долго думал,
советовался с друзьями и, наконец, осознал: друг может быть добрым и нет, мальчик -
добрым, жадным, трусливым или смелым и т.д. Так возникли лучики-полоски.
Далее Тиша говорит, что таким он себя видит сам, а затем просит детей проверит его работу и уточнить, т.е. быть как будто зеркалом, в котором он отражается. Это можно сделать, используя полоски (лучи), с написанными на них прилагательными-качествами. Эти полоски находятся рядом с разноцветным "портретом" Тиши. При этом полоски с надписями позитивного содержания окрашены, например, в розовый цвет, а негативного - в серый.
Учитель предлагает детям дополнить свои "портреты" из разноцветных овальных карточек
и полосок, разложенных в конвертах. В каждом из конвертов могут также находиться и
неподписанные детали (на случай, если ребенок выделит присущее ему качество, которое не
записано на карточках).
На следующем этапе занятия дети конструируют свои "портреты". После того, как задание
выполнено, устраивается выставка "портретов".
Взрослый просит детей найти одинаковые "портреты". Скорее всего, все портреты, как и дети, будут разными. Здесь следует отметить неповторимость личности каждого из детей.
После этого взрослый предлагает составить "портрет" себя такого, каким бы ребенок хотел
быть в будущем. Эти портреты дети могут впоследствии наклеить на один общий лист или в
альбоме.
В заключение можно нарисовать свой автопортрет «Я в будущем» и сделать в классе
выставку.
Учитель предлагает детям выделить их главную роль.
Тиша подчеркнул качества, которые хочет изменить, иметь в будущем, а также обвел
слово, фиксирующее самую главную его роль сейчас - друг.
Задание носит диагностический характер. Учитель просит детей представить свою главную
роль и обосновать выбор. Можно попросить выстроить иерархию ролей в порядке их
значимости, присвоив каждой определенный порядковый номер.
Затем учитель отмечает детей, выбравших в качестве главной роль ученика, и предлагает
ответить на вопросы:
- Что значит быть учеником?
- Для чего нужно учиться?
- Какие обязанности ученика?
- Что значит быть хорошим учеником?
- Что значит быть плохим учеником?
Можно провести работу группами по обсуждению этих вопросов или провести игру
школу, предварительно договорившись (по секрету), кто из них возьмет на себя роли
"хорошего", а кто "плохого" ученика. В роли учителя может выступать как взрослый, так и
ребенок.
Далее следует обсуждение групповой работы или игры. При этом можно предложить детям окончить такие предложения: - Хороший ученик всегда... -Плохой ученик...
- Я хочу быть хорошим учеником, чтобы...
- Чтобы стать хорошим учеником, нужно...
Здесь детьми совместно со взрослыми вырабатывается система требований к роли хорошего ученика.
Тиша в свою очередь предлагает написать на листе своё понимание слова ученик (хороший, плохой).
Далее учитель предлагает поработать над описанием других ролей ("хороший пассажир - это...", "плохой пассажир - это..."). Наследующем этапе занятия дети совместно с учителем выстраивают своё понимание нравственно-этических и поведенческих характеристик тех или иных ролей, а затем, объединившись в пары, обыгрывают их через самостоятельно разработанные ситуации, после чего выносят свое уточненное понимание на соответствующий лист "словаря". Запись может быть сделана на уровне требований, предъявляемых к тому или иному качеству. Например, послушный сын (и далее -характеристики).
В темах, касающихся вопросов этикета, он рассматривается не сам по себе, а в связи с обстоятельствами, особенностями человека, показывается целесообразность (а иногда - нецелесообразность) следования этикету.
Детям показывается, что этикет - не догма, а способ "окультурить" поведение людей. При этом главной заповедью этикета остается: "Согласуй свое поведение с обстановкой, ситуацией, особенностями человека!" Прощание.
5 ЗАНЯТИЕ. Правила общения и поведения
ЦЕЛИ:
- повторение и закрепление правил общения, поведения, деятельности;
- побуждать детей к самооцениванию и взаимооцениванию поступков;
- обучение психологическому анализу поступков.
МАТЕРИАЛЫ:
- мягкая игрушка - ежик;
- карточки с перечнем правил (одна на двоих);
- карточка с вредными советами Г. Остера.
Дети, придя на занятие, находят комплект карточек (из расчета одна на двоих), а также письмо от Тиши, в котором он сообщает, что пошел на прием к врачу и просит детей разобраться с правилами, записанными на карточках. Перечень правил:
1. Будь вежливым и приветливым, говори "волшебные" слови: пожалуйста, спасибо,
извините.
2. Делись с другими ребятами игрушками, книгами, знаниями, умениями, не жадничай.
3. Не заставляй других волноваться о себе. Уходя скажи куда и с кем пошел, когда
вернешься.
4. Если выиграл, радуйся, но не задавайся.
5. Уступай место и дорогу старшим.
6. Выполняй свою работу как можно лучше и в срок.
7. Соблюдай правила игры, не пытайся выиграть нечестным путем.
8. Распределяй общую работу поровну, по силам каждому.
9. Помоги товарищу, если у него не получается или он попросил.
10. Останови товарища, если он поступает плохо, объясни, почему это плохо.
11. Не ссорься по пустякам, не ябедничай.
12. Прежде чем отдавать выполненную работу, проверь как ты ее выполнил.
13. Не опаздывай, приходи вовремя.
14. Не радуйся, когда другие проигрывают.
15. Не перебивай, когда кто-то говорит.
16. Старайся хорошо выполнить свою часть работы, не подводи товарищей.
17. Называй одноклассников по имени, не обзывай.
18. Защищай слабого.
19. Относись бережно и аккуратно к вещам, предметам.
Задание:
1. Определить, к чему относится правило: к игре, учебе, поведению или общению.
2. Когда надо его выполнять (на уроке, вне урока,..).
3. Привести пример, когда это правило не выполнялось или выполнялось кем-то плохо.
4. Выполняешь ли ты это правило? Кто в классе выполняет это правило?
5. Что будет, если эти правила не выполнять?
По окончании работы появляется грустный Тиша с завязанной головой. На просьбы детей
рассказать, что произошло, ежик отвечает, что поссорился со своим другом Шариком и у
него от этой ссоры разболелась голова.
Дети, естественно, интересуются причиной ссоры, и оказывается, Тиша и Шарик стали
вместе думать о том, что поможет им стать лучше и попасть на своей лодочке в светлое
Будущее. Они долго советовались, пока не решили, что следует сделать перечень правил -
советов для себя и детей. При этом они пересмотрели много книг, журналов, газет и выбрали,
как им казалось все, что нужно. Тиша составил свой перечень правил, а Шарик - свой. Вот
здесь и начались проблемы. Шарик нашел в одной из книг советы в форме
стихов, которые Тише показались крайне вредными. Шарик же настаивал на том, что это хорошие советы, очень полезные, да еще и складно написаны. В результате друзья поссорились, а Тиша отправился к врачу, оставив детям разработанный перечень правил.
Дети просят показать то, что нашел Шарик. Они читают вредные советы Г. Остера и обсуждают их, а затем отвечают на вопросы (относительно правил Тиши и советов Шарика).
Далее дети расспрашивают Тишу о том, что посоветовал ему врач. Тиша говорит, что врач
прописал специальную тренировку и знакомит детей с некоторыми ее приемами (что делать,
когда устал, когда болит голова).






