Занятие. Что такое воля

ЦЕЛИ:

- продолжать формировать представление о волевых качествах;

- побудить к самоанализу своих поступков, развитию волевых качеств.

МАТЕРИАЛЫ:

- карта путешествия в Страну Неприступных Скал.

В начале можно предложить детям вспомнить рассказ Л. Пантелеева "Честное слово" и
зачитать небольшой отрывок, а потом обсудить.
Затем звучит знакомая "волшебная" музыка. Дети получают от Держателя Знаний карту
(любым выбранным учителем способом). Держатель Знаний предлагает детям познакомиться во время путешествия в Страну Неприступных Скал (с карточками - основными волевыми чертами характера и изображением реки Смеха, леса Страха, камня Сомнений, Ленивого болота, деревни Озорников, Неприступных скал).

- На пути к цели вас ждут различные трудности и препятствия. Какая черта характера поможет преодолеть каждое из этих препятствий?

- В чем она проявляется?

- У вас есть такая черта? Первое препятствие - река Смеха.

- Какое качество поможет нам быть сдержанным, например, не смеяться,
если это неуместно? (Выдержка.)

Учитель предлагает игру "Царевна Несмеяна". Правила игры: Выбираем "Несмеяну", ее задача сохранить серьезность, не рассмеяться. Л все остальные будут стремиться рассмешить царевну любым способом, нельзя лишь прикасаться к ней.

Учитель секундомером засекает время, которое может сдержать себя "Царевна Несмеяна", т.е. выдержка измеряется в секундах. Игра повторяется несколько раз. Затем сравниваются результаты и подводится итог (объявляется победитель). Второе препятствие: Лес Страха.

- Какое качество поможет нам преодолеть страх? (Смелость.)

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о смелости?

- Приведите примеры смелых поступков из сказок, рассказов, из своей жизни.
Третье препятствие: Камень Сомнений.

Как в сказке: "Пойдешь направо..."

- Что нужно, чтобы сделать выбор?

- Какое качество поможет преодолеть сомнения, быстро принять решение?
(Решительность.)

Четвертое препятствие: Ленивое Болото.

- Какое качество помогает преодолеть лень, безделье? (Организованность.)
Организованный человек может самостоятельно, быстро и правильно выполнить

любое дело. Его не надо подгонять и контролировать. Покажите в сценке или расскажите, как выполняет какое-либо дело организованный, самостоятельный ученик и неорганизованный:

- готовит уроки;

- собирается на прогулку и т.д.

Пятое препятствие: Деревня Озорников.

Жители этой деревни постоянно балуются, делают, что хотят, никого не слушают. Они и вам предлагают не подчинятся никаким правилам поведения. Представьте и опишите, что происходит в их деревенской школе. Какое качество поможет преодолеть такой беспорядок? (Дисциплинированность.)

Шестое препятствие: Перед нами Неприступные Скалы. Кажется, ни за что их не преодолеешь. Какое качество поможет добиться цели во что бы то ни стало? (Настойчивость.)

Какого человека называют настойчивым? Одна мама рассказывала: "Мой сын такой настойчивый! Вот захотел велосипед и не отстал от нас с отцом, пока мы его не купили. Пришлось мне отложить покупку пальто на следующую зиму." Другая мама говорит: "Мой сын тоже настойчивый. Решил научиться в машинах разбираться, книги в библиотеке берет, читает, в автокружок записался, занимается."

- В каком случае мальчик проявляет настойчивость, а в каком - нет?

- В чем заключается отличие настойчивости от упрямства?

Учитель подводит итог игре-путешествию. Детям предлагается раскрасить шарики красным цветом с названиями тех качеств, которые у них уже есть.

- Каких вы знаете героев, у которых есть сила воли, ярко проявляющиеся волевые черты
характера?

- Вы хотели бы быть такими же, как настоящие герои, обладая такими же качествами
характера?

- Для этого надо много работать над собой. А для начала я вам предлагаю интересную
игру, которая развивает силу воли. Игра называется "Телевизор".

Содержание игры:

Обсуждается, почему вредно долго смотреть телевизор. Дети вместе с учителем знакомятся с программой телепередач на следующий день с целью отбора из них одной -самой интересной для каждого. Условия игры:

- Выбирается самая любимая для ученика передача только на один день;

- Выбирается только одна (или не более одной) самая любимая передача в день;

- В течение дня можно смотреть только одну передачу.

И так продолжается в течение семи дней. Кто выполняет все четыре правила игры, у того воля "вырастает" на 1 см. в день. У кого в течении недели (7 дней) воля "вырастает" на

7 см., тот победитель. Итоги подводим через неделю.

Примечание.

К этому занятию учитель заранее готовит "карту", которая помещается на доске. Игру
"Царевна - Несмеяна" можно повторить на последующих занятиях, при этом фиксируя
результаты детей, чтобы они смогли увидеть свой "рост". В этой и подобной ей играх
важно вовремя предупредить негативные переживания тех детей, которые

оказываются на последних местах, т. к. осознание неуспеха может оказать
психотравмирующее влияние. Нужно показать этим детям, что главное - это участие в игре,
потому что теперь они знают, над чем им нужно работать.

В игре "Телевизор" количественное измерение воли (в см.) придает ей дополнительную
привлекательность. На подготовительном этапе совместно с родителями поддерживается
желание ребенка быть похожим на кого-то. Самим родителям можно предложить
поддержать "эксперимент" и ограничить просмотр телепередач. Подключившись к
игре, родители поддерживают положительный настрой, обеспечивают контроль за
выполнением детьми своего решения. Победителям вручаются призы.

Прощание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: