Государство и муниципальные образования осуществляют мобилизацию денежных средств в свои финансовые фонды для того, чтобы использовать их на реализацию своих же задач и функций. Средства, выделяемые государством и муниципальными образованиями из централизованных и децентрализованных денежных фондов для осуществления своих задач и функций, являются государственными и муниципальными расходами.
Государственные и муниципальные расходы принципиально отличаются от негосударственных расходов. Последние представлены расходами предприятий частной формы собственности, расходами общественных объединений и т.д. Во-первых, государственные и муниципальные расходы имеют публичный характер. Они рсу-ществляются для реализации общегосударственных интересов, интересов высокой социальной значимости, коллективных интересов. Например, за счет государственных расходов обеспечивается оборона страны, природоохранная и правоохранительная деятельность, социальное обеспечение населения и т.д. Что касается расходов предприятий частной формы собственности, то они осуществляются, в конечном итоге, в целях увеличения прибыли тех субъектов хозяйствования, которым принадлежит это предприятие на праве частной собственности. Во-вторых, государственные и муниципальные расходы в основной части денежного потока осуществляются на основании специальных законов, ежегодно утверждающих планы этих расходов. Так, расходы бюджетов осуществляются на основании ежегодно принимаемых законов о бюджете и решений муниципальных образований о бюджете. Аналогичным образом, расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются на основе ежегодно принимаемых законов о бюджете каждого из этих фондов. Негосударственные расходы не осуществляются на основании специальных ежегодных законов (решений).
|
|
4 70 Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
Государственные и муниципальные расходы весьма разнообразны, ибо многообразны те источники, за счет которых они осуществляются. К числу таких источников относятся:
а) бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ;
б) государственные (муниципальные) внебюджетные фонды РФ;
в) целевые денежные фонды Правительства РФ;
г) государственные отраслевые финансовые фонды;
д) прочие государственные целевые фонды;
е) финансовые фонды государственных и муниципальных уни
тарных предприятий.
Субъектами, осуществляющими государственные и муниципальные расходы, являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице соответствующих органов, Правительство РФ, министерства РФ, являющиеся держателями отраслевых государственных фондов, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д. Кроме того, государственные и муниципальные расходы осуществляют бюджетные учреждения. Однако в отличие от всех вышеперечисленных субъектов бюджетные учреждения не являются держателями каких-либо государственных и муниципальных денежных фондов. Они расходуют государственные и муниципальные денежные средства, полученные из бюджетов. В этом смысле они выступают в качестве звена в системе государственных и муниципальных бюджетных расходов.
|
|
Система государственных и муниципальных расходов предполагает подразделение их по различным критериям. Во-первых, выделяются централизованные и децентрализованные государственные и муниципальные расходы. Централизованные расходы осуществляются из централизованных государственных и муниципальных фондов: бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных отраслевых денежных фондов. Децентрализованные расходы производятся за счет финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также за счет бюджетных ассигнований, полученных бюджетными учреждениями. Во-вторых, в зависимости от принадлежности финансовых ресурсов к той или иной форме собственности различают: государственные расходы и муниципальные расходы. Муниципальные расходы осуществляются за счет муниципальных бюджетов, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных внебюджетных фондов. Они направлены на реализацию задач и целей местного самоуправления. Все остальные расходы являются государственными.
Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов 471
Государственные и муниципальные расходы осуществляются в соответствии с определенными принципами: плановости, целевого использования средств, постоянного контроля за использованием средств, безвозвратности и безвозмездности выделения средств.
Принцип плановости государственных и муниципальных расходов означает, что они осуществляются на основе финансовых планов и смет доходов и расходов. Так, к примеру, расходование средств из бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании бюджетов как финансовых планов, а бюджетных учреждений -на основе смет доходов и расходов этих учреждений.
Принцип целевого использования средств означает, что государственные и муниципальные расходы предназначены для реализации определенных целей, а поэтому выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Особенно последовательно принцип целевого использования средств реализуется через бюджеты всех уровней бюджетной системы (ст. 38 БК РФ), государственные внебюджетные фонды, а также бюджетные учреждения (ст. 70 БК РФ).
Принцип безвозвратности и безвозмездности выделения средств означает, что государственные и муниципальные расходы осуществляются целевым назначением и на бесплатной основе. Таким образом выделяются средства их бюджетов по большинству направлений функциональной классификации расходов бюджетов. В частности, так выделяются средства на оборону, на правоохранительную деятельность, на судебную власть, на фундаментальные исследования и т.д. Аналогичным образом выделяются средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов. Однако в последние годы в бюджетном законодательстве и практике стала допускаться возможность; осуществления государственных и муниципальных расходов на возвратной и на возмездной основе. Так выделяются средства в виде бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. Кроме того, на возвратной и возмездной основах выделяются средства в ряде случаев из государственных отраслевых фондов.
|
|
Принцип постоянного контроля за осуществлением государственных и муниципальных расходов подтверждается существованием системы органов государственного и муниципального контроля, которые контролируют предварительное, текущее и последующее использование государственных и муниципальных
472 Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
средств. Это Счетная палата РФ, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ в субъектах РФ и т.д.
Государственные и муниципальные расходы осуществляются определенными способами. Главным способом осуществления бюджетных расходов является финансирование. Финансирование — это осуществление расходов на условиях безвозвратности и безвозмездности. Этим способом осуществляется расходование средств из бюджетов и из государственных внебюджетных фондов, а также из некоторых прочих целевых государственных денежных фондов.
Финансирование как способ осуществления государственных и муниципальных расходов производится в двух формах: а) в форме прямого финансирования; б) в форме зачетного финансирования.
Прямое финансирование - это реальное выделение денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основах из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Финансирование путем зачета имеет различные вариации. Оно осуществляется за счет средств бюджетов как исключительное явление в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств (ст. 235 БК РФ), а за счет средств Фонда социального страхования РФ — как ординарное явление. В последнем случае зачет представляет собой вычет расходов организации (страхователя) из начисленных предстоящих платежей в пользу Фонда социального страхования1.
|
|
Помимо финансирования способом осуществления государственных и муниципальных расходов является публичное кредитование. Публичное кредитование — это осуществление расходов на условиях возвратности и возмездности. Этим способом расходуются средства бюджетов, а также некоторых государственных отраслевых фондов. Разновидностью публичного кредитования в бюджетной сфере является бюджетное кредитование. Способом бюджетного кредитования выделяются из бюджетов бюджетные кредиты.
Центральное место в системе государственных и муниципальных расходов занимают расходы бюджета. Причин тому несколь-
1 См., например: постановление Правительства РФ «Об утверждении правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 марта 2000 г.
Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов 473
ко. Во-первых, это расходы, посредством которых в целом реализуется финансовая политика государства. Во-вторых, это самые большие по объему расходы. В-третьих, они обеспечивают реализацию всех задач и функций государства.
Государственные и муниципальные расходы осуществляются в соответствии с законами и правовыми актами органов исполнительной власти. Большое число правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные расходы, обусловило существование раздела финансового права «государственные и муниципальные расходы». Этот раздел представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу выделения финансовых ресурсов из государственных и муниципальных денежных фондов (централизованных и децентрализованных).
Раздел финансового права «государственные и муниципальные расходы» включает в себя в качестве составных частей правовые институты1.
Во-первых, в составе этого раздела сегодня целесообразно выделять институт расходов бюджета. Это обусловлено весьма большим числом норм, регулирующих расходы бюджета. В этом институте могут быть выделены группы норм, регулирующие: а) сметно-бюджетное финансирование; б) бюджетное кредитование; в) финансирование в виде бюджетных инвестиций различных субъектов хозяйствования (субъектов, производящих государственные капитальные вложения); г) финансирование органов местного самоуправления в виде трансфертов населению; д) финансирование из целевых бюджетных фондов и резервных фондов, а также некоторые другие. Эти нормы содержатся в ст. 75— 83, 227, 237, 252, 253 БК РФ, в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», в законах о бюджетах на предстоящий финансовый год и др.
Во-вторых, совсем недавно в составе правового раздела государственных и муниципальных расходов появился правовой институт расходов государственных внебюджетных фондов. Этот институт пока еще не окончательно сформирован. Сегодня достаточно ясно определен правовой режим расходов Фонда социального страхования РФ и в наименьшей мере - правовой режим расходов Пенсионного фонда РФ и фондов медицинского страхова-
1 См.: ЦыпкинСД. Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М., 1983. С. 26; Советское финансовое право. М., 1982. С. 58; Финансовое право / Под ред. Н.И. Хими-чевой. М., 1999. С. 528.
4 74 Раздел V. П р а в о в о е регулирование г о с у д а р с т в е н н ы х и муниципальных р а с х о д о в
ния. В частности, нормы этого правового института содержатся в Федеральном законе «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г., в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 марта 2000 г. и др.
В-третьих, в раздел государственных и муниципальных расходов включаются финансово-правовые нормы, регулирующие расходы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Это нормы, регулирующие порядок использования прибыли этих предприятий на: уплату штрафных санкций за налоговые правонарушения; перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенным предприятием и т.д. Нормы, регулирующие вышеназванные расходы, содержатся в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в постановлении Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) от 6 октября 1994 г.1 и др.
В-четвертых, в финансово-правовой раздел государственных и муниципальных расходов включаются нормы, регулирующие расходы государственных отраслевых денежных фондов, а также целевых фондов Правительства РФ. Эти нормы содержатся в постановлениях Правительства РФ, устанавливающих правовой режим названных фондов. Например, в соответствии с Порядком образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта РФ для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г.2, средства этого фонда выделяются на возвратной или безвозвратной основах. Решение по этому вопросу принимает Министерство транспорта РФ.
Финансово-правовой раздел государственных и муниципальных расходов находится сейчас в стадии развития и очень тесно связан с бюджетным правом, институтом государственных внебюджетных фондов, налоговым правом.
1 СЗ РФ. 1994. Х28.
2 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3659.