Финансирования

§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

Сметно-бюджетное финансирование - это процедура выделе­ния средств из бюджетов и государственных внебюджетных фон­дов бюджетным учреждениям на основе их смет доходов и расхо­дов, а также использование бюджетными учреждениями этих средств на основе смет (п. 1,6 ст. 161 БК РФ).

Бюджетное учреждение — это организация, созданная органа­ми государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осущест­вления управленческих, социально-культурных, научно-техни­ческих или иных функций некоммерческого характера, деятель­ность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (см. ст. 161 БК РФ). Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Бюджетные учреждения выполняют очень важные социаль­ные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюд­жетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется с учетом сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения, кото­рый составляется им самим и утверждается вышестоящим орга­ном.

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на ши­рокий круг объектов.

Объектом сметно-бюджетного финансирования являются, в частности, государственные и муниципальные организации обра­зования. Среди них вузы, школы, училища, техникумы.


§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 499

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996 г.1 и Федеральным законом «О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.2 финансирование образовательных учреждений осуществляется исходя из государственных и местных нормативов финансирова­ния, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитан­ника по каждому типу, виду и категории образовательного уч­реждения. Схема финансирования государственного и муници­пального образовательного учреждения определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствую­щих типов и видов.

Образовательные учреждения помимо получения бюджетных ассигнований имеют право привлечения дополнительных финан­совых ресурсов за счет оказания платных образовательных услуг, а также добровольных пожертвований юридических и физичес­ких лиц. В частности, государственное и муниципальное высшее учебное заведение вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения фи­зическими и юридическими лицами.

Дополнительные финансовые ресурсы образовательных уч­реждений составляют их внебюджетные средства.

Объектами сметно-бюджетного финансирования являются также государственные и муниципальные организации культуры и здравоохранения. Это театры, больницы, поликлиники и др. К примеру, в соответствии с Федеральным законом «О государст­венной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. установлено частичное государственное финан­сирование кинематографии в виде выделения средств из феде­рального бюджета продюсеру, прокатчику, демонстратору нацио­нального фильма.

Как и организации образования, учреждения культуры и об­разования могут привлекать дополнительные финансовые ресур­сы за счет оказания, главным образом, платных услуг, которые учитываются как внебюджетные средства3.

1 СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 150.

2 СЗ РФ. 1996. 35. Ст. 4135; Российская газета. 2000. 12 июля.

3 См. постановление Правительства РФ «Об утверждении правил предостав­
ления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от
13 января 1996 г. // Российская газета (ведомственное приложение). 1996. № 22;
постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяй­
ственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» от
26 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. 28. Ст. 2670.


500 Глава 24. Цравовой режим сметно-бюджетного финансирования

К числу бюджетных учреждений относятся органы государ­ственной власти и местного самоуправления, правоохранитель­ные органы, а также организации гражданской обороны. Они также являются объектами сметно-бюджетного финансирова­ния.

§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение. Расходы бюджетных учреждений

Финансирование бюджетных учреждений из всех видов бюд­жетов осуществляется на основе смет доходов и расходов (п. 1 ст. 161 БК РФ). Кроме того, бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой дохо­дов и расходов (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Смета расходов бюджетного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В системе бюджетных расходов смета бюджетного учреждения выполняет функции: а) финансово-планового акта, к которому «привязано» выделение средств из бюджетов всех уровней бюд­жетной системы; б) финансово-планового акта, на основе которого бюджетное учреждение расходует полученные из бюджета финан­совые ресурсы. Исходя из того, что смета является финансово-плановым актом (разновидностью финансово-правового акта), она имеет юридическое значение.

Юридическое значение сметы заключается в том, что она опре­деляет права и обязанности руководителя бюджетного учрежде­ния по целевому использованию средств, выделенных из соответ­ствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими уч­реждений на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным уч­реждением и содержит только его доходы и расходы. При этом, в смете должны быть отражены все доходы бюджетного учрежде­ния, получаемые как из бюджета и государственных внебюджет­ных фондов, так и от осуществления предпринимательской дея­тельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или му­ниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреж­дением на праве оперативного управления, и иной деятельности (п. 3 ст. 161 БК РФ).


§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение. Расходы учреждений 501

Индивидуальные сметы объединяются главными распоряди­телями бюджетных средств по соответствующему бюджету в свод­ные и представляются органу, ответственному за контроль испол­нения соответствующего бюджета (п. 9 ст. 158 БК РФ).

Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, — составная часть бюджетного процесса, которая получила в науке название «сметный процесс». Составле­ние сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осущест­вляется каждым бюджетным учреждением после того как бюд­жет утвержден и началось его исполнение. Иначе говоря, состав­ление и исполнение смет бюджетных учреждений осуществляет­ся на стадии исполнения бюджета.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учрежде­нием по типовой форме. Последняя типовая форма сметы была утверждена Минфином России в 1999 г. Она состоит из двух час­тей. В первой части сметы указываются доходы и поступления бюджетного учреждения, а во второй — текущие расходы. Все доходы, учитываемые в смете бюджетного учреждения, составля­ют его внебюджетные средства. Среди них: доходы от предприни­мательской. деятельности и платных услуг бюджетного учрежде­ния; целевые доходы и безвозмездные перечисления и т.д. Напри­мер, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» к предприни­мательской деятельности относятся: сдача в аренду имущества образовательного учреждения, торговля покупными товарами, оборудованием, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и т.д. Естественно, все эти доходы образовательного учреж­дения должны быть отражены в доходной части сметы школы, интерната и т.д.

Расходная часть сметы бюджетного учреждения построена в соответствии с экономической классификацией расходов бюдже­та. Она включает в себя текущие и капитальные расходы бюджет­ного учреждения. Основными статьями текущих расходов сметы являются:

а) оплата труда государственных служащих;

б) начисления на оплату труда, т.е. уплата единого социально­
го налога;

в) приобретение предметов снабжения и расходных материа­
лов;

г) командировочные и служебные разъезды;

д) оплата транспортных услуг;

е) оплата услуг связи;

ж) оплата коммунальных услуг;


502 Глава 24. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

з) трансферты населению и т.д.

Статьи капитальных расходов сметы включают:

а) приобретение оборудования и предметов длительного поль­
зования;

б) капитальное строительство;

в) капитальный ремонт.

Непосредственная работа бюджетного учреждения по состав­лению сметы доходов и расходов начинается тогда, когда оно по­лучает от органа, исполняющего бюджет, уведомление о бюджет­ных ассигнованиях. Последнее содержит цифры, на которые ори­ентируется бюджетное учреждение при составлении сметы.

К смете должны быть приложены расчеты. Формы расчетов к смете утверждены Минфином РФ в 1999 г. Расчеты к смете пред­полагают обоснование каждой цифры, указанной в смете расхо­дов. Например, расчеты расходов на оплату труда производятся исходя из числа ставок тех или иных должностей и средней став­ки оплаты труда по этой должности. Кроме того, в ходе составле­ния сметы бюджетное учреждение должно руководствоваться также нормативами финансовых затрат на предоставление госу­дарственных и муниципальных услуг и нормативами расходов по отдельным статьям сметы. Нормативы расходов — это установ­ленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (например, норма расхода хлеба на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме, И т.д.).

Нормы затрат определяются по различным объектам поста­новлениями Правительства РФ, а в ряде случаев и самими бюд­жетными учреждениями по согласованию с вышестоящими орга­нами. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. определены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мяг­ким инвентарем и необходимым оборудованием.

Нормы расходов подразделяются на обязательные и необяза­тельные (расчетные), материальные и денежные.

Обязательные нормы расходов — это такие, которые не под­лежат изменению. К их числу относятся расходы на команди­ровки, на питание, на спецодежду и т.д. Необязательные (рас­четные) нормы — это такие, которые определяются индивиду­ально для каждого бюджетного учреждения исходя из его спе­цифики. К их числу относятся расходы на освещение, на отопление и т.д.


§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение. Расходы учреждений 503

Материальные нормы расходов — это такие, которые опреде­ляют количество материальных средств на единицу расходов. На­пример, определяется количество обуви, которая необходима в год на одного ребенка в детском доме, и т.д. Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материаль­ных норм. Они образуются путем умножения затрат в натураль­ном выражении на среднюю цену этих растрат. Именно денежные нормы непосредственно принимаются во внимание бюджетными учреждениями при составлении смет.

Бюджетное учреждение обязано составить и представить смету доходов и расходов на утверждение вышестоящего распоря­дителя бюджетных средств в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях. Смета расходов бюд­жетного учреждения составляется по установленной форме и под­писывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить смету в те­чение 5 дней со дня ее представления. Утвержденная смета дохо­дов и расходов бюджетного учреждения передается в орган, ис­полняющий бюджет, т.е. в Федеральное казначейство или в фи­нансовый орган соответствующего субъекта РФ (см. ст. 221 БК РФ).

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в со­ответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. При этом, виды расходов, содержащиеся в смете бюджетного учреж­дения, соответствуют направлениям расходов бюджетного уч­реждения, содержащихся в ст. 70 БК РФ. Согласно этой статье бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исклю­чительно на:

— оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер зара­ботной платы соответствующих категорий работников;

— перечисление страховых взносов в государственные вне­бюджетные фонды;

— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

— командировочные и иные компенсационные выплаты ра­ботникам в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;

— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государст­венным или муниципальным контрактам;


504 Глава 24. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

— оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержден­ными сметами без заключения государственных или муници­пальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждения­ми на иные цели не допускается.

Бюджетное учреждение может перераспределять расходы в пределах сметы, т.е. может увеличивать один вид расходов по смете за счет другого. Однако права бюджетного учреждения перераспределять расходы при исполнении сметы определяются Федеральным казначейством РФ Либо другим органом, испол­няющим бюджет, совместно с главными распорядителями бюд­жетных средств (п. 6 ст. 161 БК РФ). В то же время бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самосто­ятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюд­жетных источников, т.е. средств, полученных от предпринима­тельской деятельности, от безвозмездных поступлений и т.д.

Бюджетные учреждения ежемесячно, ежеквартально, а также по окончании года составляют отчетность об исполнении сметы в соответствии с «Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных орга­низаций, получающих финансирование из бюджета в соответст­вии с бюджетной росписью», утвержденной приказом Минфина РФ от 15 июня 2000 г.1 Отчетность направляется каждой органи­зацией вышестоящему распорядителю бюджетных средств в уста­новленные сроки, который направляет ее главному распорядите­лю бюджетных средств, либо сразу в орган, исполняющий бюд­жет.

§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения помимо ассигнований из соответству­ющих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются се­годня, главным образом, за счет оказания бюджетными учрежде­ниями платных услуг. Однако в ряде случаев внебюджетные сред­ства могут образовываться у бюджетного учреждения и по иным основаниям.

См.: Российская газета (ведомственное приложение). 2000. 19 сент.


§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений 505

Виды и правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений определены Положением, утвержденным постанов­лением Совета министров СССР от 26 июня 1980 г.1 и инструк­цией Минфина СССР «О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним» от 12 июня 1981 г.

В соответствии с этой инструкцией внебюджетные средства бюджетных учреждений подразделяются на четыре группы: спе­циальные средства, суммы по поручениям, депозитные суммы, другие внебюджетные средства.

Специальные средства - самая широкая группа внебюджет­ных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюд­жетных учреждений, получаемые от реализации продукции, вы­полнения работ, оказания услуг или осуществления иной дея­тельности.

Специальные средства имеются у медицинских учреждений, которые по.мимо своей основной деятельности, финансируемой из бюджета, осуществляют и платные медицинские услуги в соот­ветствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и постанов­лением Правительства РФ «Об утверждении правил предоставле­ния платных медицинских услуг населению медицинскими уч­реждениями» от 13 января 1996 г. Кроме того, такие средства имеются у высших учебных заведений, учреждений культуры и искусства и др.2

По специальным средствам бюджетные учреждения составля­ют смету доходов и расходов, которая подписывается руководите­лем и главным бухгалтером бюджетного учреждения.

Суммы по поручениям — это средства, получаемые бюджет­ными учреждениями от предприятий, учреждений и организа­ций для выполнения определенных поручений. К их числу от­носятся: суммы, полученные бюджетным учреждением на вы­плату стипендий студентам и учащимся за счет средств пред­приятий, направивших их в учебные заведения; суммы, переведенные предприятиями бюджетному учреждению на вы­полнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством и т.д.

1 СП СССР. 1980. №20. С. 117.

2 См. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании»; Положение об основах хозяйственной деятельности и финансиро­
вания организаций культуры и искусства, утв. постановлением Правительства
РФ от 26 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2670.


506 Глава 24. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

Депозитные суммы — это средства, поступающие во времен­ное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению. К ним относятся денежные средства больных, находящихся на лечении в лечебных учреждениях; де­нежные средства в виде заработной платы, не полученные работ­никами в срок, и т.д.

Депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хра­нятся в течение трех лет, предприятиям, организациям и учреж­дениям (кроме бюджетных учреждений) - в течение одного года, бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Другие внебюджетные средства - это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. К их числу относятся: плата за содержание детей в до­школьных учреждениях; плата за обучение детей в музыкальных школах; плата за пользование общежитиями при высших и сред­них специальных учебных заведениях; средства, образующие фонд всеобуча в образовательных школах для оказания матери­альной помощи нуждающимся учащимся; средства, поступаю­щие на питание детей в школах с продленным днем и в интерна­тах при школах, и др.

В настоящее время идет процесс расширения у бюджетных уч­реждений бюджетных средств за счет привлечения различных ис­точников. В связи с этим значительно изменился правовой режим формирования и использования внебюджетных средств по срав­нению с тем, который установлен в вышеназванной инструкции Минфина СССР от 12 июня 1981 г. Фактически эта инструкция в значительной мере утратила силу.

Согласно Правилам оформления и выдачи в 1999 г. разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерально­го бюджета, по учету средств, полученных от предприниматель­ской и иной приносящей доход деятельности, утвержденным при­казом Минфина России от 2 февраля 1999 г.1, к внебюджетным средствам бюджетных учреждений, полученным от предприни­мательской и иной приносящей доход деятельности, относятся:

— средства, полученные от предпринимательской деятельно­сти;

1 БНА. 1999. № 11-12; 2000. № 15. Действие приказа продлено на 2001 г. приказом Минфина России от 26 декабря 2000 г. № 120 // БНА. 2001. № 3.


Контрольные вопросы и задания



—внебюджетные фонды и средства, образованные по решени­ям Правительства РФ;

—безвозмездные поступления;

— целевые средства, полученные на выполнение поручений.
К средствам, полученным от предпринимательской деятель­
ности, например, в сфере культуры, относятся:

—доходы от оказания посреднических услуг;

—доходы от долевого участия в деятельности предприятий;

—доходы от сдачи в аренду основных фондов и т.д.1

К безвозмездным поступлениям относятся добровольные взно­сы предприятий, кооперативов, общественных организаций, на­селения.

К целевым средствам, полученным на выполнение поручений, относятся: поступления из централизованных отраслевых фондов на определенные цели; средства по поручениям согласно инструк­ции Минфина СССР от 12 июня 1981 г.

Бюджетным учреждениям, имеющим внебюджетные средст­ва, открываются в банках текущие счета. Эти счета изолированы от бюджетных счетов бюджетных учреждений. Согласно п. 6 ст. 161 БК РФ бюджетные учреждения при исполнении сметы до­ходов и расходов самостоятельны в расходовании средств, полу­ченных за счет внебюджетных источников.

В соответствии с инструкцией Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 170 отчетность бюджетного учреждения по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется отдельно от отчетности по смете доходов и расходов2.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое сметно-бюджетное финансирование, каковы его принципы?

2. Какие организации финансируются в сметно-бюджетном порядке?

3. Охарактеризуйте понятие сметы учреждения, состоящего на бюджете. Каковы могут быть виды смет?

4. Охарактеризуйте содержание сметы.

5. Что такое нормы бюджетных расходов? Каковы их виды?

1 См. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // ВВС.
1992. № 46; СЗ РФ. 1999. 26.

2 БНА. 2000. 7, 8.


508 Глава 24. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

6. Каков порядок составления и утверждения сметы бюджет­ного учреждения?

7. Что такое внебюджетные средства бюджетных учреждений? Каковы их виды?

8. Охарактеризуйте правовой режим внебюджетных специаль­ных средств.

9. Что такое депозитные суммы, каков их правовой режим?

10. Что такое суммы по поручениям, в каком порядке они ис­
пользуются?


Глава 25

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСХОДОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: