Правовой режим расходов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов медицинского страхования

Правовой режим расходов государственных внебюджетных фондов различается применительно к каждому отдельному фонду.

Пенсионный фонд РФ осуществляет расходование средств на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам соци­альной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным и т.д. во исполнение бюджета фонда на соот­ветствующий год.

Пенсионный фонд РФ производит выделение средств органам социальной защиты населения, которые затем непосредственно осуществляют выплату государственных пенсий и пособий. Поря-


§ 2. Правовой режим расходов Пенсионного фонда, Фонда соц. страхования РФ 511

док выделения средств из Пенсионного фонда РФ урегулирован постановлением Пенсионного фонда РФ «Об утверждении формы заявки на право расходования средств для осуществления вы­плат, финансируемых Пенсионным фондом РФ» от 14 ноября 1995 г.1 В соответствии с этим нормативным актом средства Пен­сионного фонда выделяются органам социальной защиты населе­ния ежеквартально. Такое выделение осуществляется на основе заявок, составляемых органами социальной защиты населения. Заявки составляются по установленной форме. В качестве расчет­ных показателей при составлении таких заявок принимаются: а) среднеквартальное число получателей пенсии по районному, городскому отделу социальной защиты населения или центру по начислению и выплате пенсий и пособий; б) средние размеры раз­личных видов пенсий (трудовых пенсий, пенсий по инвалидности и т.д.).

Заявки органов социальной защиты населения доводятся до региональных отделений Пенсионного фонда РФ, который их объединяют в сводные заявки и направляют в исполнительную дирекцию Пенсионного фонда РФ. Последняя, в свою очередь, ут­верждает лимит расходов из Пенсионного фонда РФ и доводит до региональных отделений Пенсионного фонда РФ. Согласно ст. 148 БК РФ непосредственное финансирование органов соци­альной защиты населения осуществляется федеральным казна­чейством на основании информации, предоставленной Пенсион­ным фондом РФ.

Правовой режим расходов в системе обязательного медицин­ского страхования различается по федеральному Фонду обяза­тельного медицинского страхования и территориальным фондам обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет расходование средств во исполнение бюджета Фонда на следующие цели:

— выравнивание финансовых условий деятельности террито­риальных фондов обязательного медицинского страхования;

— выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по оказанию медицинской помощи по обязательному ме­дицинскому страхованию;

1 Это постановление дополнено постановлением Пенсионного фонда РФ об утверждении формы заявки и инструкции к ней на право расходования средств для осуществления выплат, финансируемых Пенсионным фондом РФ по Феде­ральному закону от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ.


512 Глава 25. Правовое регулирование расходов гос. внебюджетных фондов

- научные исследования в области обязательного медицин­ского страхования, подготовка специалистов для системы меди­цинского страхования;

- проведение региональных совещаний и конференций, ин­формационно-публицистическая деятельность, компьютериза­ция системы обязательного медицинского страхования;

- международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования и т.д.

Правовой режим расходования средств федерального Фонда обязательного медицинского страхования на все вышеназванные цели определяется различными нормативными актами, приняты­ми Фондом. Среди них - Положение об использовании финансо­вых средств федерального Фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхова­ния, утвержденное правлением Фонда 21 октября 1999 г.; Поря­док финансирования федеральным Фондом обязательного меди­цинского страхования региональных целевых программ по охра­не материнства и детства, утвержденное правлением Фонда 13 мая 1999 г.; Порядок финансирования федеральным Фондом обязательного медицинского страхования целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный правлением Фонда 18 марта 1999 г. и т.д.1

Основной статьей расходов в бюджете федерального фонда обя­зательного медицинского страхования является выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования. В соответствии с Положе­нием об использовании финансовых средств федерального Фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание фи­нансовых условий деятельности территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования, утвержденным правлением Фонда 21 октября 1999 г., выравнивание осуществляется путем предоставления территориальным фондам финансовой помощи в виде субвенций. Объем субвенций, предназначенных для вырав-

1 Полный перечень нормативных актов, регулирующих расходы федераль­ного Фонда обязательного медицинского страхования, см. в приказе федерального Фонда обязательного медицинского страхования об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования от 9 де­кабря 1999 г. // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгал­терскому учету. 2000. № 3.


§ 2. Правовой режим расходов Пенсионного фонда, Фонда соц. страхования РФ 513

нивания финансовых условий деятельности территориальных фондов, определяется соответствующей статьей бюджета феде­рального Фонда обязательного медицинского страхования.

Предоставление фондом субвенций производится на основе за­явок территориальных фондов, которые рассматриваются феде­ральным Фондом в течение месяца.

В вышеназванном Положении содержится ряд условий, кото­рые должны быть соблюдены при предоставлении субвенций тер­риториальным фондам. Основными из них являются следующие: наличие бюджета соответствующего территориального фонда обя­зательного медицинского страхования; наличие у территориаль­ного фонда территориальной программы обязательного медицин­ского страхования на текущий год; наличие на банковских счетах территориального фонда средств, не превышающих нормирован­ного страхового запаса; отсутствие у территориального фонда дей­ствующих депозитных договоров, не согласованных с федераль­ным Фондом, и т.д.

Выделение субвенций из федерального Фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам осущест­вляется в форме прямого финансирования.

Правовой режим расходования средств территориальных фон­дов обязательного медицинского страхования определен письмом федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20 июня 2001 г., которым утвержден Временный порядок финан­сового взаимодействия и расходования средств в системе обяза­тельного медицинского страхования граждан1. Кроме того, неко­торые вопросы расходования средств территориальных фондов определены приказом Фонда обязательного медицинского страхо­вания от 9 декабря 1999 г. «Об обеспечении рационального ис­пользования средств системы обязательного медицинского стра­хования»2. Наконец, территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования ежегодно заключают договоры со стра­ховыми медицинскими организациями (страховщиками), в которых, в частности, определяется процессуальный порядок перечисления средств из фонда на финансирование территориаль­ной программы обязательного медицинского страхования.

Средства территориальных фондов обязательного медицинско­го страхования расходуются на: а) финансирование страховых ме-

1 См.: Российская газета. 2001. 4 июня.

2 См.: Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтер­
скому учету. 2000. № 3.


514 Глава 25. Правовое регулирование расходов гос. внебюджетных фондов

дицинских организаций и филиалов фонда; б) дотирование фили­алов фонда; в) формирование нормированного страхового запаса и т.д.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхо­вания работают, главным образом, со страховыми медицинскими организациями и своими филиалами (страховщиками). Именно им они выделяют финансовые ресурсы на осуществление террито­риальной программы обязательного медицинского страхования, которые затем поступают в медицинские учреждения на основе договоров, заключенных со страховыми медицинскими организа­циями или филиалами территориального фонда (страховщи­ками).

Финансирование территориальными фондами обязательного медицинского страхования страховщиков осуществляется по двум позициям: ежемесячно в виде ассигнований из фонда и си­туационно в виде субвенций.

Ежемесячное финансирование страховщиков территориаль­ным фондом обязательного медицинского страхования осущест­вляется на основе дифференцированных среднедушевых норма­тивов. Последние рассчитываются в соответствии с Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан от 20 июня 2001 г. на основе контингента застрахованных той или иной страховой организацией.

Ежемесячный порядок перечисления средств страховщикам из территориального фонда обязательного медицинского стра­хования определяется договором, заключаемым фондом и страховщиком. В частности, согласно договорам о финансирова­нии обязательного медицинского страхования, заключаемым территориальным фондом обязательного медицинского страхо­вания по Воронежской области и страховыми медицинскими организациями, последние ежемесячно не позднее 25-го числа каждого месяца получают из фонда авансовые платежи в разме­ре 40% финансирования. Окончательный расчет производится в срок до 10-го числа месяца, следующего за финансируемым ме­сяцем.

Выделение страховщику субвенций из территориального фонда обязательного медицинского страхования производится при недостатке у страховщика средств на оплату медицинской по­мощи по договорам обязательного медицинского страхования. Субвенция предоставляется страховщику только после использо­вания на оплату медицинских услуг всех резервных фондов,


§ 2. Правовой режим расходов Пенсионного фонда, Фонда соц. страхования РФ 515

имеющихся у страховщика. Субвенция выделяется в соответст­вии с договором, заключаемым территориальным фондом обяза­тельного медицинского страхования и страховщиком. Как прави­ло, она выделяется страховщику в размере 100% недостающих средств после получения от страховщика заявки на субвенцию по установленной форме.

Правовой режим расходования средств Фонда социального страхования РФ определен Федеральным законом «Об обязатель­ном социальном страховании от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.1, а также постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 12 февраля 1994 г.2 Кроме того, во исполнение этих нормативных актов в части расхо­дов приняты Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г.3, а также инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденная постановле­нием Фонда социального страхования РФ №.11 от 9 февраля 2001г.

В связи с вышеназванным законом средства Фонда социально­го страхования РФ расходуются на:

а) оплату пособий по временной нетрудоспособности застрахо­
ванным лицам в связи с несчастным случаем на производстве и
профессиональным заболеванием;

б) страховые выплаты (единовременные и ежемесячные)
лицам, застрахованным от несчастных случаев на производстве
или профессиональных заболеваний;

в) оплату дополнительных расходов, связанных с повреждени­
ем здоровья застрахованного.

Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 12 февраля 1994 г. средства фонда расходуются на:

а) выплату пособий по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, при рождении ребенка, при усыновлении ре­бенка;

1 СЗРФ. 1998. №31; 1999. №29.

2 САПП. 1994. № 8; СЗ РФ. 1995. № 31; 1996. № 9, 16; 1997. № 1, 48.

3 СЗРФ. 2000. №11.


516 Глава 25. Правовое регулирование расходов гос. внебюджетных фондов

б) выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на
учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет;

в) выплату социального пособия на погребение либо возмеще­
ние стоимости гарантированного перечня услуг специализирован­
ной службе по вопросам похоронного дела;

г) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребен­
ком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет; оп­
лату путевок на санаторно-курортное лечение работников и чле­
нов их семей;

д) оздоровление детей работников.

Фонд социального страхования РФ выделяет финансовые ре­сурсы страхователям, т.е. организациям, которые непосредствен­но выплачивают застрахованным физическим лицам вышеука­занные пособия и страховые выплаты. Выделение средств из Фонда социального страхования РФ осуществляется как путем прямого финансирования, так и финансирования путем зачета.

Финансирование путем зачета из Фонда социального страхова­ния является основной формой финансирования. Оно выражается в том, что страхователи (организации) производят выплаты физи­ческим лицам в счет начисленных и подлежащих перечислению в Фонд социального страхования налогов (единого социального на­лога, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности) и страховых взносов на обязательное соци­альное страхование от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний. Так, в соответствии с инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной постановлением Фонда социального страхова­ния РФ от 9 февраля 2001 г., расходы по государственному соци­альному страхованию, предусмотренные постановлением Прави­тельства РФ, осуществляются организациями (страхователями) через свои бухгалтерии в счет начисленного социального налога, подлежащего зачислению в Фонд. При этом ответственность за правильность начисления и расходования средств социального страхования несет администрация организации (страхователя) в лице руководителя и главного бухгалтера. Они обязаны обеспе­чить хранение документов, являющихся основанием для назначе­ния пособий и подтверждающих произведенные страхователем расходы на цели государственного социального страхования.

Равным образом выплата застрахованным лицам обеспечения по страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обя-


Контрольные вопросы.и задания



зательном социальном страховании, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» осуществляется страхователями в счет начисленных страховых взносов, преду­смотренных Федеральным законом «О страховых тарифах на обя­зательное социальное страхование от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний на 2001 год».

Финансирование из Фонда социального страхования в форме зачета не отрицает прямого финансирования из этого фонда. Так, в случае недостаточности у организации (страхователя) средств на выплату застрахованным лицам обеспечения по страхованию со­гласно Федеральному закону «Об обязательном социальном стра­ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» страхователь должен обратиться за возмеще­нием недостающих средств в Фонд социального страхования РФ. В этом случае из Фонда производится прямое финансирование страхователей. Кроме того, из Фонда социального страхования РФ производится прямое финансирование лиц, не состоящих в трудовых отношениях со страхователем, а также лиц, имеющих право на получение страховых выплат в связи со смертью застра­хованного.

Таким же образом производится выделение дотаций организа­циям (страхователям), у которых расходы по государственному социальному страхованию превышают в тот или иной период суммы начисленного социального налога, подлежащего зачисле­нию в Фонд. В этом случае страхователь должен обратиться за возмещением средств (дотацией) в филиал Фонда с представлени­ем расчетов по размерам средств, необходимых для осуществле­ния расходов. Филиал Фонда перечисляет деньги страхователю в течение 10 дней со дня представления документов, затребованных филиалом.

Контрольные вопросы и задания

1. Какими нормативными актами урегулированы расходы го­сударственных внебюджетных фондов?

2. В каких формах осуществляется финансирование из госу­дарственных внебюджетных фондов?

3. Каким субъектам Пенсионный фонд РФ производит выделе­ние средств?

4. Охарактеризуйте различия в осуществлении расходов
между федеральным и территориальными фондами обязательно­
го медицинского страхования.


518 Глава 25. Правовое регулирование расходов гос. внебюджетных фондов

5. Как осуществляется расходование средств из Фонда соци­ального страхования РФ?

6. Из какого государственного внебюджетного фонда осущест­вляется финансирование путем зачета?


Раздел VI


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: