В Российской Федерации

Эффективное развитие экономики страны во многом определя­ется состоянием денежного обращения, стабильным функциони­рованием денежной системы. Денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в ры­ночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом. Как эконо­мическая категория, деньги представляют собой средство выра­жения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквива­лент множества стоимостей товаров1.

Сущность денег проявляется через их функции, к которым от­носятся: 1) определение меры стоимости; 2) средство накопления (тезаврации); 3) средство обращения; 4) средство платежа; 5) функция мировых денег, проявляющаяся в обслуживании международного товарообмена.

Особенностью денег является то, что они находятся в постоян­ном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением. Де­нежное обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кре­дитными организациями; кредитными организациями и органи­зациями; между банками и физическими лицами; предприятия­ми и физическими лицами; между банками и иными института­ми финансовой системы; между финансовыми институтами и фи­зическими лицами.

Общественные отношения, складывающиеся в ходе денежного обращения, регулируются правом и, в первую очередь, финансо­вым правом.

Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой. М., 2000. С. 37.


538 Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

Регулирование денежного обращения является задачей ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что «Банк Рос­сии может устанавливать ориентиры роста одного или несколь­ких показателей денежной массы...» (ст. 43).

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный обо­рот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, полу­чение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процес­сом движения наличных денег в форме банкнот (банковских би­летов), казначейских билетов, металлических монет.

В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему кото­рого входят территориальные учреждения, а также система рас­четно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из ре­зервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание меж­банковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по орга­низации и управлению наличным денежным обращением осу­ществляется в, централизованном порядке Центральным бан­ком РФ.

Безналичное денежное обращение состоит в списании опреде­ленной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или uhqu кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутству­ют.

Современный безналичный оборот в РФ организован в соответ­ствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осущест­вляться через банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед отгруз­кой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;


§ 1. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации 539

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осу­ществляется банком только с согласия обслуживаемого юриди­ческого или физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются орга­низацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства1.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской деятельности» в редакции от,3 февраля 1996 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валют­ном контроле», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответ­ствии сп. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесе­но «установление правовых основ единого рынка;... денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязатель­ному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госу­дарственной Думой федеральные законы по вопросам: финансово­го, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денеж­ной эмиссии (п. «в»).

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денеж­ного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведе­ние денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономи­ческой и политической ситуации в стране.

Деноминацияв отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых зна­ках. В процессе осуществления деноминации не затрагивают­ся экономические основы государства, а происходит сокраще­ние денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может прово­диться как отдельно, так и одновременно с денежной рефор­мой.

См.: Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой. С. 55.


540 Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

В нашей стране в советский период были проведены две де­нежные реформы: в 1922—1924гг. и в 1947 г.

Первая денежная реформа была вызвана необходимостью со­здания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной ре­формы во многом был обусловлен кардинальными экономически­ми преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в резуль­тате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено раз-балансированностью денежной системы во время Великой Отече­ственной войны, а также тем, что в обращении находилось боль­шое количество наличных обесцененных, а также фальшивых де­нежных средств, заброшенных на оккупированные территории германскими властями.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе ко­торого отменялась карточная система на продукты питания пер­вой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обме­нивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1.

В 1961 г. в стране была проведена деноминация как самостоя­тельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в со­отношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Пос­ледняя деноминация была проведена в 1998 г., при этом номинал денежных знаков й система цен сокращались пропорционально в тысячу раз.

Целью регулирования денежного обращения в стране являет­ся создание стабильно функционирующей денежной системы, ко­торая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эф­фективного развития экономики.

§ 2. Денежная система Российской Федерации. Эмиссионное право Банка России

Под денежной системой государства понимается законода­тельно закрепленное устройство денежного обращения, вклю­чающее взаимодействие образующих ее элементов.


§ 2. Денежная система Р Ф. Эмиссионное право Банка России 541

В результате правового регулирования денежного обращения в РФ создана денежная система, включающая следующие элемен­ты: 1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек); 2) эмиссию наличных денег; 3 Организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государст­ва, в организации денежного обращения в стране, как отмечалось ранее, возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ.

Первым элементом денежной системы является валюта Рос­сийской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (ва­лютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» данное понятие несколько уточнено и по­нятием «валюта Российской Федерации» охватываются: 1) на­ходящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Цент­рального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федера­ции; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, за­ключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на терри­тории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства1.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других госу­дарств устанавливается и публикуется Центральным банком. Ва­люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изго­товление преследуются по закону.

1 ВВС. 1992. № 45. Ст. 2542; 1999. № 1. Ст. 1; № 28. Ст. 3461; Российская газета. 2001. 6 июня.


542 Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады й для перевода на всей терри­тории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства пла­тежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и по­врежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же ут­верждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых де­нежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк Рос­сии обязан предварительно информировать Правительство страны.

Вторым элементом денежной системы является осуществле­ние эмиссии наличных денег. Существует ряд общих черт в про­ведении эмиссии в различных странах, в том числе, выпуск банк­нот возлагается на главный банк страны (центральные, нацио­нальные банки, в США - Центральная резервная система), а каз­начейских билетов и монет - на казначейства.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпус­каются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки, а эмиссию безналичных денег — коммерчес­кие банки, что регулируется также центральным банком страны.

Контроль за объемом денежной массы осуществляет Банк Рос­сии. Количество денег в обращении определяется как сумма на­личных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объем денежной массы. Задача ЦБ РФ заклю­чается в ограничении или расширении возможности банков эми-


§ 2. Денежная система РФ. Эмиссионное право Банка России 543

тировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирова­ние кредитными организациями в Банке России определенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)». Обязательные резервы — один из инструментов осущест­вления денежно-кредитной политики Центробанком. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стра­не. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее коли­чество денег может создать банковская система.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в об­ращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков и со­ставляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк Рос­сии, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличе­ния потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете банка пре­вышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изы­маются из обращения и переходят в резервный фонд. При потреб­ности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборот­ную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ состав­ляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где про­шла эмиссия наличных денег, а где — их изъятие.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях орга­низации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;


544 Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

— установление правил хранения, перевозки и инкассации на­
личных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кре­дитных организаций.

- В процессе осуществления и регулирования денежного обра­щения возникают различные общественные отношения, регули­руемые нормами нескольких отраслей права.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Фе­дерации относится финансовое и валютное регулирование, денеж­ная эмиссия, федеральные банки (см. п. «ж» ст. 71 Конституции), и в этом аспекте названные отношения являются предметом пра­вового регулирования конституционного права.

Нормы финансового права регулируют отношения, склады­вающиеся в процессе организации наличного и безналичного де­нежного обращения, в том числе при проведении денежных ре­форм, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в част­ности, установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка веде­ния кассовых операций. Названные отношения могут складывать­ся между Центральным банком и кредитными организациями; между кредитными организациями; между кредитными органи­зациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными института­ми финансовой системы; между институтами финансовой систе­мы и организациями и физическими лицами.

Как известно, нормы гражданского права регулируют имуще­ственные и неимущественные отношения, связанные с имущест­венными, в которых деньги являются одним из объектов граж­данских правоотношений. Наряду с этим нормы гражданского права регулируют расчетные отношения между субъектами по гражданско-правовым сделкам, возникающие при этом права и обязанности сторон, а также кредитных организаций, участвую­щих в данных отношениях. К ним относятся отношения по уста­новлению форм безналичных расчетов, таких как чек, вексель, платежное поручение и др., порядок открытия и закрытия счетов в кредитных организациях, их виды, определяющие различные правовые режимы данных счетов, а также права и обязанности сторон при заключении договора банковского счета.


§ 3. Правовые основы расчетов



Административное право регулирует отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение административ­ных правонарушений в сфере денежного обращения, денежной системы.

Нормы уголовного права предусматривают меры уголовной от­ветственности за совершение таких преступлений, как изготовле­ние или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) и изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчет­ных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).

Следовательно, регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые на­ходят свое выражение, как отмечалось ранее, в Конституции РФ, в федеральных законах «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе РФ и в иных.нормативных правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обращения в стране иг­рают инструкции Банка России по всему комплексу названных вопросов в сфере денежного обращения.

§ 3. Правовые основы расчетов

В условиях становления рынка особое значение приобретает упорядочение имущественных отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами. Этому способствует совер­шенствование расчетов (платежей) за выполненные работы, ока­занные услуги, поставленные товары. Расчеты, являясь элемен­том возмездных имущественных отношений, могут совпадать или не совпадать по времени с получением каких-либо благ. Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами имуще­ственного отношения, либо с участием дополнительного субъек­та — кредитной организации. В данном случае между сторонами возникает расчетное отношение, имеющее производный харак­тер. Урегулированные нормами права расчетные отношения при­обретают форму расчетных правоотношений, к которым относят­ся не только возникающие из имущественных отношений по по­ставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ и т.п., но и при производстве платежей, налогов в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами финансового и граж­данского права, которые в совокупности образуют комплексный


546 Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

правовой институт права. Правовыми источниками данного ин­ститута являются: Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О ва­лютном регулировании и валютном контроле», а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Банка России, в том числе Положение о безналичных расче­тах в Российской Федерации, утвержденное Банком России 8 сен­тября 2000 г.1 Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в РФ.

Все расчеты осуществляются в двух формах - наличной и без­наличной.

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения сумм или в безналичном порядке. Расчеты между хозяйствующими субъектами, как пра­вило, производятся в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной ор­ганизации. Расчеты наличными деньгами допускаются лишь в случаях и пределах, устанавливаемых ЦБ РФ. Банк России уста­навливает также формы, сроки и стандарты осуществления без­наличных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

Межбанковские расчеты осуществляются через учреждения Банка России.

Безналичные расчеты осуществляются в формах, предусмот­ренных законодательством. К таким формам гражданское законо­дательство относит, в частности, платежные поручения, аккреди­тив, чек, инкассо, вексель, кредитные и пластиковые карты, электронные деньги, а также иные формы, предусмотренные за­конодательством, банковскими правилами и обычаями делового оборота, существующими в банковской практике.

Платежное поручение — это поручение плательщика обслу­живающей его кредитной организации о перечислении опреде­ленной суммы со своего счета на счет третьего лица. Платежное поручение является банковским переводом. Кредитная органи-

1 Вестник Банка России. 2000. № 49-50.


§ 3. Правовые основы расчетов



зация, принявшая поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента-плательщика осуществить платеж в пользу третье­го лица - получателя средств. В Федеральном законе «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» установ­лено, что общий срок безналичных расчетов, в том числе и бан­ковского перевода, не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пре­делах РФ.

Расчеты по аккредитиву означают, что кредитная организа­ция при получении поручения плательщика об открытии аккре­дитива обязуется в соответствии с его указанием произвести пла­тежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем доку­ментов, определенных условием аккредитива. При расчетах по аккредитиву кредитная организация действует от своего имени, но за счет плательщика.

Срок действия аккредитива, открываемого за счет бюджетных средств и со счетов финансирования капитальных вложений, ис­точники финансирования по которым закрываются в конце ка­лендарного года, не может выходить за пределы бюджетного года (до 31 декабря). -

Расчеты чеками заключаются в том, что в соответствии с письменным поручением владельца счета (чекодателя) обслужи­вающей его кредитной организации она перечисляет с его счета на счет кредитора (чекодержателя) определенную сумму денеж­ных средств. Чек представляет собой ценную бумагу, содержа­щую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (ст. 877 ГК РФ). Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня их выдачи. Чекодержателями могут быть физические и юридические лица.

Чеки подписываются лицами, имеющими право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руко­водителем и главным бухгалтером).

Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, вексель, чек, платежное требование-поручение. Платежные требования, сдан­ные в кредитную организацию (эмитент), подлежат обязательной отсылке в кредитную организацию, обслуживающую плательщи­ка, в тот же день, если платежное требование было сдано не позд­нее двух часов до окончания рабочего дня кредитной организа­ции. При расчетах по инкассо денежное обязательство прекраща-


548 Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

ется исполнением с момента списания средств со счета платель­щика. Полученные (инкассированные) суммы немедленно пере­даются кредитной организацией, исполнившей инкассовое пору­чение, в распоряжение кредитной организации — эмитента, кото­рая обязана зачислить эти средства на счет клиента.

Вексель — ценная бумага, удостоверяющая ничем не обуслов­ленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплат тить по наступлении предусмотренного векселем срока опреде­ленную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется Федеральным законом «О про­стом и переводном векселе» от 11 марта 1997 г.1

Разновидностью безналичного денежного обращения являют­ся кредитные карточки банков. Достаточно широко используе­мые в зарубежных странах, расчетные и кредитные карты полу­чают свое развитие и в России2.

Для производства безналичных расчетов хозяйствующие субъ­екты самостоятельно выбирают кредитную организацию и заклю­чают с нею соответствующее соглашение об открытии банковско­го счета или по осуществлению расчетов. Эти операции относятся к банковским операциям и должны быть предусмотрены лицен­зией соответствующей кредитной организации.

В соответствии с действующим финансовым законодательст­вом хозяйствующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организа­ции, с которой заключается договор банковского счета, регули­руемый, в свою очередь, нормами гражданского права. Об откры­тии или закрытии счета (счетов) организациям и индивидуаль­ным предпринимателям банк обязан сообщить в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Банк обязан также выда­вать налоговым органам справки по операциям и счетам органи­заций и граждан, осуществляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, в случаях, преду­смотренных законодательством, в течение пяти дней после моти­вированного запроса налогового органа (ст. 86 НК РФ). Как видим, возникающие при этом отношения между банком и нало-

1 СЗРФ. 1997. №11. Ст. 1238.

2 Как было отмечено ранее, формы безналичных расчетов регулируются нор­
мами гражданского права и подробно рассматриваются в специальной литературе
по проблемам гражданского права.


§ 3. Правовые основы расчетов



говым органом, банком и его клиентами регулируются финансо­вым (налоговым) законодательством.

Кроме того, финансовым правом регулируются отношения по уплате налога между налогоплательщиком и кредитной организа­цией, а также отношения по зачислению налога. Эта позиция оп­ределена постановлением Конституционного Суда РФ от 12 ок­тября 1998 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции»1, Конституционный Суд РФ указал, что «в рамках консти­туционного обязательства по уплате налогов на налогоплатель­щика возложена публично-правовая обязанность уплатить закон­но установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соот­ветствующих платежей в бюджет». Более того, в этом постановле­нии отмечается, что «налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при испол­нении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отноше­ния по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета являются бюджетными... Таким образом, дей­ствующее налоговое и бюджетное законодательство различают понятие уплаты налога и зачисления налога».

Безналичные расчеты Осуществляются через банковские счета. Различаются следующие виды счетов.

Текущийсчет используется для финансирования администра­тивно-хозяйственных расходов субъектов, на оплату труда и от­крывается некоммерческим юридическим лицам (учреждениям, общественным организациям и др.), а также филиалам, предста­вительствам юридических лиц.

По расчетному счёту производятся операции коммерческого характера, и открывается он коммерческим юридическим лицам (хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным унитарным предприятиям ит.д.).

Депозитный счет предназначен для хранения свободных не­используемых хозяйствующим субъектом денежных средств, а также денежных средств, ему не принадлежащих.

Бюджетный счет предназначен для зачисления выделенных бюджетных средств целевым назначением, что позволяет прокон-

1 СЗРФ. 1998. №42. Ст. 5211.


550 Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

тролировать целевой характер их использования хозяйствующим субъектом.

, Валютный счет открывается в уполномоченном банке, т.е. в банке, имеющем валютную лицензию, дающую право на осущест­вление банковских операций в иностранной валюте. Данный вид счета предназначен для зачисления валютной выручки, получен­ной хозяйствующим субъектом.

Существуют и иные, менее распространенные виды счетов.

§ 4. Правила ведения кассовых операций

К кассовым операциями относятся операции юридических лиц в процессе их деятельности по приему, хранению и выдаче налич­ной валюты России.

В целях ограничения налично-денежного обращения в стране Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по ограниче­нию налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г.1 было ус­тановлено, что все юридические лица, независимо от их организа­ционно-правовой формы:

— обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

— должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учрежде­ния банков;

— могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах ли­митов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

— обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх ус­тановленных лимитов остатка наличных деньги в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;

— имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты посо­бий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

В соответствии с ограничениями по осуществлению расчетов в наличной форме ЦБ РФ установил порядок ведения кассовых операций предприятиями, организациями на территории России. Он установлен Положением о правилах организации наличного

1 ВВС. 1992. №25. Ст. 1418.


§ 4. Правила ведения кассовых операций 551

денежного обращения на территории РФ, утвержденным ЦБ РФ 5 января 1998 г.1

Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в органи­зации и учреждения, а также наличные деньги, выдаваемые юри­дическими лицами, должны документально оформляться. Основ­ными денежными документами в данном случае выступают при­ходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров и т.п.). В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях под­писывает получатель средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполно­моченное им лицо.

Как уже отмечалось, у юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, который устанавлива­ет банк, обслуживающий данное юридическое лицо. По оконча­нии рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или органи­зации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих норматив­ных актах правительства или Банка России.

Прием денежной наличности банками от обслуживаемых ор­ганизаций осуществляется в соответствии с вышеназванным по­ложением, утвержденным Банком России. В целях сохранности средств организациями помещения кассы должны быть соответ­ствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых опе­раций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кас­сиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение пред­приятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

Особый порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц, принимающих наличные деньги от населе-

1 Вестник Банка России. 1998. № 1; 1999. № 4.


552 Глава 27. Правовые основы денежного обращения и расчетов

ния за продаваемые товары, оказанные услуги и выполненные ра­боты, что позволяет осуществлять финансовый контроль за за­конностью проводимых операций, а также за полнотой и своевре­менностью уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществле­нии денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. устано­вил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринима­тельскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин1. Перечисленные юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, обязаны не только иметь зарегистрированные контрольно-кассовые маши­ны в исправном состоянии, выдавать покупателю (клиенту) вмес­те с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный машиной чек, подтверждающий исполнение обязательства по договору купли-продажи, но и обеспечивать беспрепятственный доступ к этим машинам сотрудников налоговых органов.

Одновременно законодательство содержит перечень отдель­ных категорий предприятий, которые в силу специфики своей де­ятельности или особого местонахождения могут осуществлять де­нежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин. В данном случае чек заменяется, например, выдачей квитанций, билетов, талонов2.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое деньги и каковы их функции в обществе?

2. Соотнесите понятия «деньги» и «денежная масса».

3. Что такое денежное обращение и каковы задачи его право­вого регулирования?

4. В каких формах существует денежное обращение?

1 ВВС. 1993. № 27. Ст. 1018; САПП. 1993. № 32. Ст. 3017; СЗ РФ. 1999. № 3.
Ст. 338. См. также постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. по
делу о проверке конституционности отдельных положений абз. б ст. 6 и абз. 2 ч. 1
ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением» (СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2173); определение
Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1999 г. (СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 2079).

2 САПП. 1993. №32. Ст. 3017.


Контрольные вопросы и задания



5. Из каких элементов состоит денежная система Российской Федерации?

6. Какие нормативные акты составляют правовую основу де­нежного обращения в Российской Федерации?

7. Что такое эмиссия денег?

8. Назовите основные способы регулирования денежного обра­щения в стране.

9. В каких формах осуществляются расчеты?

10. Что такое кассовые операции и каковы правила их веде­
ния?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: