Решение

Математическое ожидание выручки от реализации составит

В = 500 *0,4 + 450*0,2 + 520*0,3 + 570*0,1 = 503 тыс. р.

При прогнозировании выручки от реализации продукции необходимо учитывать, влияющие на нее факторы, основные из которых представлены на рисунке 7.

Важно помнить, что цена и объем реализации продукции оказывают взаимное влияние друг на друга. Зачастую завышение цен приводит к потере ценовой конкурентоспособности продукции, снижению спроса и уменьшению выручки. Определить зависимости между спросом и ценой реализации можно с помощью статистических методов.

Для оценки возможных последствий планируемых ценовых решений на изменение выручки от реализации следует использовать показатель ценовой эластичности спроса товара. Данный показатель характеризует процентное изменение спроса при изменении цены товара на 1 процент. Если данный показатель больше единицы (так называемые товары эластичного спроса) то рост цен приведет к уменьшению выручки, а снижение цены к росту выручки.

Пример. Предприниматель установил, что снижение цены на сигареты на 1 % приводит у увеличению объема реализации на 1,2 %. Определить как изменится выручка от реализации товара, если предприниматель

А) снизить цену на 5 % (Иц = 0,05).

Б) повысит цену на 5 %.

Выручка от реализации в отчетном году составляла 600 тыс. р.

Решение. По исходным данным показатель ценовой эластичности спроса на товар - 1,2.

Выручка в плановом периоде определяется по формуле

Вп = Вб *(1-Иц) *(1 + Иц*kэ),

где Вб – базовая выручка от реализации;

Иц – снижение цены,

Kэ – коэффициент эластичности

Вп = 600 * (1 – 0,05)*(1 + 0,05*1,2) = 604,2 тыс. р.

Таким образом, снижение цены привело к увеличению выручки в плановом периоде.

Если предприниматель повысит цену, то выручка снизится:

Вп = 600 * (1 + 0,05)*(1 - 0,05*1,2) = 592,2 тыс. р.

Следует отметить, что снижение цены не может быть бесконечным. Если цена опустится ниже себестоимости, то рост объемов реализации может потерять всякий смысл, так как предприятие будет получать убытки.

Если предприятие ставит своей целью максимизацию прибыли при определении оптимального объема реализации можно использовать методику предельного анализа, предложенную А.Д. Шереметом /23/.

Однако, в данной методике сделаны следующие допущения:

объем производства предприятия равен объему реализации;

существует линейная зависимость между ценой и спросом на продукцию;

Существует линейная зависимость между затратами и объемом реализации.

Стремление получить максимум прибыли может быть представлено в формальном виде следующей функцией

П= (Ц *V) – S max, (5.2)

где П – прибыль от реализации продукции;

Ц – цена единицы продукции, р;

V – количество товара, шт

S – затраты, р.

При прогнозировании выручки кроме ценовой эластичности следует учитывать также эластичность товара по доходам населения и перекрестную эластичность. Эластичность по доходам определяет зависимость между изменением доходов потребителей и изменением спроса на данный товар. Например, если эластичность по доходу равнв 1,3, то это означает, что при увеличении доходов потребителей на 1 %, спрос на данный товар возрастет на 1,3 %.

Перекрестная эластичность спроса показывает изменение спроса на один товар при изменении цены другого товара (дополняющего или заменяющего в потреблении данный товар) на 1 %.

Выручка определятся либо по мере оплаты продукции, работ, услуг (при безналичных расчетах - по мере поступления средств на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - при поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов.

При годовом планировании выручки в период плановой экономики использовалось балансовое уравнение

Вр + ГПкп = ТП + ГПнп, (5.3)

где Вр – выручка от реализации продукции, тыс. р.

ГПкп, ГПнг – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе, (а так же для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), тыс. р.;

Рис.7. Факторы, влияющие на выручку от реализации
Выручка от реализации продукции
1.. Уровень спроса на продукцию 2. Производственная мощность предприятия 3. Наличие запасов готовой продукции на складе 4. Метод определения выручки 5. Длительность отсрочки платежа (для кассового метода) и т.д.
Объем реализации
1. Затраты на производство и реализацию 2. Уровень цен у конкурентов 3. Уровень инфляции 4. Налоговая политика государства 5. Уровень доходов потребителей и т.д.
Цена реализации
ТП – плановый объем товарной продукции, тыс. р.
Балансовое уравнение указывает взаимосвязь выручки от реализации с объемом товарной продукции, которую можно изготовить на производственных мощностях предприятия. В период плановой экономики именно объем товарной продукции являлся отправной точкой внутрифирменного планирования. Однако, в рыночных условиях нельзя с уверенностью утверждать, что все, что может быть произведено будет продано. Поэтому представленное балансовое уравнение необходимо использовать не для расчета выручки от реализации, а для прогнозирования объемов производства.

При установленном объеме реализации в плановом периоде объем производства по каждому виду продукции рассчитывается по формуле:

Vп =Vгпкп +Vр –Vгпнп, (5.4)

где Vп – плановый объем производства, шт

Vр – объем реализации продукции, шт.

Vгпкп, Vгпнп – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе, (а так же для метода по оплате - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), шт;

Необходимо отметить, что прогнозирование выручки носит итеративный характер. Пока не разработаны прогнозы денежных поступлений и выплат, активов и пассивов окончательного решения о плановой величине продаж принять нельзя. Например, резкий рост объемов реализации, требующий серьезного увеличения финансовых ресурсов может привести предприятие к потере финансовой устойчивости.

5.2. Подходы к планированию затрат предприятия

Для определения финансовых результатов деятельности предприятия в будущем периоде важно качественно составить прогноз его затраты.

Затраты – сложная многогранная категория, которая несколько по разному трактуется для бухгалтерского, налогового и внутреннего управленческого учета.

Возникает вопрос: «Какие затраты и каким методом целесообразно планировать на предприятии?». При ответе на этот вопрос необходимо учесть следующее:

разработка планового показателя должна иметь конкретную цель;

цель планирования должна оправдывать затраты ресурсов, необходимых для составления плана;

плановые показатели должны быть сопоставимы с отчетными для упрощения контроля их выполнения.

различные виды затрат должны планироваться разными методами.

Классификация затрат предприятия приведена в таблице 6.

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: