Решение

1. Составим уплотненный баланс на конец отчетного периода (таблица 4)

2. Рассчитаем прогнозные значения оборотных активов и текущих обязательств, предположив, при наращивании объема продаж на определенное количество процентов они увеличиваются в среднем на столько же процентов

ОАп = 4*1,1 = 4,4

ТОп = 3*1,1 = 3,3

3. Размер уставного и добавочного капитала в плановом периоде не изменится. Предположим, что долгосрочные обязательства тоже не изменятся.

4. Так как увеличение объема производства осуществляется за счет имеющихся производственных мощностей, внеоборотные активы не изменятся.

5. Рассчитаем истую прибыль планового периода

ЧПп = Вп*ЧРп /100

Где ЧПп – чистая прибыль в плановом периоде, млн. р.;

Вп – выручка планового периода, млн. р.;

ЧРп – чистая рентабельность продаж в плановом периоде, %

ЧПп = 40*1,1*5/100 = 2,2 млн.р.

6. Определим нераспределенную прибыль на конец планового периода

НПп = НПо + ЧПп * (100 – Нр)/100

Где НПп – нераспределенная прибыль на конец планового периода, млн.р.;

Нпо – нераспределенная прибыль на конец отчетного периода, млн. р.;

ЧПп - чистая прибыль в плановом периоде, млн. р.;

Нр – норма распределения чистой прибыли на дивиденды, %

НПп = 2 + 2,2 * (100 – 40)/100 = 3,32 млн. р.

7. Подведем баланс по активу и пассиву и определим отклонение (таблица). В данном величина пассива превышает актив. Это указывает, что источников формирования финансовых ресурсов, больше, чем их потребность. В связи с этим можно предложить уменьшить заемный капитал, например за счет краткосрочных кредитов.

ТОп = 3,3 – 1,22 =2,08 млн. р.

Таблица 4

Составление прогноза баланса активов и пассивов

В млн. р.

Показатель Отчетный баланс Расчет прогноза Прогноз баланса
Актив      
Внеоборотные активы      
Оборотные активы   4*1,1 4,4
Баланс     10,4
Пассив      
Уставный и добавочный капитал      
Нераспределенная прибыль   2 +2,2* (100 – 40)/100 3,32
Долгосрочные кредиты      
Текущие обязательства   3 * 1,1 3,3
Баланс     11,62
Отклонение     1,22

8. Составляет окончательный прогноз баланса на плановый период (таблица 5)

Таблица 5

Прогноз баланса активов и пассивов

В млн. р.

Показатель На начало периода На конец периода
Актив    
Внеоборотные активы    
Оборотные активы   4,4
Баланс   10,4
Пассив    
Уставный и добавочный капитал    
Нераспределенная прибыль   3,32
Долгосрочные кредиты    
Текущие обязательства   2,08
Баланс   10,4

Метод процента от продаж имеет ряд существенных недостатков:

Закрепляет сложившуюся структуру активов и пассивов предприятия, что крайне нежелательно для предприятий, имеющих неудовлетворительные показатели платежеспособности и ликвидности;

Переносит на плановый период уровень эффективности использования оборотного капитала;

Не учитывает эффект производственного рычага;

Не учитывает влияние изменения форм расчетов с поставщиками и покупателями на размер дебиторской и кредиторской задолженности.

В тоже время простора расчетов и возможность получения плановой формы баланса активов и пассивов при наличии крайне ограниченной информации делает метод процента от продаж достаточно популярным.

Контрольные вопросы

1. Определите сущность и область использования в процессе финансового планирования метода экспертных оценок и метода «Дельфи»

2. В чем заключается сущность метода сценариев

3. Каковы этапы планирования финансовых показателей факторным методом

4. Каковы преимущества и недостатки прогнозирования на основе пропорциональных зависимостей?

5. В чем заключаются сущность, преимущества и недостатки метода процента от продаж?

6. Какова сущность нормативного метода планирования?

7. Сущность и область применения балансового метода

8. Каковы особенности методов обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей

9. Каковы особенности ситуационного моделирования в финансовом планировании

10. Назовите факторы, влияющие на выбор методов финансового прогнозирования и планирования.


ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.1. Методы планирования выручки от реализации продукции

Прогнозирование выручки от реализации продукции является отправной точкой разработки всех финансовых планов, так как это основной источник доходов предприятия.

Выбор метода прогнозирования выручки зависит от цели планирования, горизонта планирования, степени неопределенности внешней среды, номенклатуры продукции и других факторов.

Если спрос на продукцию в плановом периоде определен, выручку от реализации можно рассчитать прямым способом по формуле

Вр= Ц*Vр, (5.1)

где Вр – плановая выручка от реализации, р.;

Ц – плановая цена реализации единицы изделия i-го наименования, р.

Vр – объем реализации изделия i-го наименования, шт.

Цена и объем реализации в плановом периоде устанавливаются на основе данных отдела маркетинга о сформированном портфеле заказов.

Однако, часто, сформированного портфеля заказов на плановый период (особенно долгосрочный) предприятие не имеет. В этом случае для планирования выручки используются методы экспертных оценок, метод сценариев, статистические методы (простейшим из которых является трендовое прогнозирование), ситуационное моделирование.

Так как ситуация в будущем может развиваться по-разному, целесообразно разрабатывать несколько сценариев развития будущего и осуществлять многовариантное прогнозирование выручки с учетом вероятности наступления тех или иных событий.

Пример. В результате экспертного опроса получена следующая информация о возможных вариантах развития событий

  Прогнозируемый уровень выручки от реализации Вероятность появление ситуации
Ситуация 1   0,4
Ситуация 2   0,2
Ситуация 3   0,3
Ситуация 4   0,1

Рассчитать математическое ожидание выручки от реализации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: