Сравнительные характеристики общения

в традиционном обучении и дискуссии [32]

Характеристики Обычный разговор Дискуссия
Кто больше говорит Учитель – две трети времени Ученики – половину времени или больше
Типичное поведение Вопрос – ответ. 1. Учитель спрашивает. 2. Ученик отвечает. 3. Учитель оценивает. Нет вопросов и ответов. Неупорядоченный обмен вопросами и ответами учителей и учеников
Обмен фразами Многократный, краткие быстрые фразы Более медленный, фразы длиннее
Вопросы Важен не вопрос, а знание учениками ответа Важен смысл вопроса.
Ответ Оценивается как правильный или неправильный. Единственный правильный ответ для всех учеников. Оценивается как «согласен – не согласен». Правильны самые разные ответы.
Оценивание «Правильно/неправильно». Только учителем «Согласен/не согласен». И учениками, и учителями.

Учителю нереалистично было бы ожидать, что при организации дискуссии все получится само собой. Опыт свидетельствует о том, что педагоги соскальзывают к привычной картине управления классом, опасаясь, что оживленное, неупорядоченное обсуждение может вывести учебный процесс из-под контроля. Многие педагоги заменяют самоорганизацию участников прямым управлением. Стремление «сжать» обсуждение, сделать его компактнее нередко приводит к превращению дискуссии в обмен вопросами и ответами между учителем и учениками. Если педагог хочет изменить взаимоотношения с учениками и добиться лучшего понимания, единственная рекомендация – пробовать проводить дискуссии и не останавливаться при неудачах. Именно так достигается взаимное понимание и расположение.

Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:


А). Задачи конкретно-содержательные:

– осознание обучающимися противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

– актуализация ранее полученных знаний;

– творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.

Б). Организационные задачи:

– распределение ролей в группах;

– соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;

– выполнение коллективной задачи;

– согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: