в традиционном обучении и дискуссии [32]
Характеристики | Обычный разговор | Дискуссия |
Кто больше говорит | Учитель – две трети времени | Ученики – половину времени или больше |
Типичное поведение | Вопрос – ответ. 1. Учитель спрашивает. 2. Ученик отвечает. 3. Учитель оценивает. | Нет вопросов и ответов. Неупорядоченный обмен вопросами и ответами учителей и учеников |
Обмен фразами | Многократный, краткие быстрые фразы | Более медленный, фразы длиннее |
Вопросы | Важен не вопрос, а знание учениками ответа | Важен смысл вопроса. |
Ответ | Оценивается как правильный или неправильный. Единственный правильный ответ для всех учеников. | Оценивается как «согласен – не согласен». Правильны самые разные ответы. |
Оценивание | «Правильно/неправильно». Только учителем | «Согласен/не согласен». И учениками, и учителями. |
Учителю нереалистично было бы ожидать, что при организации дискуссии все получится само собой. Опыт свидетельствует о том, что педагоги соскальзывают к привычной картине управления классом, опасаясь, что оживленное, неупорядоченное обсуждение может вывести учебный процесс из-под контроля. Многие педагоги заменяют самоорганизацию участников прямым управлением. Стремление «сжать» обсуждение, сделать его компактнее нередко приводит к превращению дискуссии в обмен вопросами и ответами между учителем и учениками. Если педагог хочет изменить взаимоотношения с учениками и добиться лучшего понимания, единственная рекомендация – пробовать проводить дискуссии и не останавливаться при неудачах. Именно так достигается взаимное понимание и расположение.
|
|
Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:
А). Задачи конкретно-содержательные:
– осознание обучающимися противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
– актуализация ранее полученных знаний;
– творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.
Б). Организационные задачи:
– распределение ролей в группах;
– соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;
– выполнение коллективной задачи;
– согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.