Синтоизм (яп. – «путь богов») – национальная религия японцев. Она даёт ключ к пониманию некоторых особенностей их национального характера.
Истоки синто восходят к древности и включают все присущие первобытным народам формы верований. Древние японцы обожествляли все предметы и явления мира. Большое место занимали три культа.
1. культы природы (духи – ками обитали везде, даже в словах).
2. культ предков (духи усопших рассматривались, как силы способные творить добро и зло). Формы обрядности синто сохранились до сих пор. Каждый обряд состоит из трех частей: встреча божества, общение с ним и проводы. Первоначально помещений для ками не строили, т. к. считали, что божество приходит на время. Затем начали строить святилища – дзиндзя в V-VI вв. Там помещали зеркала, мечи, полоски материи и бумаги с именами божеств. Эти предметы – синтай – считались воплощением ками и служили объектом поклонения им. Первоначально святилище состояло только из помещения, где хранили синтай, позже стали пристраивать зал для молящихся.
|
|
3. культ императора. Бытовала концепция единства религиозного обряда и управления государством. Считается, что божественный предок царствующего дома является божеством-покровителем всего государства. Мифология синто дошла в древних памятниках письменности VIII в. «Кодзики». В них рассматривается генеалогия правящего класса. (Седьмое поколение богов – пара Идзанаги и Идзанами породили Японские о-ва и ками. Появилась богиня Аматэрасу и бог ветра Сусаноо, который разрушил жилище и огороды Аматэрасу. Аматэрасу обиделась и удалилась. Мир погрузился во тьму. Сусаноо был изгнан на землю, где он породнился с земными богами. Один из его потомков стал править Землёй, но затем отказался в пользу внука Аматэрасу – Ниниги. От него началась императорская династия.)
В VI в. В Японию проникает буддизм. Буддизм и синто мирно сосуществуют. Синто-буддийский синкретизм достиг своего пика в эпоху Токугава.
Догматика и морально-этическая система синто создаются в нач. XIV в. Однако, до конца догматика так и не была сформирована.
После революции 1867-68 гг. была создана религиозно-политическая система государственного синто, которая просуществовала до 1945 г. Синто был провозглашён государственным культом, обязательным для всех японцев. Главным объектом государственного культа стал император. В конституции 1889 г. Личность императора объявлялась «священной и неприкосновенной». В 1890 г. Был принят императорский рескрипт об образовании, провозглашавший верность императору высшей добродетелью подданных Японии. Вся японская нация была объявлена одной семьёй, в роли главы которой выступал император. Важной составной частью догматики были мифы, которые обосновывали уникальную национальную сущность японцев. Мифы включались как обязательный предмет в школьную программу. Претензии на мировое господство обосновывались ссылками на мифы. Из мифов был заимствован лозунг – «8 углов под одной крышей» или «весь мир под одной крышей» - в канун и во время второй мировой войны.
|
|
Догматика синто формулировалась правительством и спускалась «сверху». Обрядность императорского двора стала эталоном, в соответствии с которым должны были отправляться обряды во всех синтоистских храмах. 11 из 13 обрядов были вновь изобретёнными. Из древних оставили праздник «вкушения вместе с божеством плодов нового урожая» и праздник осеннего урожая святилища. На основе обрядности утверждались государственные праздники. Самый главный – День основания империи. Власти стремились контролировать и домашнюю синтоистскую обрядность.
Создавались святилища, которые посвящались духам императоров, военачальников и сановников прошлого (военачальники русско-японской войны генерал Ноги, адмирал Того и др.). После революции 1867-68 гг. особую категорию составило святилище «мирной страны» (Ясукуни дзиндзя) со своими филиалами во всех префектурах. Оно посвящалось душам воинов, погибших в войнах, и находилось в ведении министерства сухопутных войск и ВМФ. Духовенство святилища утверждалось этими ведомствами. Роль главных церемониймейстеров во время празднеств выполняли генералы и адмиралы. Обряды выполнялись в форме вызова душ погибших воинов, которые спускались с неба, чтобы присоединиться к тем, кто был обожествлён в святилище. Списки этих богов составляли синтай святилища. Церемония вызова и встреч душ проходила ночью и носила мистический характер. Высшей честью для японца считалось обожествление в Ясукуни дзиндзя. Это был один из столпов государственного синто наряду с культом императора.
После поражения Японии во второй мировой войне было покончено с государственным синто. В 1946 г. император опроверг тезис о своей божественной сущности. Конституция 1947 г. отделила церковь от государства, а синтоистские святилища лишились всех своих привилегий. Большинство из них объединились в Ассоциацию синтоистских святилищ.
С нач. 50-х гг. после прекращения американской оккупации святилища начали оправляться от удара. Из-за урбанизации ослабели деревенские святилища, но зато стали создаваться святилища предприятиями и банками в городах: «Ниссан», «Тоёта», «Мицубиси» и мн. др. Божествами являются или ками местности или ками – покровитель производства. В компании «Тоёта» поклоняются божествам железа. На заводах «Хитачи» - святилище божества покровителя города Хитачи, где был построен первый завод компании.
В XX в. укрепились святилища земных благ, солидным источником доходов для которых служит продажа амулетов. Во всех 47 префектурах есть популярные святилища, которые специализируются на определённых видах благ (процветание в делах, излечение и т. д.)
Из всего синтоистского духовенства только 20% отправляют синтоистские обряды в качестве своего основного занятия, остальные совмещают это с преподаванием, государственной службой и т. д.
Синтоистская обрядность тесно связана с жизнью японцев. Ребёнка в месячном возрасте приносят в синтоистский храм (приобщение к культу). 15 ноября детей 3-х, 5- ти и 7-ми лет приводят в храм (обряд 7, 5, 3), чтобы испросить покровительство богов. Обрядность сопровождает свадьбы, экзамены, строительство и мн. др.
3. Токугава, так же как и его предшественники, не мог избежать взаимоотношений с иностранцами, однако он стремился использовать технические знания иностранцев, а также европейское оружие. Происки иностранцев, пытавшихся укрепить влияние в стране, представляли определенную опасность. В частности, они использовали князей, принявших христианство, для проникновения в государственный аппарат. В начале XVII в. в стране насчитывалось свыше 700 тыс. христиан. Токугавское правительство после смещения чиновников, повинных в связях с иностранцами, и подтверждения указа о запрещении миссионерской деятельности перешло к решительным действиям — несколько христиан были казнены, а в 1614 г. особым указом было введено полное и безоговорочное запрещение иноземной религии. Этим мерам предшecтвoвaла христианизация населения острова Кюсю, где местные даймё, преследуя свои торговые интересы, нередко насильственно насаждали христианство.
|
|
С 1636 г. под страхом смертной казни японцам запрещалось покидать территорию своей страны, а также строить большие корабли, пригодные для дальних плаваний. Иностранцам было строго запрещено заниматься миссионерской деятельностью. Иностранные купцы давали специальное обязательство заниматься только торговлей. При этом все торговцы с Кюсю, с острова Хирадо, где располагались фактории, были переселены в Нагасаки на маленький, специально созданный для них у входа в бухту островок Дэдзима, где они должны были жить в строгой изоляции и торговать под контролем усиленных ограничительных правил.
В 1637 г. в Симабара (вблизи Нагасаки) произошло крестьянскоевосстание, вызванное притеснениями местных даймё. Будучи антифеодальным по своей сущности, оно вследствие широкого распространения католичества на Кюсю приняло соответствующие религиозные формы. Крестьяне были вооружены огнестрельным оружием, полученным от миссионеров. Восстание быстро охватило значительный район Кюсю. Сёгунская армия в течение нескольких месяцев не могла подавить восстание. Только помощь голландских кораблей, бомбардировавших с моря замок Хара, где сосредоточилась мужественно сопротивлявшаяся тридцатитысячная армия повстанцев, позволила войскам Токугава взять его штурмом и учинить кровавую расправу. После подавления симабарского восстания сёгунат рядом указов окончательно «закрывает» страну для иностранцев, стремясь пресечь любое иностранное влияние. В 1638 г. по указу Токугава высылаются из страны все португальцы, на испанцев репрессии были распространены еще раньше. Исключение было сделано лишь для голландцев — помощь этих кальвинистов сёгунату в подавлении восстания японцев-католиков обеспечила им особое положение в закрытой стране, где они монополизировали все контакты с западным миром. В единственный порт в стране — Нагасаки — два раза в год также был разрешен заход корейских и китайских кораблей. Режим, установленный токугавской династией сегунов, имел целью создание и сохранение стабильного социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия (самураев) и подчиненном, угнетенном положении всех остальных слоев населения, порядка, способного устоять как перед опасностью чужеземных завоеваний, так и перед крестьянскими восстаниями.
|
|
Длительная изоляция Японии от внешнего мира никогда не была полной. Регулярные, хотя и строго регламентированные сёгунатом, связи поддерживались с голландскими и китайскими купцами. Вся шедшая через голландских купцов европейская наука и культура (голландская наука - рангакуся) оказывала немалое воздействие на японцев. Сёгунат через штат чиновников, знавших голландский язык и переводивших книги, которые регулярно привозили голландские корабли, получал сведения о западном мире.
Торговля полностью монополизировалась чиновниками бакуфу. В то же время сёгунский дом и императорское окружение регулярно отправляли снабженные особыми разрешениями на плавание за пределы страны корабли для торговли в странах Юго-Восточной Азии (Аннам, Сиам).
С начала XVIII в. в Японию доходят сведения о выходе соседней России на берега Тихого океана и ее активной деятельности по освоению этого района. Первые десятилетия XVII в., когда Япония вступила в полосу длительной изоляции и ее жителям было запрещено совершать далекие плавания, стали как раз временем, когда русские в процессе присоединения Восточной Сибири к российским владениям вышли к Охотскому морю. Экспедиции В. Пояркова, А. Атласова, Е. Хабарова, в ходе которых шло освоение восточносибирских просторов, и русское мореплавание на Тихом океане привели ко многим географическим открытиям. На русских картах XVII в. были нанесены Татарский пролив и отмечено островное (а не полуостровное, как считалось ранее) положение Сахалина. В 1697 г. после похода Атласова к России были присоединена Камчатка, и в первой четверти XVIII в. началось обследование Шантарских и Курильских островов. Большая часть Курильской гряды была картографирована в результате нескольких экспедиций (1711, 1713, 1719—1721), возглавленных русскими исследователями И. П. Козыревским, Д. Я. Анциферовым, Ф. Ф. Лужиным, И. М. Евреиновым и др. Результаты обследования содержали обстоятельное описание айнского населения Курил, а также сведения о Японии. В июне 1739 г. экспедиция М. Шпанберга и В. Вальтона впервые подошла к северо-восточному побережью острова Хонсю и затем высадилась на восточном побережье острова Эдзо (Хоккайдо). Несмотря на дружественные контакты с местным японским населением, установить торговые отношения не удалось. Бакуфу подтвердило свое неуклонное следование политике изоляции выпуском новой инструкции о насильственных мерах в отношении иностранных кораблей (1739). С первой половины XVII в. осуществлялось планомерное, систематическое обследование и заселение Сахалина и Курильских островов. Во второй половине XVIII в. русские селения существовали на островах Парамушир, Шумшу, Симушир, Уруп и Итуруп. Первые попытки экспедиций на острова Южно-Курильской гряды со стороны Японии относятся, к 80-м годам XVIII в. и выглядят на фоне русских исследований XVII—XVIII вв. единичными. (Наиболее известный японский географ и исследователь Могами Токунай был первым из своих соотечественников, высадившихся на островах Итуруп и Уруп в 1786 г.).
Успешной была экспедиция А. Лаксмана (1792—1793), отправленная с целью установить торговые отношения. А. Лаксман был принят как официальный представитель и получил письменное разрешение на заход в Нагасаки одного русского корабля в год. Это было значительным успехом — впервые за все годы «закрытия страны» русские получили позиции, одинаковые с голландцами. Однако русское правительство в течение десяти лет не воспользовалось разрешением на торговлю. Прибывшему в Нагасаки осенью 1804 г. посольству Н. Резанова (вместе с первой русской кругосветной экспедицией Крузенштерна) было отказано даже в переговорах. Неудача постигла и последующие русские экспедиции 1806—1807 гг. и особенно экспедицию В. Головнина 1809—1813 гг., пробывшего в японском плену на острове Эдзо около трех лет.
Токугавское правительство продолжало упорно сохранять и даже усиливать систему заградительных мер, поддерживающих режим изоляции. Любое новшество рассматривалось им как угроза стабильности существующему феодальному порядку.
4. Социально-экономические процессы, происходившие в стране в период правления последних сегунов из дома Токугава, свидетельствовали о глубоких противоречиях в японском обществе. Сельское хозяйство к середине XIX в. стало обнаруживать проявления серьезного кризиса. Обрабатываемая площадь с начала XVIII в. не расширялась, оставаясь на одном и том же уровне. Прирост населения был предельно низок — с начала XVII в.до середины XIX в. он составил 0,01% в год. Усилилось расслоение в деревне, быстрыми темпами шло обезземеливание крестьянства. Вследствие быстрого развития товарно-денежных отношений крестьянин, нуждающийся вденьгах, все больше попадал в зависимость от торгово-ростовщического капитала. Поскольку кредит обычно предоставлялся под залог земельного участка, ускорились обезземеливание крестьянства, рост арендаторских слоев, появление беднейшего пауперизированного крестьянства — мидзуноми (пьющих воду).
Сёгунат неоднократно предпринимал попытки задержать процесс расшатывания феодального строя и восстановить положение дворянского сословия, теряющего свои экономические позиции, а также противодействовать росту экономической мощи торгово-ростовщического капитала, буржуазных элементов общества. Регент при малолетнем сегуне и фактический правитель страны в 1786—1793 гг. Мацудайра Саданобу под флагом борьбы за экономию начал наступление на расточительство и роскошь в среде самурайства, богатых горожан и крестьян. Он сократил средства, шедшие на обеспечение императорского двора. В то же время с целью укрепить пошатнувшееся экономическое положение самурайства он освободил хатамото (вассалов сегуна) от уплаты по долговым обязательствам, превышающим шестилетнюю давность. Однако недовольство и противодействие торгово-ростовщического капитала, объединившегося с дворянской оппозицией режиму экономии, привели к полному краху политики реформ Мацудайра Саданобу.
В японской деревне между тем шел медленный, но неуклонный процесс разложения феодальных отношений. Характерной его чертой были подрыв монополии дворянства на землю, потеря земельных владений крестьянами и концентрация их в руках нового социального слоя — землевладельцев из купечества, богатых крестьян (гоно) и землевладельцев из рядовых самураев (госи). Наиболее ярким свидетельством активно идущего вызревания в экономике Японии предпосылок капиталистического способа производства было неизменное увеличение числа мануфактур. В первой половине XIX в. в стране возникло более 180 новых мануфактур, что значительно превышало общую цифру за два предшествующих столетия. Мануфактуры создавались представителями торгово-ростовщического капитала, феодальными князьями и правительственными ведомствами бакуфу — так называемые казенные мануфактуры. Мануфактуры, создаваемые купцами, были в красильном, гончарном, текстильном производствах (ткацкие и прядильные), в производстве сакэ, пищевых продуктов.
Среди княжеских мануфактур подавляющую часть составляли производящие вооружение. Особенно это характерно было для княжеств юга и юго-запада Японии, отличавшихся на протяжении всей истории сепаратистскими тенденциями и, следовательно, заинтересованностью в производстве оружия. Были в княжествах также мануфактуры шелкоткацкие, хлопкопрядильные и производящие пищевые продукты.
Казенные мануфактуры фактически были мануфактурами самого богатого в Японии феодального дома Токугава. Однако, несмотря на мощную финансовую базу, они возникли гораздо позднее купеческих и княжеских мануфактур и имели более низкую в сравнении с ними техническую оснащенность. Среди казенных мануфактур были горнорудные и железоделательные.
Как правило, на мануфактурах всех трех типов использовался наемный труд. Беглые крестьяне, разоренные ремесленники, ронины составляли значительный резерв свободной рабочей силы, определяющей появление предприятий капиталистического типа. На мануфактурах княжеств также использовался наемный труд (в отличие, например, от вотчинных мануфактур России, где работали крепостные крестьяне). Работницы шелкоткацких мануфактур в Кумамото, Киото, сахарных мануфактур в Кагосима, в промышленных поселениях Фукусима, Гифу, провинции Симоса и других получали за свой многочасовой (16 часов) труд заработную плату.
В мануфактурное производство вводились различные технические усовершенствования, прежде всего в горном деле, в плавке металла. Мануфактура в этот период имела специализацию и дифференцированную оплату, например казенное горнодобывающее производство в северо-западной части Хонсю насчитывало около двухсот рабочих, которые были распределены согласно видам выполнявшихся ими работ. Заработная плата имела строгую дифференциацию (2—4 иены — зарплата рабочего, 70 иен — зарплата управляющего). О весьма широком развитии капиталистического уклада говорит распространение по разным районам Японии предприятий с начальными формами капиталистической промышленности, хотя в целом уровень экономического развития страны был ниже по сравнению с европейскими странами и Северной Америкой.
Крестьянские восстания, большие и малые, локальные и охватывающие центральную часть страны с жизненно важными экономическими центрами, были той социальной силой, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале XIX в. к глубокому политическому кризису. Острое недовольство различных социальных слоев и классов выражалось в крестьянских восстаниях, городских «рисовых бунтах», в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой и зарождавшейся промышленной буржуазии и даже представителей правящего самурайского сословия, выступавшего против системы сёгуната.
Нарастанием крестьянских и городских бунтов по всей центральной Японии можно объяснить новую попытку сёгуната укрепить феодальные порядки, что выразилось в серии реформ (1830—1843). Эти реформы в значительной их части явились повторной попыткой осуществить мероприятия по укреплению экономического положения самурайства и поднятию его престижа как признания прежнего особого положения воинского сословия. Реформы запрещали роскошь, богатое украшение домов, торжественные праздничные шествия, курение табака как разрушающие нравы и «скромный» образ жизни.
Но наибольший эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности торгово-ростовщического капитала — указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий. Созданные около ста лет назад для ограничения деятельности торгового капитала, эта организации приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии добиться реформами каких-либо результатов. Указ о роспуске монопольных гильдий (кабунакама), означающий свободу торговли, не только не привел к снижению вздутых монополиями цен, но и сделал совершенно неуправляемым состояние рынка. Эта мера вызвала такой взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков и саботаж реформ, что закон о ликвидации кабунакама был официально отменен в 1851 г. Крах очередной попытки реформ, имевших целью укрепить разлагавшийся феодальный строй, свидетельствовал о дальнейшем ослаблении позиций класса феодалов и неуклонном росте активности буржуазных слоев, добившихся уничтожения феодальных ограничений и получивших, таким образом, перспективы более быстрого, чем ранее, обогащения.
В общую атмосферу нарастающего социального кризиса в стране дополнительный «горючий» материал внесла усилившаяся борьба в феодальном лагере. Могущественные князья-тодзама объединились против дома Токугава. Территориально эти княжества, значительно удаленные от Эдо, были расположены на юго-западе страны (княжества Сацума, Тёсю, Тоса, Хидзэн) и поэтому обладали значительной экономической и военной самостоятельностью. Знаменем антитокугавской коалиции стали император и его окружение. Выдвигая задачу восстановления «законной» императорской власти, князья-тодзама выступали, таким образом, против «узурпатора» — сегуна.
Отход значительной части феодалов от поддержки токугавского режима определялся также неудачами во внутренней политике сёгуната, опиравшейся на систему регламентации и фактического крушения политики изоляции. «Закрытие» страны, хотя и консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и привело к отставанию Японии от европейских стран, не могло прекратить развитие производительных сил, товарно-денежных отношений, хотя и в известной мере затормозило этот процесс. В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки визитов европейских и американских военных кораблей к японским берегам. В 1825 г. бакуфу еще продолжало рассылать старые предписания обстреливать иностранные суда в случае их приближения к японским берегам, но уже в 1842 г. был издан указ с требованием снабжать прибывающие в японские порты иностранные суда водой и продовольствием и лишь потом требовать их ухода.
5. Сороковые годы XIX в. были отмечены активной борьбой Англии за захват колониальных позиций в Китае. Для американского империализма Дальний Восток представлял также значительный интерес как огромный потенциальный рынок, составными частями которого являлись Япония и Китай. В 1845 г. конгресс предоставил полномочия президенту США на установление торговых отношений с Японией. После нескольких неудачных попыток начать переговоры с японцами была снаряжена военная экспедиция в Японию. 8 июля 1853 г. в бухту Урага, южнее столицы вошла эскадра коммодора Перри, корабли которой угрожающе направили пушки на берег. Перри отказался перенести переговоры в Нагасаки и передал сегуну письмо от президента, а также модели машин последнего американского производства. Очевидная военная демонстрация закончилась обещанием подождать ответа до весны 1854 г., когда американские корабли вернутся в Японию после визита в китайские порты. Появление «черной эскадры (паровые корабли оставляли при движении шлейф черного дыма) вызвало страшную панику в городах и деревнях. Сёгунат, нарушив установленную им самим традицию, запросил у императорского дома совет по поводу сложившейся ситуации. В растерянности правительство даже обратилось к голландцам за консультацией и с просьбой помочь в организации обороны Эдо. Однако чиновники бакуфу понимали, что в подобных обстоятельствах трудно было рассчитывать на успех в организации вооруженного отпора, даже с использованием голландского оружия. Было решено под прикрытием длительных переговоров с американцами избежать конкретного ответа на требование США открыть страну. Однако прибытие коммодора Перри в феврале 1854 г. в бухту Урага совершенно изменило ситуацию. Девять военных кораблей, оснащенных двумястами пятьюдесятью пушками, команда из 1800 человек, требования Перри, сопровождаемые угрозами вызвать в Эдо весь американский флот, наконец, высадка пятисот военных моряков на берег во время переговоров продемонстрировали сёгунату как возможность военной интервенции, так и всю серьезность планов заокеанской державы в отношении Японии.
31 марта 1854 г. в Канагава (Иокогама) был подписан первый японо-американский договор. Американские корабли получили право захода в порты Симода (полуостров Идзу) и Хакодатэ, где на деньги или в обмен на товары через посредство сёгунских чиновников могли приобретать продовольствие, воду, уголь и другие товары. Договор, заключенный в Канагава, не был торговым договором, и американцы настаивали на заключении нового — по образцу американо-китайского 1844 г. 14 октября 1854 г. был подписан англо-японский договор, повторявший основные положения канагавского.
В период первого посещения Японии коммодором Перри, почти одновременно с ним, 21 августа 1853 г. в Нагасаки прибыла русская миссия во главе с вице-адмиралом Путятиным. Она имела директиву исключительно мирным путем добиваться установления торговых отношений, а также признания Сахалина и Курильских островов русскими владениями, частью Приамурского края. Переговоры, которые сёгунское правительство всячески затягивало, не привели к заключению, договора. Не удалось Путятину договориться и с Перри — он уклонялся от контактов, явно стремясь заключить первым договор с Японией и получить максимум привилегий. Начавшаяся русско-турецкая война и возникшая угроза нападения англо-французской эскадры на Петропавловск и русское Приморье заставили Путятина выйти из Нагасаки и отплыть на север.
Договор между Россией и Японией был подписан 7 февраля-1855 г. в Симода. Почти вся Курильская гряда была признана владениями России. Вопрос о Сахалине остался неразрешенным: пользуясь трудной международной ситуацией, в которой оказалась Россия, ведущая Крымскую войну, японцы отказались признать остров русским владением. Твердость позиций японских представителей на переговорах была обусловлена поддержкой США, Англии и Франции. Согласно договорам, подписанным с Англией и Россией, для кораблей этих стран открывался порт Нагасаки.
США и Англия не были удовлетворены заключенными с Японией договорами. Принципы неравноправных договоров, навязанных Китаю, они хотели использовать в отношениях и с Японией. И первой страной добившейся в договорах с Японией новых привилегий, стала Голландия.
Подписанные в 1856—1857 гг. два голландско-японских договора оформили установление консульской юрисдикции для голландцев, введение таможенных пошлин размером в 35% стоимости товара, открытие для торговли порта Нагасаки и т. д. Голландия считала, что эти документы станут основой всех последующих соглашений с западными странами. В действительности образцом стал американо-японский договор 1858 г., неравноправный и унизительный для Японии. Он был заключен после почти двухлетних переговоров, которые вел в Симода первый генеральный консул США Гаррис. Договор предусматривал свободу торговли, устанавливал консульскую юрисдикцию и право постоянного проживания американцев путем создания особых экстерриториальных поселений для иностранцев (сеттльменты) в портах и городах, открытых или в ближайшие годы подлежащих открытию: Хакодатэ, Симода, Канагава (Иокогама), Нагасаки, Ниигата, Хёго (Кобэ), Осака и даже Эдо. Шкала таможенных пошлин имела минимальный уровень 5% и максимальный — 35%—в зависимости от товара. Но главным было то, что Япония, подписав этот договор, потеряла право таможенной автономии и не могла протестовать против пониженного импортного тарифа. Этот договор о «дружбе и торговле» предполагал посредничество США при возникновении конфликтов Японии с любой европейской державой, он включал статью о праве Японии закупать американское оружие и приглашать военных специалистов из США.
Целая серия так называемых «ансэйских договоров», заключенных Японией с западными странами в период 1854—1858 гг. (японо-американские— 31 марта 1854, 29 июля 1858 г.; голландско-японские — 30 янв. 1856, 1858 г.; англо-японские — 14 окт. 1854, 26 авг. 1858 г.; франко-японский — 9 окт. 1858 г. и русско-японские — 7 февр. 1855, 19 авг. 1858 г.), завершила длительную изоляцию страны и в то же время сталарубежом нового периода — превращения ее в зависимое государство.
6. Подписание японо-американского договора 1858 г. привело к усилению политического брожения в стране и расколу в правящей группировке. Если в первые годы после открытия страны (1854—1859) оппозиционные правительству силы лишь формировались и охватывали главным образом разнообразные (начиная от даймё, кончая служилым самурайством) слои правящего класса, то заключение договора стало толчком к расширению социальной базы и активизации всего движения. Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самурайства, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств.
Обратившись к императору за «советом» в момент прибытия в страну эскадры Перри, сегун фактически связал себя обязательством ив дальнейшем получать санкции и директивы двора. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императора и кугэ, но сёгунат, невзирая на их противодействие, подписал договор. Это усилило противостояние двух группировок правящего лагеря и объединило различные группы дворянской оппозиции в активных действиях и пропаганде против сёгуната. Особенную ненависть вызывал правительственный деятель Ии Наосукэ (1815—1860), назначенный тайро (регентом) в мае 1858 г. и жестоко расправлявшийся с оппозицией. Вскоре после подписания договора (1858) более ста самураев подверглись тюремному заключению, четверо были казнены.
Однако полицейские расправы не могли остановить ни продолжавшихся крестьянских восстаний, ни массовых выступлений самурайства.
Тогда токугавское правительство решило изменить тактику — оно пошло на соглашение с группой высшей придворной бюрократии в Киото. Это объединение военно-феодального дворянства буси с кугэ составило группировку кобугаттай, которая, с одной стороны, стремилась укрепить оплот феодализма — сёгунат, с другой — содействовала проведению токугавской политики «изгнания варваров». Внешне сёгунские чиновники продолжали соблюдать договоры, поддерживать нормальное общение с иностранцами, в то же время по стране тайно рассылались директивы населению быть готовым по сигналу выступить против «иностранных варваров».
Этот лозунг, рассчитанный на удовлетворение самурайской оппозиции, хотя и привлек значительные социальные силы, но не смог предотвратить выступления мощных тодзама-даймё.
В 1862 г. князь Симадзу (юг о-ва Кюсю, княжество Сацума) во главе своих войск вошел в Киото с намерением продемонстрировать императору верноподданнические чувства, а потом двинулся на Эдо. Это была явная демонстрация независимости, к тому же Симадзу потребовал у сегуна отмены прежних регламентаций в отношении санкинкотай. Сёгунат вынужден был отступить, система заложничества была отменена. Даймё должны были являться в столицу не ежегодно, а раз в три года, кроме того, они должны были привлекаться к участию в решении важнейших для страны политических вопросов.
Маневры сёгуната в политике в отношении иностранцев привели к тому, что по всей Японии начались стихийные и организованные выступления против представителей Запада. В 1862 г. в княжестве Сацума самураи убили англичанина, в июне 1863 г. из крепостных укреплений Симоносэки в княжестве Тёсю, в соответствии с директивой «почитание императора, изгнание варваров», обстреляли иностранные суда. Правительству пришлось выплатить компенсацию за убийство англичанина, а его попытка объявить решение о закрытии портов для иностранцев была встречена разрушительной бомбардировкой Кагосима — столицы княжества Сацума. Самурайские войска Симадзу, все еще державшие в полном подчинении взятую в 1862 г. императорскую столицу Киото, спешно направились на юг, в Сацума, чтобы вступить в борьбу с англичанами. В Киото осталось самурайство из Тёсю. Значительную часть этих воинских сил составляли самураи низших рангов, ронины, примыкавшие к ним вооруженные отряды горожан - кихэйтай. Социальный состав определял их действия — выступления были не только против сёгуната, но все чаще против имущих классов — феодалов, торговцев, ростовщиков и других привилегированных представителей городского населения — сторонников кобугаттай. Боясь движения низов гораздо больше, чем мятежных феодалов, сёгунат попытался договориться с иностранцами — уладить конфликт между англичанами и Сацума и получить помощь в ликвидации критической ситуации в Киото. Используя помощь войск феодального дома Симадзу, который на этот раз пошел с сегуном на соглашение, а также поддержку французов, предоставивших оружие и инструкторов, обучающих правительственные войска, бакуфу заставило самураев из Тёсю и другие вооруженные отряды покинуть Киото.
Однако отступившие отряды кихэйтай нашли подкрепление в Тёсю и других княжествах и вновь двинулись на Киото. 19 авг. 1864 г. в жестоком сражении они потерпели поражение от сёгунских войск. Получив приказ от императора организовать карательную экспедицию против Тёсю и опираясь на кобугаттай, представители дома Токугава разгромили силы дворянско-буржуазной оппозиции.
Дополнительным ударом по оппозиционному движению стали совместные действия иностранных держав. 4—5 сент. 1864г. объединенный флот Англии, США, Франции и Голландии подверг сокрушительной бомбардировке Симоносэки (Тёсю). Расширение гражданской войны со все возрастающей активностью низших слоев населения вызывало беспокойство держав и определило тактику, отражающую их соперничество в стране. Англия все более определенно поддерживала антисёгунскую коалицию, Франция по-прежнему ориентировалась на сёгунат.
Однако, несмотря на цепь неудач, в 1865 г. оживилась деятельность радикальной части дворянско-буржуазной оппозиции, представленной сацумскими руководителями - образованными дворянами, побывавшими за границей и уверовавшими в необходимость скорейшей перестройки общественной жизни и экономики Японии с учетом западной культуры и техники. Организация второй карательной экспедиции против Тёсю, объявленной бакуфу в мае 1865 г., затянуласъ. Княжество Сацума, на помощь которого рассчитывал сёгунат, отказалось принимать участие, и даже фудай-даймё всячески старались избежать посылки своих войск. Фактически подготовка экспедиции привела к сплочению и укреплению дворянско-буржуазной оппозиции. Со времени поражения сёгунских соединений в июле 1866 г. в войне с Тёсю требование «Тобаку!» (Долой бакуфу!) становится центральным лозунгом и стержнем всего движения. Антисёгунская коалиция четырех юго-западных княжеств — Тёсю, Сацума, Тоса и Хидзэн — получила значительную финансовую поддержку от нескольких банковских домов, в том числе дома Мицуи. Главенство в антисёгунском движении все более активно переходило к рядовому, радикально настроенному самурайству. Требование ликвидации сегуната как виновника навязанных Японии неравноправных договоров, так же как и призыв «Долой варваров!», приобретали в глазах представителей широких городских и крестьянских масс патриотический и прогрессивный смысл.
В условиях обострения обстановки и явного ослабления позиции сегуната западные державы осенью 1865 г. потребовали немедленного открытия предусмотренных договором 1858 г. Хёго и Осака, а также пересмотра таможенных тарифов. Сегун полностью принял требования иностранцев и добился их ратификации императорским двором.
В 1866 г. умирает сегун Иэмоти, к власти приходит Кэйки (Хито-цубаси) — последний сегун феодальной династии Токугава. Группировка южных кланов, объединенная лозунгом «тобаку», двинула войска к Киото. В начале 1867 г. умер император Комэй, и это также сыграло немаловажную роль в дальнейшем ослаблении позиций сегуната: Комэй был крупнейшей фигурой кобугаттай, поддерживающей соглашение с сёгунатом. Его преемник четырнадцатилетний Муцухито не мог выступить продолжателем начатой политики. Воспользовавшись ситуацией лидеры оппозиции предъявили сёгуну требование вернуть власть законному правителю. Сёгун согласился на словах, а на деле готовился к борьбе. В январе 1868 г. он потерпел поражение и бежал в Эдо. 3 мая Кэйки без боя сдал свой замок, но окончательно господство дома Токугава было сломлено к маю 1869 г.
К власти пришло новое правительство во главе с императором Муцухито. Период его правления получил название «Мэйдзи» - прсвещённое правление.
7. Муцухито и действовавшие от его имени советники начали с того, что радикально реформировали систему социальных связей в стране. С целью ослабить и сделать невозможными в дальнейшем феодальные распри реформа 1871 г. ликвидировала феодальные уделы и наследственные привилегии князей-даймё, а также подорвала социальную и экономическую базу самурайства. Вся Япония была разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемыми из центра чиновниками.
В марте 1872 г. были учреждены три сословия: высшее дворянство, в которое вошли бывшие даймё и кугэ, дворянство-самурайство и простой народ. Фактически самурайство не потеряло привилегированного положения. Кадры чиновничества, вследствие образованности его представителей, пополнялись преимущественно из среды самурайства. Сложилась традиция, что на высшие государственные посты, руководство армией и флотом выдвигались выходцы из оппозиционного дворянства двух княжеств — Сацума и Тёсю (представители Сацума занимали руководящие посты во флоте, Тёсю — в армии).
Важной составной частью первой серии социально-сословных преобразований стала реформа 1872 г., вводившая всеобщую воинскую повинность, которая была призвана окончательно подорвать позиции самураев, в лучшем случае теперь имевших основание претендовать на офицерские должности в регулярной армии. В 1873 г. в Токио была открыта военная академия, готовящая под руководством французских офицеров командный состав японской армии. Английские офицеры преподавали в военно-морской академии и военно-морском инженерном училище.
Хотя армия капиталистической Японии создавалась по европейскому образцу, ее идеологическая основа строилась на основе средневековой самурайской морали — использовался кодекс «бусидо», синтоизм с их культом предков и идеей о божественном происхождении императора, патернализм («офицер — отец солдата») и пр.
Наиболее значительным мероприятием нового правительства было проведение аграрной реформы в 1872—1873 гг. Содействуя развитию капиталистического предпринимательства в деревне, правительство стремилось укрепить положение новых помещиков и богатых крестьян, имевших в фактическом пользовании заложенные бедняками земельные участки. Объявление собственниками земли всех тех, кто владел ею к моменту издания закона, означало признание земельных сделок (закладных, дарственных и т. д.), запрещенных в период токугавского правления и означавших экспроприацию участка у крестьянина новым слоем собственников в деревне. В 1872 г. была официально разрешена купля-продажа земли, ликвидирована земельная монополия феодального класса и введен буржуазный принцип частной собственности на землю.
В то же время бедное крестьянство — наследственные держатели земельных наделов в княжествах — теперь зачастую не могло их сохранить из-за обремененности долгами, а, приобретя землю, вскоре теряло ее, закладывая и продавая помещику или богатой верхушке деревни. Процессу обезземеливания крестьянина после реформы, превращению его в арендатора содействовало принятие в 1873 г. закона, об изменении земельного налога. Многочисленные феодальные подати и повинности были заменены единым налогом в размере 3% от стоимости земли, независимо от урожая. Вместо кокудака (подати рисом) новый налог выплачивался деньгами. Вследствие чрезвычайно высокой цены, установленной правительством на землю, он составлял почти 50% валового дохода крестьянского двора, что снова приводило к закабалению и потере крестьянином участка. Уход разорившихся крестьян в город содействовал временному уменьшению глубины имущественной дифференциации, а с другой стороны, имущественная дифференциация постепенно перерастает в социальную.
Поступления от земельного налога составляли почти 80% государственного бюджета страны. В результате половинчатой аграрной реформы, сохранившей помещичье землевладение, и высокого земельного налога не сложились условия для формирования крепких самостоятельных крестьянских хозяйств капиталистического типа. Земельные участки, полученные основной массой крестьянства, как правило, были невелики по размеру. Реформа содействовала активизации процесса классовой дифференциации. Все возрастающее число арендаторов, еще недавно бывших собственников, противопоставлялось богатой деревенской верхушке, сохраняющей черты полуфеодального землевладения (полуфеодальная аренда, натуральная арендная плата). Однако при всей ограниченности аграрная реформа стала важнейшей вехой в развитии капиталистических производственных отношений в Японии. Высшая феодальная знать перестала быть социальной опорой правительства в деревне — ею окончательно становятся новые помещики и буржуазия.
В 1872 г. была проведена реформа государственного аппарата, введено единое законодательство, учреждены суды состязательного характера. В 1873 г. вводится григорианский календарь, европейский костюм. Провозглашается свобода выбора профессий, места жительства, передвижений.
Ещё в1870 г. была введена единая денежная система на территории всей страны, взамен многочисленных денежных знаков была введена иена. В Японии развернулось быстрое промышленное и железнодорожное строительство (первая железная дорога была построена в 1872 г. между Токио и Иокогамой), правительство поощряло развитие частного предпринимательства и банковское дело.
Уничтожение феодальных княжеств и создание вместо них префектур, в том числе трех столичных (Токио, Киото, Осака), содействовало ликвидации феодального сепаратизма и завершению государственного объединения страны. Создание новой административной системы, уничтожившей господство феодальных князей, было осуществлено в соответствии с интересами развития капиталистической экономики.
Незавершенность, половинчатость буржуазных революционных событий 1867—1868 гг. в Японии проявилась во всех реформах, проведенных дворянско-буржуазным блоком. Она определялась двойственной позицией буржуазии, не боровшейся за полноту власти, а пытавшейся уступками удовлетворить своего союзника — феодалов и отодвинуть, предотвратить революционные выступления масс, недовольных реформами.
Объединение страны содействовало формированию японской буржуазной нации, созданию самостоятельного национального государства. Эти условия В. И. Ленин считал важнейшими при рассмотрении вопроса, почему Япония опередила другие страны Азии в экономическом развитии по капиталистическому пути, «...в самой Азии условия наиболее полного развития товарного производства, наиболее свободного, широкого и быстрого роста капитализма создались только в Японии, т. е. только в самостоятельном национальном государстве...».
События, произошедшие в Японии в 1867—1868 гг., их анализ и место в развитии страны стали почти сразу же одной из главных, к тому же дискуссионных тем в японской исторической науке, актуальность и острота которой сохраняются и в наши дни.
Советская историография рассматривает вопрос о предпосылках и классовой сущности этих событий Мэйдзи как незавершенную буржуазную революцию. Составляя сводку главных данных всемирной истории после 1870 г., В. И. Ленин в графе «Революционные движения (непролетарского характера)» отметил: «1868—1871: Япония. (Революция и преобразования)».
Произошедшая, как результат закономерного процесса общественного развития, классовой борьбы прогрессивных сил японского общества против феодальной системы, но осуществленная под лозунгом восстановления императорской власти, Мэйдзи исин отличается определенным историческим своеобразием. В отличие от английской буржуазной революции XVII в. и французской революции конца XVIII в., когда в недрах феодальной формации этих стран сформировался капиталистический уклад, в Японии буржуазия не стала крупной экономической и политической силой общества, готовой пойти на ее революционное переустройство. Буржуазная революция была совершена радикальным крылом дворянства, прогрессивной самурайской интеллигенцией; буржуазия, неспособная возглавить движение за ликвидацию феодального господства, вошла в союз с феодалами в правящем блоке. В этом причина незавершенности революции Мэйдзи, половинчатости проведенных ею буржуазных преобразований.
Движущей силой событий Мэйдзи были крестьянские восстания, несмотря на их стихийность и раздробленность, приведшие страну к крестьянской антифеодальной революции.
Для определения характера преобразований Мэйдзи большое значение имеет выяснение степени развития капиталистического производства в Японии к 1867—1868 гг. Исследования советских историков убедительно свидетельствуют о развитии капитализма в «закрытой» токугавской Японии. «Закрытие» страны, несмотря на консервацию феодальных отношений, сыграло и определенную положительную роль: в стране, избежавшей колониального порабощения, создавшей преграды проникновению иностранного капитала, медленно, но неуклонно шло развитие ростков капиталистического уклада.
Советские исследования подчеркивают прогрессивное значение Мзйдзи исин, избавившей Японию от угрозы колониального порабощения, ликвидировавшей феодальную раздробленность и способствовавшей национальному объединению страны, вступившей на путь капиталистического развития.
Характерной чертой генезиса капиталистических отношений в Японии стали преимущественное развитие монополистической формы организации производства и активное участие в этом процессе государства, протекционистская политика ускоренного «выращивания» национального капитализма. Большое значение для индустриального развития страны имело наличие значительной (в количественном отношении), дешевой и дисциплинированной рабочей силы. Традиционные навыки коллективного труда в земледельческой общине с его скрупулезностью в выполнении работ, ответственностью и организованностью позволяли вчерашнему крестьянину за короткий срок освоить на городском предприятии различные рабочие профессии, удовлетворить потребность развивающейся экономики в высококвалифицированном труде.
Марксистская историография критически рассматривает выводы некоторых японских ученых, а также представителей западной буржуазной, и особенно американской историографии, преувеличивающих значение внешнего фактора в событиях 1867—1868 гг.
Безусловно, иностранный нажим, система неравноправных договоров, насильственно включившие Японию в орбиту мирового хозяйства, соприкосновение с буржуазной культурой Запада и воздействие более передового способа производства не могли не усилить затянувшийся политический кризис токугавского режима.
Немаловажным фактором признает отечественная историография международную ситуацию, которая во второй половине XIX в. оказалась благоприятной для исторических судеб Японии. Произошли ослабление натиска на Японию со стороны западных держав, предотвращение активного вмешательства в ее дела Англии и Америки. Англия была отвлечена событиями в Индии и Китае (восстание сипаев, «опиумная война» и участие в подавлении тайпинов), а Америка — начавшейся там гражданской войной. Академик Н. И. Конрад писал: «...Япония в -этот критический момент своей истории многим была обязана именно революционной стихии мирового исторического процесса... им, этим революционным силам... следовало бы воздвигнуть памятник благодарности за помощь в Мэйдзийском обновлении».
Отечественные историки при изучении проблем Мэйдзи считают необходимым учитывать как внешние, так и внутренние обстоятельства событий, решающая роль при этом отводится анализу социально-экономического и политического развития страны.