Понятие и признаки нотариального производства. Все

юридически значимые действия, осуществляемые в процессе совершения нотариального действия, происходят в рамках правовой процедуры, которую, на наш взгляд, правильно назвать нотариальным производством. Нотариальное производство является одной из разновидностей юридической деятельности. В этом смысле нотариальное производство представляет собой систему юридических действий нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, направленных на совершение определенного нотариального действия.

Из данного определения вытекают следующие признаки нотариального производства:

1) одним из его субъектов является нотариус;

2) предметом и результатом нотариального производства является совершение нотариального действия.

232. — Профессор М.К. Треушников ставит вопрос о нотариальном процессе, рассматривая под ним систему нотариальных действий7. Представляется, что такая постановка вопроса является перспективной, когда по мере развития нотариального права и законодательства нотариальная процессуальная форма станет более сложной, емкой, юридически насыщенной. Пока что, на наш

взгляд, точнее говорить о нотариальном производстве, которое также отличается существенной процедурной полнотой, однако не имеет тех характеристик, которые присущи процессу как категории, применяемой в основном для характеристики судебной деятельности.

233. — Виды нотариальных производств. Порядок удостоверения сделки отличается от свидетельствования подлинности подписи на документах по составляющим ее элементам. Имеет определенные отличия по процедуре практически каждое из нотариальных действий, поэтому можно говорить, хотя бы в предварительном порядке, о наличии ряда видов нотариальных производств, различающихся по предмету деятельности и характеру совершаемого нотариального действия.

По критерию процессуальной сложности можно выделить следующие виды нотариальных производств:

· по удостоверению сделок;

· по удостоверению юридических фактов;

· по свидетельствованию бесспорных фактических обстоятельств;

· по совершению охранительных действий;

· по подтверждению имущественных прав;

· по способствованию исполнению обязательств;

· по обеспечению доказательств;

· по приданию исполнительной силы документам и обязательствам.

234. — Общая характеристика стадий нотариального производства. Нотариальное производство как юридически регламентированная деятельность складывается из определенных стадий, образующих в совокупности единое процессуальное целое. Можно выделить три стадии нотариального производства:

1) возбуждение нотариального производства, на которой решается вопрос о возможности совершения нотариального действия;

2) установление юридического состава, необходимого для совершения нотариального действия;

3) совершение нотариального действия нотариусом либо отказ в совершении нотариального действия в зависимости от установленного фактического состава.

235. — Отличия от цивилистического процесса. В гражданском и арбитражном процессе выделяется в качестве заключительной стадии исполнительное производство, в рамках которого происходит принудительное исполнение судебного акта судебным приставом-исполнителем под контролем суда. В нотариальном производстве реализация нотариального акта происходит за рамками

нотариальной процедуры путем совершения заинтересованными лицами соответствующих юридических действий. Такой порядок вполне соответствует сути нотариального производства как имеющего целью предупреждение споров и конфликтов и направленного на добровольное исполнение взятых на себя обязательств.

В отдельных случаях имеются специальные квалифицированные процедуры реализации нотариально удостоверенных актов. Так, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительные надписи нотариусов имеют силу исполнительных документов и принудительно реализуются в рамках процедур, установленных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Аналогичное правило предусмотрено в ст. 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", согласно которой сумма, вырученная от реализации имущества, заложенного по договору ипотеки, после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов в связи с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, распределяется между заявившими свои требования к взысканию залогодержателями, другими кредиторами залогодателя и самим залогодателем. Распределение производится органом, осуществляющим исполнение судебных решений, а если взыскание на заложенное имущество было обращено во внесудебном порядке — нотариусом, удостоверившим соглашение о таком порядке взыскания, с соблюдением правил ст. 319, п. 1 ст. 334 и п. 5 и 6 ст. 350 ГК, а также ст. 46 Закона об ипотеке. В данном случае нотариус фактически занимается правоисполнительской деятельностью, которая осуществляется на основании поручения сторон по соглашению залогодателя и залогодержателя.

236. — В отличие от гражданского и арбитражного процессов в нотариальном производстве не выделяется специальная стадия по пересмотру совершенных нотариальных действий и внесению исправлений в нотариальные акты. Исправление ошибок в нотариальных актах происходит особым образом либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

237. — Все стадии нотариального производства: его возбуждение, установление юридического состава, необходимого для совершения нотариального действия, и совершение нотариального действия нотариусом (либо отказ в его совершении) — выделяются в сугубо аналитическом плане, поскольку в обособленном виде они существуют по нотариальным действиям большой сложности и протяженным по времени, например при ведении наследственных дел. При совершении относительно несложных нотариальных действий, например свидетельствовании подписи на документе, практически

все стадии нотариального производства осуществляются одновременно и их обособленное выделение вряд ли возможно.

7 См,: Треушников М.К. Современные проблемы гражданского и нотариального процесса// Нотариальный вестник. 1998. № 9. С. 36.

d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html


d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html § 4. Характеристика отдельных стадий нотариального производства

238. — Первая стадия — возбуждение нотариального производства в силу принципа диспозитивности всегда происходит путем обращения к нотариусу — либо путем подачи письменного заявления, как это предусмотрено, например, в ст. 70 Основ для получения свидетельства о праве на наследство, либо путем устного обращения к нотариусу, хотя закон и не запрещает обращаться в письменной форме. Нотариус не вправе совершать нотариального действия без обращения к нему самих заинтересованных лиц.

239. — При возбуждении нотариального производства нотариус устанавливает следующие фактические обстоятельства, определяющие его компетенцию и возможность совершения данного нотариального действия.

240. — Предметная компетенция нотариуса. В соответствии с Основами нотариусы вправе совершать только те нотариальные действия, которые предусмотрены федеральными законами (см. № 220, 221). Поэтому нотариус должен проверить, относится ли юридическое действие, о совершении которого просит заявитель, к числу нотариальных и предусмотрено ли его совершение законом.

241. — Территориальная компетенция нотариуса. В ст. 13 Основ установлено понятие нотариального округа (территории деятельности нотариуса), аналогичное правилам подсудности в судебном процессе. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением РФ. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.

Нотариальный округ каждому нотариусу устанавливается совместным решением органа юстиции и нотариальной палатой, и об этом указывается в печати и на вывеске нотариуса. Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. В рамках отведенного ему для работы нотариального округа нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий.

Каждый гражданин либо организация для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу на территории как данного нотариального округа, так и другого округа, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40 Основ, когда

установлено определенное место совершения нотариального действия. Например, принятие наследства осуществляется подачей заявления нотариусу по месту открытия наследства (ст. 1153 ГК).

В соответствии со ст. 13 Основ совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Однако в любом случае нотариус не вправе покидать для совершения нотариального действия отведенный ему нотариальный округ, за исключением единственного случая: нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.

242. — Установление личности обратившегося за совершением нотариального действия. При совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

243. — Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, а также полномочий представителей. Такая проверка необходима согласно ст. 43 Основ при удостоверении сделок.

244. — Вторая стадия — установление юридического состава, необходимого для совершения нотариального действия. На этой стадии происходит в основном определение круга доказательств, необходимых для совершения соответствующего нотариального действия, проверка их относимости, допустимости, достаточности и достоверности (см. § 4 гл. 3). Многое определяется характером нотариального действия. Наиболее сложной такая деятельность по сбору доказательств является при удостоверении сделок и наследственных прав. Подробно данная стадия раскрыта в гл. 11 и последующих главах учебника, здесь мы выделим наиболее общие положения.

245. — Требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий. Согласно ст. 45 Основ нотариусы не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.

246. — Проверка соблюдения прав других лиц при совершении нотариального действия. В этом плане осуществляется защита прав

несовершеннолетних в нотариальном производстве, прав третьих лиц, не участвующих при совершении нотариальных действий (супруга, долевого собственника, собственника имущества при совершении сделок с имуществом юридических лиц и других лиц — см. № 162-164).

247. — Проверка принадлежности права собственности и принадлежности иных имущественных прав осуществляется путем истребования соответствующих документов от собственников и иных лиц, обязанных предоставить их в соответствии с законом.

248. — На второй стадии нотариального производства для установления необходимого фактического состава и для иных целей нотариус вправе отложить либо приостановить нотариальное производство.

249. — В соответствии со ст. 41 Основ совершение нотариального действия должно быть 8 отложено в случае:

1) необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;

2) направления документов на экспертизу;

3) если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения нотариального действия, например по основаниям, указанным в ст. 250 ГК.

Отложение нотариального действия оформляется путем вынесения постановления нотариуса. Срок отложения совершения нотариального действия не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, например право на получение свидетельства о праве на наследство, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

250. — Приостановление нотариального производства в соответствии со ст. 41 Основ производится в случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица,

оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо. В этом случае срок приостановления определяется не фиксированной датой, а отпадением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, — до разрешения дела судом, например, спора между наследниками о праве на наследство и связанной с этим действительностью завещания. По смыслу Основ приостановление исполнительного производства также должно оформляться путем вынесения постановления нотариуса.

251. — Третья стадия — совершение нотариального действия нотариусом. На данной стадии происходит практическое совершение нотариального действия по правилам, установленным в Основах и других федеральных законах.

На данной стадии нотариус составляет проект сделок, заявлений и других документов, изготовляет копии документов и выписки из них, а также дает разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. При необходимости нотариус вправе истребовать от физических и юридических лиц дополнительные сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. Заявители могут представить нотариусу и проект соответствующего нотариального акта. Однако и в этом случае нотариус обязан проверить его содержание на предмет соответствия требованиям законодательства.

На данной стадии нотариального производства при совершении нотариального действия нотариус обязан обеспечить соблюдение норм как материального, так и процедурного — нотариального права. В частности, речь идет о разъяснении прав и обязанностей участников нотариального производства, создании условий для сохранения тайны нотариальных действий, соблюдении требований к тексту нотариальных документов.

252. — Согласно ст. 44 Основ содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса. На нотариальных документах совершаются удостоверительные надписи (см. № 270), уплачивается нотариальный тариф или государственная пошлина (см. № 255—260).

По общему правилу все совершенные действия нотариуса и участников нотариального производства при совершении конкретного нотариального действия фиксируются:

· во-первых, в тексте самой сделки либо иного документа;

· во-вторых, в реестре нотариальных действий;

· в-третьих, в иных документах, остающихся в делах нотариуса (заявлениях участников нотариального производства и иных лиц, чьи права затрагивались совершением данного нотариального действия, протоколе о вскрытии закрытого завещания в соответствии со ст. 1126 ГК и т. д.).

В соответствии со ст. 50 Основ все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре нотариальных действий, который является основой учета его ежедневной работы. В реестре фиксируются данные о лицах, в отношении которых совершается нотариальное действие, характер действия, размер взысканного нотариального тарифа либо указание об освобождении от его уплаты и подпись лица в получении нотариального акта.

253. — Отказ в совершении нотариального действия. В целом ряде случаев нотариусы в связи отсутствием законных предпосылок не вправе совершать нотариальные действия, в связи с чем нотариальное производство завершается отказом в его совершении.

В нотариальной практике примерно от трети до половины обращений к нотариусам заканчивается отказом в совершении нотариального действия в связи с отсутствием необходимых правовых условий. Связано это как с усложнившимся законодательством, так и с достаточно сложным характером современного гражданского оборота, стремлением некоторых лиц обойти закон и совершить неправомерное действие, прикрывшись авторитетом нотариального акта. В соответствии со ст. 48 Основ нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:

· совершение такого действия противоречит закону;

· действие подлежит совершению другим нотариусом;

· с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;

· сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;

· сделка не соответствует требованиям закона;

· документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства. Закон не требует во всех случаях письменно отказывать в совершении нотариального действия. В большинстве случаев достаточно устного разъяснения. Только по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, нотариус должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Некоторые положения по оформлению отказа в совершении нотариального действия содержатся в п. 7 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91.

254. — Исправление ошибок, допущенных при совершении нотариальных действий. Закон практически никак не регулирует порядок исправления дефектов нотариальных актов в рамках нотариального производства. В этом проявляется отличие нотариального производства от судебного процесса, для которого характерно выделение специальных процессуальных стадий пересмотра судебных актов и различных систем устранения судебных ошибок. Нотариальные акты приобретают юридическую силу немедленно, если иное не указано в тексте самого нотариально удостоверенного документа или не явствует из его смысла, например, в тексте доверенности указано, что она вступает в силу с определенной даты. Поэтому нотариальному производству и не свойственны специальные правила вступления в силу и соответственно исправления в них ошибок.

Ошибки, допущенные при совершении нотариальных действий, носят двоякий характер. Они могут быть исправимыми либо неисправимыми. Так, опечатка может быть исправлена. Однако ошибка, связанная с существенным дефектом содержания сделки, влечет недействительность самой сделки, например отсутствие какого-либо существенного условия сделки. Такого рода ошибки не могут быть устранены и приводят к одному результату — признанию нотариального действия несовершенным.

Анализ законодательства и сложившейся нотариальной практики позволяет говорить о том, что нотариальному производству свойственны следующие основные способы исправления ошибок нотариусов:

· во-первых, путем внесения исправлений (в отношении описок, опечаток) в текст нотариально удостоверенного документа нотариусом с согласия сторон или лица, в отношении которого было совершено нотариальное действие;

· во-вторых, по решению суда. При этом исправление ошибок возможно в еще не реализованных до конца нотариальных актах. Если сделка исполнена, то, на наш взгляд, исправление в ней ошибок вряд ли возможно.

Если ошибка носит существенный характер, например в договоре упущено какое-либо условие, имеющее существенное значение, то такой дефект лучше исправить путем заключения отдельного дополнительного соглашения сторон, изложения

отдельных положений договора в новой редакции либо прекращения действия прежнего договора по соглашению сторон и составления нового по существу договора, т. е. совершения нового нотариального действия.

Возможно ли исправление нотариусом в документах ошибок и опечаток, ранее допущенных иным нотариусом? Здесь следует руководствоваться разъяснениями ФНП, которые заключаются в следующем. Внесение нотариусом исправлений в текст нотариального документа, исходящего от иного нотариуса, не является допустимым, поскольку это предполагает корректировку нотариального действия, совершенного нотариусом, что Основами не предусмотрено9.

8 Хотя в ст. 41 Основ речь идет и о праве, и об обязанности нотариуса отложить совершение нотариального действия, в любом случае отложение является обязанностью нотариуса. Вряд ли при направлении документов на экспертизу нотариальное действие может быть совершено, хотя в Основах употребляется термин "может быть отложено".

9 См.: Обзор вопросов правоприменительной практики за 2001 год (по материалам законодательно-методического отдела Федеральной нотариальной палаты) // Нотариальный вестник. 2002. № 3. С. 22.

d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html


d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html § 5. Финансовое обеспечение деятельности нотариуса

255. — Основы экономики нотариальной деятельности. Система латинского нотариата основывается на самостоятельном и ответственном ведении нотариусом дел нотариальной конторы. Поэтому для понимания экономики нотариата следует иметь в виду ряд обстоятельств, которые определяют существующее положение.

1. Нотариус работает в режиме полного самофинансирования, когда все затраты, связанные с ведением дел и функционированием нотариальной конторы, он несет самостоятельно, без каких-либо дотаций со стороны бюджета.

2. Нотариус несет не только бремя ответственности за работу нотариальной конторы, но и имущественную ответственность за свои действия перед лицами, в отношении которых были совершены нотариальные действия, права и интересы которых были затронуты их осуществлением. Соответственно это предполагает у нотариуса наличие материальных возможностей по возмещению причиненных его действиями убытков.

3. Размеры нотариальных тарифов, взимаемых нотариусом при совершении нотариальных действий, определяются не произвольно нотариусом, а устанавливаются государством в Законе РФ "О государственной пошлине". Нотариус жестко связан этими тарифами, взимаемая сумма которых отражается одновременно в реестре нотариальных действий и удостоверительной надписи нотариуса в документе.

4. Размер тарифов определяется на основании принципа "социального равновесия", в соответствии с которым нотариальные

действия, требующие больших затрат времени, но с низкой стоимостью либо вообще освобожденные от уплаты тарифов государством, как бы "субсидируются" за счет иных действий с высокой стоимостью10.

5. Нотариус в силу публично-правового характера своей деятельности обязан соблюдать положения законодательства, предоставляющие льготы либо полностью освобождающие заинтересованных лиц от уплаты нотариальных тарифов. Бесплатное либо льготное для заявителя совершение нотариального действия покрывается за счет доходов нотариуса, поступающих от взимания тарифов по иным нотариальным действиям. При этом в основном оформляются бесплатно наследственные дела, которые наиболее трудоемки и связаны с исследованием значительного фактического и документального материала. К нотариусам обращается значительное число граждан — инвалидов и участников войны, инвалидов труда, реабилитированных лиц и иных категорий граждан, которым правовая помощь оказывается бесплатно.

6. Нотариус в соответствии с Основами обязан иметь нотариальную контору, а также нотариальный архив. Нотариальный архив не является собственностью нотариуса, а носит публичный характер, содержание его достаточно затратно. Нотариус обязан обеспечить его безопасность, обработку, хранение, выдачу документов из него всем обратившимся лицам, что покрывается за счет поступлений нотариуса от совершения нотариальных действий.

7. Нотариальная деятельность подлежит обязательному страхованию также за счет средств самих нотариусов.

8. Нотариусы являются источником поступления средств в бюджеты и внебюджетные фонды, поскольку уплачивают налог на доходы физических лиц, единый социальный налог. Поэтому значительная часть нотариального тарифа — это обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. В оставшиеся средства нотариус должен уложиться, чтобы возместить свои производственные и иные расходы, о которых уже шла речь в данном разделе.

9. В силу необходимости иметь нотариальную контору, содержать нотариальный архив нотариус является работодателем, поскольку полноценное выполнение нотариальных функций предполагает наличие персонала нотариальной конторы: помощника нотариуса, секретарей, архивариуса, бухгалтера, охраны, специалиста по обслуживанию вычислительной техники и т. д. Поэтому в

среднем в зависимости от объема работы нотариальной конторы нотариус имеет от 1 до 10 сотрудников.

Следовательно, у нотариуса должно быть достаточно средств для покрытия расходов по содержанию помещения нотариальной конторы, содержанию и обработке нотариального архива, приобретению оборудования, выплате заработной платы персоналу конторы, возмещению иных расходов, уплате взносов на содержание нотариальной палаты, страхованию своей деятельности, уплате налогов за себя и своих сотрудников и т. д.

256. — Государственная пошлина и нотариальные тарифы. Размеры тарифов указаны в Законе РФ "О государственной пошлине" и Инструкции Госналогслужбы РФ11 от 15 мая 1996 г. № 42 "По применению Закона РФ "О государственной пошлине".

Согласно ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ.

За выполнение действий, указанных в части первой данной статьи, когда для них законодательными актами РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.

Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу либо освобождения нотариусом от уплаты пошлины или тарифа лиц, в отношении которых осуществляется нотариальное действие. Таким образом, тариф и государственная пошлина — это равные по характеру и правовому значению категории, которые едины по размерам, порядку взимания и предоставления льгот, правовым последствиям их неуплаты либо неуплаты в полном размере.

Они различаются:

· во-первых, правовыми характеристиками;

· во-вторых, вытекающим отсюда способом использования после их взимания, когда законом установлена обязательность их взыскания.

Государственная пошлина представляет собой федеральный сбор, устанавливаемый федеральным законом. Поэтому после ее взимания за совершаемое нотариальное действие она зачисляется в бюджет. Тариф за совершение нотариальных действий также является обязательным для уплаты, но имеет совершенно другое целевое назначение — содержание расходов небюджетного нотариата на оказание правовой помощи путем совершения нотариальных действий.

При этом взысканный тариф на основании ст. 22 Основ остается только в распоряжении, но не в собственности нотариуса. В собственность нотариуса переходит только та сумма, которая остается после возмещения расходов на содержание нотариальной конторы, оплаты труда ее сотрудников, уплаты обязательных взносов в нотариальную палату, уплаты налогов и других обязательных платежей во внебюджетные фонды.

257. — Недопустимость изменения нотариального тарифа по соглашению с заинтересованными лицами. В юридической практике возникают вопросы, связанные с порядком взимания нотариальных тарифов. В частности, ставятся вопросы о возможности взимания тарифов по действиям, не являющимся обязательными в плане их нотариального удостоверения, в меньших размерах, чем это определено в Законе РФ "О государственной пошлине". Такой подход вряд ли будет правомерным и отвечающим смыслу и содержанию нотариальной деятельности. В случае взимания тарифа по соглашению нотариус становится лицом, оказывающим услуги, практически совпадая в этом плане по правовому статусу с предпринимателями, которые в договорном порядке определяют свои расценки. Все это может привести к конкуренции между нотариусами, основанной на различных механизмах ценообразования и утрате преимуществ нотариата в отличие от других форм оказания юридической помощи, поскольку традиционное преимущество нотариата связано с государственным регулированием ценообразования в нотариальной сфере.

Поэтому более правильным было бы взимание тарифов за совершаемые нотариальные действия во всех случаях в соответствии со ставками государственной пошлины, устанавливаемыми Законом РФ "О государственной пошлине".

258. — Основные нотариальные тарифы. Они указаны в п. 4 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине". Тарифы взимаются либо в пропорциональном размере в зависимости от цены нотариального действия, либо в твердой денежной сумме.

Например, за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, по общему правилу

тариф составляет 1,5 процента от суммы договора, но не менее однократного размера минимального размера оплаты труда. За удостоверение договоров, предмет которых не подлежит оценке, взимается двукратный размер минимального размера оплаты труда и т. д.

259. — Льготы при уплате нотариальных тарифов. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются 24 категории граждан и организаций в зависимости от статуса лица, характера нотариального действия. Например, участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождены от уплаты всех нотариальных тарифов. В этом проявляется роль нотариата как системы, обеспечивающей реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 48 Конституции РФ).

260. — В случае применения льгот при уплате государственной пошлины бюджет недополучает определенные суммы. Более сложный порядок существует при освобождении от уплаты нотариальных тарифов лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий к нотариусам, занимающимся частной практикой. Нотариус, занимающийся частной практикой, работает в условиях самофинансирования своей деятельности и, кроме того, несет полную имущественную деятельность и по действиям, совершенным бесплатно для граждан и организаций.

Поэтому в пп. "а" ст. 3 постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" Правительству РФ в трехмесячный срок было поручено привести решения Правительства в соответствие с указанными Основами. При этом для исчисления подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных ч. 4 ст. 22 Основ. Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.

Правительство РФ никаких мер к реализации данного постановления Верховного Совета РФ не приняло, что дало впоследствии налоговым органам возможность толковать данное положение ст. 3 постановления Верховного Совета РФ как носящее сугубо

рекомендательный характер и не дающее право нотариусам включать неполученные тарифы в свои затраты. В связи с этим состоялся целый ряд судебных процессов, в которых суды признали обоснованность и правомерность включения в затратную часть нотариусов неполученных тарифов в связи с обязательностью действия упоминавшегося постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г.

В связи с этим имеет принципиальное значение определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 23 июля 1998 г., которым констатировано: "Отказ налоговой инспекции включить в состав расходов и расходной части декларации о доходах нотариуса невзысканные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены льготы по государственной пошлине, а также суммы затрат на уплату членских взносов в нотариальную палату и обязательных страховых взносов по договору страхования нотариальной деятельности признан незаконным"12. Такая же позиция по существу была высказана и в определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 36-О "По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства РФ о нотариате"13.

10 Принцип "социального равновесия" справедливо выделяется в литературе по нотариату. См.: Бенгель М. Проект положения о пошлинах с пояснениями // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 205.

11 В настоящее время — Министерство по налогам и сборам РФ.

12 ВВС РФ. 1999. №2. С. 7.

13СЗРФ. 1999. №18. Ст. 2301.

d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html


d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html § 6. Правила нотариального делопроизводства и совершения удостоверительных надписей нотариусами

261. — Значение нотариального делопроизводства. От правильной постановки ведения делопроизводства в нотариальной конторе в значительной мере зависит надлежащая организация работы нотариусов, четкое и быстрое обслуживание граждан и организаций, культура оформления документов. Вместе с тем в настоящее время порядок ведения делопроизводства является одним из самых неурегулированных законодательством вопросов нотариальной практики.

В соответствии со ст. 9 Основ нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Однако требование названной статьи не исполнено, правила ведения делопроизводства не разработаны. Единственным документом, хотя и значительно устаревшим, является Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная Министерством юстиции РСФСР

19 августа 1976 г. № 32. В целях единства практики ведения нотариального делопроизводства и за неимением иного нормативного акта нотариусы руководствуются названной Инструкцией с учетом изменившихся требований гражданского и семейного законодательства.

262. — Язык нотариальных актов. Нотариальное делопроизводство ведется на русском языке либо на языке, предусмотренном законодательством республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

При этом документ оформляется на русском языке. После текста документа, например доверенности, перед подписью представляемого делается указание, что ввиду незнания им русского языка текст доверенности переведен ему устно на соответствующий язык нотариусом или переводчиком с указанием фамилии, имени и отчества последнего. После подписи представляемого и переводчика делается надпись об удостоверении доверенности с аналогичным указанием, при этом не только удостоверяется сама доверенность, но и свидетельствуется верность перевода либо подлинность подписи переводчика.

263. — Ответственность за организацию и правильную постановку делопроизводства и состояние архива несет нотариус. Контроль за исполнением правил ведения делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции субъектов Федерации, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — органы юстиции совместно с региональными нотариальными палатами.

264. — Элементы нотариального делопроизводства. Делопроизводство нотариуса включает:

1) организационно-распорядительную документацию;

2) работу с жалобами, заявлениями и иными письмами граждан и организаций и контроль за их рассмотрением;

3) составление номенклатур;

4) ведение документации, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий;

5) ведение архива нотариальной конторы.

265. — В документах организационно-распорядительного характера указывается фамилия, имя, отчество нотариуса, название нотариального округа, в котором нотариусом осуществляется нотариальная деятельность, и почтовый адрес (как правило,

воспроизводится в бланке документа), наименование вида документа. К документу составляется заголовок, который формулируется составителем. Он должен быть предельно кратким и точно отражать содержание документа. Заголовок не проставляется на извещениях и телефонограммах.

При написании адреса на документе необходимо соблюдать следующие правила:

· документ адресуется учреждению, его структурному подразделению или конкретному должностному лицу;

· наименование учреждения и его структурного подразделения указывается в именительном падеже;

· при направлении документа должностному лицу указывается наименование учреждения в именительном падеже, а должность и фамилия адресата — в дательном;

· почтовый адрес корреспондента указывается полностью после названия учреждения, которому направляется документ; в том случае, когда документ направляется гражданам, сначала указывается почтовый адрес, а затем фамилия и инициалы получателя; перед почтовым адресом корреспондента указывается индекс предприятия связи места назначения.

Дата на документе проставляется путем написания числа и года цифрами, а месяца — прописью или тремя парами арабских цифр. Если документ составлен не на бланке, дата проставляется ниже подписи с левой стороны документа.

В состав подписи входят:

· обозначение должности лица, подписывающего документ;

· личная подпись и ее расшифровка.

Приложения к документу перечисляются после текста документа с указанием количества листов в каждом приложении и числа их экземпляров. Если документ имеет приложения, упоминаемые в тексте, то в приложении следует указать лишь количество листов и число экземпляров.

При ответе на запрос необходимо делать ссылку на номер и дату документа-запроса.

К ведению документации организационно-распорядительного характера относится также издание различного рода приказов и распоряжений, в том числе по штатам нотариальной конторы, составление статистических отчетов о нотариальной деятельности, оформление документации о финансовой и хозяйственной деятельности, ведение протоколов производственных совещаний и т. п.

266. — Все документы, поступившие в нотариальную контору и требующие исполнения, подлежат регистрации. Не регистрируются

лишь различные печатные издания, рекламные извещения, личная переписка, поздравительные открытки, пригласительные билеты и другие подобные им документы, не связанные с деятельностью нотариуса. Конверты, за исключением личной корреспонденции, вскрываются и уничтожаются, кроме случаев, когда они необходимы для установления адреса отправителя, а также времени отправки и получения корреспонденции.

На входящих документах в правом нижнем углу первой страницы проставляется регистрационный штамп. Подлежащие регистрации документы регистрируются в день поступления и учитываются в Журнале входящей корреспонденции. На каждом из этих документов, кроме даты поступления, проставляются также номер, под которым он зарегистрирован в Журнале, и номер дела (наряда), в которое документ будет формироваться (подшиваться).

Заявления о принятии наследства, выдаче свидетельств о праве на наследство, об отказе от наследства, об оплате расходов за счет наследственного имущества, о принятии мер к охране наследственного имущества, претензии кредиторов, сообщения судебных и следственных органов о наложении арестов на недвижимое имущество, если они поступили по почте, регистрируются в журнале входящей корреспонденции и принимаются к исполнению.

Нотариус, рассмотревший документ, решает вопрос о порядке и сроках его исполнения. Документ принимается к производству, корреспонденту дается ответ по существу. Документ считается исполненным тогда, когда решены все поставленные в нем вопросы и, если это требуется, дан ответ корреспонденту. На исполненном документе проставляется отметка об исполнении и направлении его в дело (наряд).

Отметка об исполнении помещается на нижнем поле первого листа документа или за неимением места на обороте первого листа документа и включает краткую справку об исполнении и указание номера дела (наряда), в которое должен быть подшит исполненный документ. Исходящие документы регистрируются в Журнале исходящей корреспонденции. На исходящем документе проставляется номер, соответствующий порядковому номеру по Журналу исходящей корреспонденции и номеру дела (наряда), в котором будет храниться копия исходящего документа. Корреспонденция направляется адресатам по почте или через рассыльного. В последнем случае она вручается адресату под расписку в Разносной книге.

267. — Действующая в нотариальной конторе номенклатура дел (нарядов) составляется на основе Примерной номенклатуры. В действующую номенклатуру должны быть включены все дела

(наряды), которые ведутся в нотариальной конторе, а также реестры, книги, журналы.

Примерная номенклатура дел (нарядов) нотариальной конторы (нотариуса) состоит из двух разделов:

I раздел — "Делопроизводство, административно-хозяйственные вопросы" (документы финансовой и хозяйственной деятельности; статистические отчеты; справки и акты о результатах проверки работы нотариальной конторы; приказы и трудовые договоры по личному составу; заявления физических лиц, не связанные с совершением нотариальных действий, и ответы на них; журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции и др.);

II раздел — "Совершение нотариальных действий" (договоры об отчуждении недвижимого имущества; договоры о залоге имущества; прочие договоры; доверенности; завещания; наследственные дела и др).

Действующая номенклатура утверждается нотариусом, в конце каждого года уточняется и вновь вводится в действие с 1 января следующего года. Если в течение года в нотариальной конторе возникнет необходимость в заведении не предусмотренных номенклатурой дел (нарядов), они дополнительно вносятся в номенклатуру. Для этого в номенклатуре предусматриваются резервные номера.

По окончании года в конце номенклатуры делается итоговая запись о количестве заведенных дел (нарядов). Экземпляр номенклатуры дел (нарядов) является учетным документом для дел временного хранения и хранится в архиве нотариальной конторы постоянно. Все имеющиеся в нотариальной конторе документы после их исполнения группируются в дела (наряды).

Заявления о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство или об отказе от наследства, об оплате расходов за счет наследственного имущества и иные документы, связанные с оформлением наследственных прав, формируются в отдельные наследственные дела, каждое дело получает индекс, соответствующий номенклатуре дел (нарядов), затем регистрируется в Книге учета наследственных дел, ему присваивается номер, соответствующий порядковому номеру по этой книге.

В наследственное дело подшиваются все документы, связанные с оформлением наследства по поступившему заявлению. Если наследственное дело не закончено производством в текущем году, то оно переходит в следующий год под тем же номером и перерегистрации не подлежит.

Группировать в дела (наряды) следует документы одного делопроизводственного года. Внутри дела (наряда) документы

систематизируются в хронологическом порядке, причем документ-ответ должен располагаться после документа-запроса.

268. — Ведение документации, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий, предполагает составление необходимых реестров, книг, журналов, а также заполнение нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей.

Формы реестров для регистрации нотариальных действий утверждены приказом Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" и содержатся в приложении к нему:

· реестр для регистрации нотариальных действий нотариуса (форма № 1);

· реестр для регистрации запрещений отчуждения движимого и недвижимого имущества, а также арестов, наложенных судебными и следственными органами (форма № 2).

Все нотариальные действия, совершаемые нотариусами, кроме депозитных операций, должны регистрироваться в реестре для регистрации нотариальных действий. Реестры должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы. Количество листов заверяется подписью работника министерства юстиции субъекта Федерации и скрепляется печатью соответствующего органа.

Запись нотариального действия в реестре производится нотариусом или иным работником нотариальной конторы только после того, как удостоверительная надпись или выдаваемый документ подписаны нотариусом. Незаполненные строки в реестре должны быть прочеркнуты, подчистки не допускаются, а поправки должны быть оговорены подписью нотариуса.

В реестре регистрации нотариальных действий содержится следующая информация:

· порядковый номер нотариального действия с начала года, который указывается также в выдаваемых нотариусом документах и в удостоверительных надписях на документах;

· дата совершения нотариального действия (она должна совпадать с датой, указанной в удостоверительной надписи, в свидетельстве или в ином документе, оформленном нотариусом);

· фамилии, имена, отчества и места жительства граждан, для которых совершается нотариальное действие, или их представителей (родителей, опекунов, попечителей, лиц, действующих по доверенности), в этой графе дополнительно указываются фамилии, имена, отчества граждан, подписавшихся за лиц, не могущих самостоятельно расписаться, а также переводников; в отношении юридических лиц — полное наименование, документы, подтверждающие их правоспособность и сведения о представителе;

· реквизиты документа, удостоверяющие личность обратившегося гражданина;

· наименование документа и краткое его содержание;

· сумма взысканной государственной пошлины (нотариального тарифа);

· подпись лица, получившего документ.

Необходимость существования реестра по форме № 2 в настоящее время представляется сомнительной по следующим причинам. Во-первых, нотариусы в настоящее время не налагают запрещений на отчуждение имущества. Статья 76 Основ носит бланкетный характер: наложение запрещений на отчуждение имущества осуществляется на условиях и в порядке, установленном законодательством. На сегодняшний день таких законодательных актов не существует. Даже если исходить из того, что в дальнейшем какими-либо нормативными актами будет предусмотрена обязанность и определен порядок наложения нотариусами запрещений, то запрещения, как любые иные нотариальные действия, должны быть зарегистрированы в реестре регистрации нотариальных действий. Во-вторых, обязанность по регистрации арестов, обременении (ограничений) прав на недвижимое имущество действующим законодательством возложена не на нотариусов, а на учреждения юстиции, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

269. — Нотариальные свидетельства (о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, об удостоверении фактов) должны содержать изображение Государственного герба РФ. Оформляются они на чистых листах, бумаги либо на специальных типографских бланках. Содержание нотариальных свидетельств может изменяться в зависимости от вида свидетельства и конкретных обстоятельств того или иного нотариального дела.

Так, в свидетельстве о праве на наследство должна содержаться следующая информация:

· место и дата выдачи;

· фамилия, инициалы нотариуса и наименование нотариального округа, в котором он назначен на должность;

· фамилия, имя, отчество и дата смерти наследодателя;

· основания наследования (по завещанию или по закону);

· фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания наследников, а также реквизиты документов, удостоверяющих их личности;

· родственное или иное отношение наследников к наследодателю (при наследовании по закону);

· доли наследников в наследстве;

· состав наследственного имущества, его наименование, характеристика, место нахождения и оценка;

· имеющиеся обременения и ограничения прав;

· указание о необходимости регистрации возникшего у наследников права (в установленных законом случаях);

· номер наследственного дела, номер, за которым зарегистрировано свидетельство в реестре регистрации нотариальных действий, суммы взысканной государственной пошлины (нотариального тарифа);

· печать и подпись нотариуса.

270. — Удостоверительные надписи. Удостоверение договоров, доверенностей, завещаний и иных документов производится путем проставления после текста документа специальных удостоверительных надписей, формы которых утверждены вышеупомянутым приказом Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. № 99. Текст удостоверительных надписей может быть изготовлен с помощью каких-либо технических средств, ясно написан от руки либо выполнен с использованием мастичных штампов. Подчистки не допускаются, незаполненные места должны быть прочеркнуты, приписки и иные исправления оговорены. Четко и разборчиво должны быть указаны фамилия, имя, отчество нотариуса, наименование нотариального округа.

Удостоверительная надпись излагается на лицевой стороне документа либо на обороте документа. Если удостоверительная надпись проставляется на лицевой стороне, обратная сторона документа против надписи прочеркивается. Если удостоверительная надпись излагается на оборотной стороне документа, в этом случае на лицевой стороне документа указывается часть наименования города (поселка, села), где расположена нотариальная контора, а на оборотную переносится остальная часть наименования.

Если удостоверительная надпись не умещается на соответствующем документе, она может быть продолжена или изложена полностью на прикрепленном к документу листе бумаги. В этом случае листы, на которых изложен текст документа и удостоверительная надпись, прошнуровываются и пронумеровываются, число листов заверяется подписью государственного нотариуса с приложением печати нотариальной конторы. Для изложения удостоверительной надписи или ее продолжения допускается также подклейка листа бумаги с приложением печати, оттиск которой должен быть частично изображен на подклеенном листе. Прикрепление и

подклейка листов бумаги для надписи о свидетельствовании верности копии документа не допускаются.

Даты оформления в текстах договоров, доверенностей, завещаний, иных документов, а также даты удостоверения в удостоверительных надписях указываются полностью словами.

В случае, когда нотариальное действие совершено вне помещения нотариальной конторы, в удостоверительной надписи, так же как и в реестре для регистрации нотариальных действий, указывается место совершения нотариального действия и его адрес.

Удостоверительная надпись на документе, предназначенном для действия за границей, производится с помощью технических средств либо в исключительных случаях от руки, прочеркивать пробелы недопустимо. Согласно ст. 104 Основ нотариусы вправе также совершать удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации.

271. — Порядок хранения и уничтожения нотариальных документов. Нотариальные документы (свидетельства, договоры и другие документы, на основании которых они совершены), а также реестры и книги учета хранятся в нотариальной конторе в условиях, обеспечивающих их сохранность. Изъятие и выдача каких-либо документов из дел (нарядов) не разрешается.

В исключительных случаях (по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами) такое изъятие производится с обязательным оставлением заверенной копии изъятого документа, протокола выемки или запроса суда.

По окончании года нотариусом производится подготовка дел для архивного хранения: уточняется систематизация документов в. делах, производится оформление дел (нарядов), дела постоянного и долговременного хранения заключаются в твердую обложку, документы перекладываются в хронологическом порядке и прошиваются. Листы дел нумеруются. Нумерация листов производится в правом верхнем углу каждого листа документа простым карандашом. Если на листах ранее уже имелась нумерация, не совпадающая с новой, то прежние номера зачеркиваются простым карандашом, а новый номер ставится рядом. В конце наряда на отдельном чистом листе делается надпись о количестве листов в нем.

На дела постоянного хранения составляются описи. Опись состоит из годовых разделов и представляет собой перечень заголовков дел (нарядов) с включением необходимых сведений об их составе и содержании.

272. — Одновременно с подготовкой документов на хранение производится отбор документов, подлежащих уничтожению. Отбор документов для уничтожения оформляется актом.

При отборе документов для уничтожения следует учитывать сроки хранения документов, руководствуясь при этом Перечнем документов Министерства юстиции СССР, органов учреждений юстиции и судов с указанием срока хранения документов, утвержденным Министерством юстиции СССР 31 января 1980 г. и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 25 апреля 1980 г. В соответствии с указанным Перечнем нотариальные документы по срокам хранения можно разделить на три группы:

1) документы постоянного хранения (реестры регистрации нотариальных действий);

2) документы долговременного хранения — от 10 до 75 лет (например, договоры отчуждения недвижимости, свидетельства о праве на наследство, завещания — 75 лет; договоры отчуждения иного имущества и прочие договоры — 25 лет; документы, на основании которых удостоверены договоры отчуждения недвижимости и выданы свидетельства о праве на наследство, — 10 лет);

3) документы кратковременного хранения — до 10 лет (доверенности — 3 года со дня истечения срока их действия, документы по обеспечению доказательств — 5 лет и др.).

В случае сложения полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой, его архив передается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты другому нотариусу. О передаче архива составляется соответствующий акт, утверждаемый органом юстиции и нотариальной палатой.

d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html


d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.htmlЧасть II. Правила совершения нотариальных действий

Раздел V. Нотариальные действия в гражданском обороте России

Глава 11. Правила совершения нотариальных действий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: