Организация нотариата и нотариального самоуправления

167. — Организация нотариальной профессии исторически сложилась по цеховому принципу. Профессионально-сословная организация нотариусов в палаты восходит своими истоками к итальянскому средневековому праву, откуда этот институт был перенят французским правом, а затем — германским1.

Нотариусы, работая в небюджетной сфере, должны иметь общие стандарты и правила работы в силу публично-правового статуса профессии. Поскольку в системе латинского нотариата нотариус не является государственным служащим, соответственно органы государства не могут осуществлять непосредственного руководства профессией. Поэтому нотариусы объединяются в свои профессиональные органы — нотариальные палаты на основе обязательного членства.

Например, во Франции коллективная организация нотариата была предусмотрена Законом от 25 вантоза XI г., предусмотревшим только окружные дисциплинарные палаты, ставшие впоследствии департаментскими и междепартаментскими. Современная система профессиональных органов нотариата Франции — нотариальные палаты, региональные советы и Высший совет нотариата2. Аналогична организация нотариата в других странах системы латинского нотариата. В этом плане можно построить своеобразную пирамиду. Нотариусы отдельных регионов объединяются в нотариальные палаты, которые образуют на общегосударственном уровне центральный орган, который может носить самое различное название — Федеральная нотариальная палата (в ФРГ и России), Высший совет нотариата (во Франции) и т. д. Высшие органы нотариата отдельных государств входят в Международный союз латинского нотариата как международную неправительственную организацию, объединяющую нотариаты более 70 государств (подробнее см. гл. 16).

168. — Функции нотариальных палат. Нотариальные палаты выполняют различные функции. Однако практически во всех государствах системы латинского нотариата их полномочия сводятся к следующим:

· во-первых, нотариальные палаты являются профессиональными объединениями, основанными на обязательном членстве нотариусов. Они содержатся за счет средств (взносов) самих нотариусов;

· во-вторых, управляют делами нотариальной палаты ее органы — общее собрание нотариусов, избранные ими президент палаты, коллегиальный выборный орган (правление, совет). Кроме того, работу ведет профессиональный аппарат сотрудников (в составе управления делами, исполнительной дирекции), не являющихся нотариусами и обеспечивающих повседневную деятельность палат. Нотариальные палаты образуют также комиссии и советы по отдельным направлениям своей деятельности, гарантийные кассы, научные и методические советы;

· в-третьих, палаты осуществляют в отношении нотариусов дисциплинарные и контрольные функции, осуществляют проверки профессиональной деятельности, вправе ставить вопрос о лишении права нотариальной деятельности;

· в-четвертых, совместно с государственными органами, как правило юстиции, осуществляют ряд государственных функций, в частности при определении численности нотариусов, их назначении на должность и т. д.;

· в-пятых, оказывают помощь в исполнении профессиональных обязанностей нотариусами посредством повышения их квалификации, организации страхования, участия в судебных процессах и т. д.

169. — Нотариальная палата субъекта Российской Федерации. В России в соответствии со ст. 24 Основ нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Следует сразу подчеркнуть, что нотариальная палата — это особый субъект публичного права, не имеющий ничего общего ни с общественным, ни с профессиональным объединением, союзом, ассоциацией и т. д. в смысле, который вкладывает в данные понятия гражданское законодательство. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности. Поэтому кроме нотариусов членами

нотариальной палаты могут быть также помощники нотариусов, стажеры нотариусов, нотариусы, вышедшие на пенсию3.

Нотариальные палаты образуются в каждом из субъектов Российской Федерации. При этом в каждом регионе должна образовываться только одна нотариальная палата.

170. — Исключительность нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ, оставившим в силе решение Мурманского областного суда о признании недействительной регистрации второй — Мурманской нотариальной палаты и обязавшим управление юстиции администрации Мурманской области исключить ее из государственного реестра некоммерческих организаций4.

Согласно определению Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. Основы о нотариате устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов Российской Федерации, объединенных в Федеральную нотариальную палату. Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ), публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан (п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 34 Основ). Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов Российской Федерации других нотариальных палат Основы не предусматривают.

171. — Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. Однако такой порядок регистрации не означает, что нотариальная палата является общественным объединением. Она относится по своей правовой природе к саморегулируемым организациям, которым

передан ряд полномочий государства по регулированию профессиональной деятельности. Тем самым государство снимает с себя часть расходов по содержанию аппарата управления и перелагает их на самих лиц, осуществляющих соответствующий вид юридической деятельности.

Содержание устава нотариальной палаты всегда специфично, отражая ее структуру и полномочия, предусмотренные нотариальным законодательством. Поэтому также было бы неверным помещать нотариальную палату среди других видов объединений, таких как, например, политические партии, фонды и т. д.

172. — Конституционный Суд РФ о нотариальных салатах. Данное положение было подчеркнуто в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате. Здесь был подчеркнут целый ряд важных концептуальных политико-правовых положений.

Осуществление нотариусами нотариальных функций от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии.

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется, прежде всего, в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 2 ст. 17 и ч. 1 ст. 34 Основ). Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 4 ст. 2 и ч. 1 ст. 24 Основ). Последнее выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности. С момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона автоматически становится членом соответствующей нотариальной палаты, как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий.

Кроме того, нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи. Именно в силу публичного

предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно на основе общности их интересов (ст. 30 Конституции РФ, ст. 117 ГК, ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия указанной профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 19, 30 и 37 Конституции РФ), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.

173. — Организация работы нотариальной палаты, ее полномочия. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса — правом совещательного голоса.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты. Для практического осуществления работы в нотариальных палатах в зависимости от ее размера, численности нотариусов, других факторов образуются комиссии, комитеты и советы по отдельным направлениям деятельности, например комиссия по профессиональной этике или профессиональной чести, комиссия по повышению квалификации, конкурсная комиссия, комиссия по регламенту и нормотворческой работе, научно-методический совет и т. д.

174. — Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом. Полномочия нотариальной палаты определяются Основами законодательства РФ о нотариате, а также ее уставом. Так, согласно ст. 25 Основ нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает

им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

175. — Обращение в суд в защиту прав и законных интересов нотариусов. В рамках реализации полномочий нотариальных палат интересным является вопрос о возможности возбуждения ими дел в защиту прав нотариусов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по конкретному делу отметила, что при обращении в суд нотариальной палаты в защиту прав нотариусов истцами по делу являются физические лица — нотариусы и дело подведомственно суду общей юрисдикции5.

В настоящее время согласно ст. 46 ГПК РФ 2002 г. в случаях, предусмотренных законом, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, возбуждение дел в защиту нотариусов будет возможным при наличии их просьбы, которая может выражаться в заявлении нотариусов, обращенном к нотариальной палате, об обращении в суд в защиту их интересов на основании ст. 25 Основ. Желательно, чтобы устав нотариальной палаты всегда содержал указание на возможность обращаться в суд в защиту интересов нотариусов.

176. — Иные полномочия нотариальных палат указываются в ее уставе. Например, согласно уставу Нотариальной палаты Свердловской области Нотариальная палата, помимо предусмотренного в ст. 25 Основ:

· представляет интересы своих членов во всех государственных и общественных органах, организациях и учреждениях;

· координирует деятельность нотариусов с целью поддержания единой нотариальной практики, размещения, взаимодействия со смежными организациями;

· оказывает помощь в организации нотариального делопроизводства;

· консультирует по вопросам правоприменительной практики;

· организует стажировки и повышение квалификации своих членов;

· систематизирует и распространяет опыт нотариальной деятельности;

· осуществляет методическую работу;

· контролирует исполнение профессиональных обязанностей нотариусами по основаниям и в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате;

· разрабатывает и реализует целевые программы развития областной инфраструктуры нотариальной деятельности;

· популяризирует институт нотариата и нотариальную деятельность.

177. — Следует иметь в виду, что постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 г. № 10 "О Примерном уставе нотариальной палаты субъекта Российской Федерации" утвержден примерный устав нотариальной палаты, который был предложен как основа для изменений уставов нотариальных палат России6.

178. — Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях — личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Важное полномочие нотариальной палаты — реализация полномочий, предусмотренных ст. 34 Основ, в соответствии с которой проверка организации работы нотариуса проводится 1 раз в 4 года, а впервые приступившего к нотариальной деятельности — по истечении 1 года после наделения полномочий нотариуса. Такие сроки носят контрольно-организационный характер и не лишают палату права провести проверку и ранее их истечения, если в этом возникла необходимость, например в связи с наличием жалоб или судебных решений в отношении конкретного нотариуса.

Нотариальная палата вправе передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхование деятельности нотариуса. При этом должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

179. — Федеральная нотариальная палата России. Нотариальные палаты отдельных субъектов Российской Федерации объединяются на уровне Федерации и образуют для организации совместной деятельности, координации и представления своих интересов Федеральную нотариальную палату.

Согласно ст. 29 Основ ФНП является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов Российской Федерации. ФНП является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Деятельность ФНП осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом.

180. — Полномочия ФНП определяются Основами, а также ее уставом. В частности, ФНП:

· осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

· представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях;

· обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

· участвует в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

· обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

· организует страхование нотариальной деятельности;

· представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

181. — Органы ФНП. Высшим органом ФНП является собрание представителей нотариальных палат. Руководят ФНП избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат Правление и Президент ФНП. Первым Президентом ФНП был B.C. Репин (1993—1996 гг.), затем — А.И. Тихенко (1996—2001 гг.), с 2001 г. - Е.Н. Клячин.

Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, Президента Федеральной нотариальной палаты регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты. Размер взносов и других платежей членов Федеральной нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание представителей нотариальных палат7.

1 См.: Ассенмахер Г.-И. Нотариальная палата // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 191.

2 См.: Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Указ. соч. С. 80. По органам нотариального сообщества см.: там же. С. 79—90.

3 В мировой практике принадлежность к нотариальной палате трактуется, как правило, уже: членами палаты могут быть только нотариусы. Стажеры, помощники нотариуса по определению не могут участвовать в работе палаты, что, впрочем, не исключает возможности применения к ним самой палатой дисциплинарной ответственности при осуществлении контроля.

4 ВВС РФ. 1999. № 10. С. 2-3.

5 ВВС РФ. 2002. № 7. С. 3-4.

6 См.: Нотариальный вестник. 2001. № 7. С. 47—58.

7 Информацию о работе ФНП России можно получить из целого ряда источников. Рекомендуем официальный вебсайт ФНП в Интернете: www.notariat.ru.

d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html


d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html § 2. Взаимоотношения органов нотариального сообщества с государственными органами

182. — Принципы взаимоотношений государства и нотариата заключаются в следующем. Прежде всего один из базовых принципов системы латинского нотариата гласит: "Функция нотариата — государственное служение, которое нотариус осуществляет независимым образом, не входя в иерархию государственных служащих или служащих общественных организаций"8. Поэтому неправильно противопоставлять нотариат и государство, исходя из того, что нотариусы выполняют общегосударственные функции и реализуют публично-правовые полномочия. В период становления новой системы нотариата в России, после 1993 г., взаимоотношения нотариата и государственных органов в ряде регионов России носили напряженный характер, что объяснялось рядом причин, в том числе и непониманием единства целей и задач.

183. — Полномочия государства в нотариальной сфере осуществляют органы Министерства юстиции РФ, и нотариат в целом входит в их систему. Органы юстиции осуществляют возложенные на них Основами функции государственного контроля за нотариальной деятельностью. Тем самым государство не осуществляет непосредственного оперативного контроля за небюджетным нотариатом, а решает наиболее значимые вопросы нотариальной деятельности. Оперативный контроль за исполнением профессиональных обязанностей осуществляется органами юстиции в отношении государственных нотариусов.

184. — Особенностью реализации полномочий органов юстиции в отношении небюджетного нотариата является их совместное осуществление с Нотариальными палатами, что позволяет более квалифицированно и компетентно разрешать возникающие вопросы, с учетом интересов как государства, так и нотариального сообщества, сочетая государственный и профессиональный подходы.

185. — Совместная компетенция органов юстиции и палат. К совместной компетенции согласно Основам отнесено решение следующих вопросов. Орган юстиции совместно с нотариальной палатой:

· учреждает и ликвидирует должность нотариуса;

· определяет количество должностей нотариусов в каждом из нотариальных округов;

· изменяет территорию деятельности нотариуса;

· формирует квалификационную комиссию в соответствии с Положением о квалификационной комиссии под председательством руководителя юстиции;

· организует проведение конкурсов на вакантные должности нотариусов из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие должности;

· принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

· наделяет полномочиями лицо, временно замещающее отсутствующего нотариуса, по предложению замещаемого из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 2 Основ;

· осуществляет контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства.

8 Нотариальный вестник. 1998. № 10. С. 47.

d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.html


d:\111allrefs\temp-studopedia.ru135\%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2 - %D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8, 2003\B7442Content.htmlРаздел III. Профессиональная этика и контроль в нотариальной деятельности

Глава 8. Этика в деятельности нотариусов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: