Философия Нового времени

В рамках новой постсредневековой философии возникает два направления: английский эмпиризм – основателем считается Френсис Бэкон (!561 – 1626), ему предшествовал средневековый номинализм; европейский континентальный рационализм - Рене Декарта (1596 – 1650).

Основная цель эмпиризма - дополнить силлогистику Аристотеля новым методом - эмпиризмом. Если силлогистика идет от общих выводов к частным, то эмпиризм должен обосновать эти общие выводы (например, индукция, методы установления причинной связи). Бэкон считал, что невозможно познать многие явления, т.к. сознание человека уподобляется кривому зеркалу, таковым сознание делают идолы (призраки).

1. Идолы «пещеры» - это индивидуальные особенности людей, их пристрастия, психологический склад, наклонности.

2. Идолы театра, т.е. вера в авторитеты (например: влияние схоластики на познание в средние века).

3. Идолы площади (рынка) - проблемы, связанные с языком общения (например: неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений).

4. Идолы рода - коренятся в самой человеческой сущности (телеологизм). Преломление познания через культуру человека (рода) в целом.

Знание видов препятствий достижения объективного знания позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона создания научного метода. Необходимо также положительное учение о методе исследования. В истории науки четко выступают 2 пути или метода исследования: догматический и эмпирический. Догматический метод начинает с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи (дедуктивный метод). Догматик похож на паука («путь паука»), который из самого себя ткет паутину. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства, опирающиеся на эмпирические методы (наблюдение, измерение и эксперимент) - непогрешимый источник всякого знания. Наука есть опытное знание, и она состоит в применении рационального метода к чувственным данным («путь пчелы»).

Последователи эмпиризма Т. Гоббс (1588-1679), Д. Локк (1632-1704) распространили учение на социальную сферу. Первый утверждал, что главная философская проблема лежит не в плоскости гносеологии (учении о познании), а в социальной сфере, прежде всего это проблема общества и государства. В 1651 он публикует работу «Левиафан» («Чудовище»). Основная мысль: «человек человеку – волк», поэтому государство – та сила («чудовище»), которая поддерживает жизнеспособность общества, порядка и справедливости в нем.

Д. Локк впервые выдвинул идею государства, построенного на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Заслуга его несомненна, но не факт, что она результат применения эмпирических методов. Пусть он и утверждал, что «нет ничего в мыслях (разуме) человека; чего до этого не было в чувствах».

Основная проблема рационализма - преодоление раздвоенности души и тела, мышления и бытия. По мнению рационалистов (сторонников Р. Декарта), душевную раздвоенность можно преодолеть мышлением. Для этого необходимо:

1. рационально (с помощью мышления) объяснить существование бога как чистого духа;

2. рационально познать происхождение зла;

3. объяснить связь между свободой воли и природной необходимостью.

Результатом ответа на эти вопросы стали метафизические системы. Эти системы призваны отвечать на любые вопросы. Первую метафизическую систему предложил Декарт. Для него изначально душа и тело, мышление и бытие есть особенные, несовместимые вещи, т.е. существующие каждая сама по себе. Такая методологическая позиция называется – дуализмом.

«Что первично для человека? Душа или тело? Мышление или бытие?». Для Декарта мышление первично. «Мышление для меня более достоверно, чем тело, ибо того факта, что я сужу о теле, я не могу отбросить. Хотя и могу абстрагироваться (отвлечься) от того, о чем я сужу». Декарт утверждает, что фундаментальным достоверным фактом, подтверждающим приоритет мышления, является сомнение в истинности тех или иных высказываний. Если бы для человека было бы достоверно тело, а не мышление, то мышление не обладало бы свободой. Мысль в отличие от предмета («протяжения») свободна, следовательно, авторитет для нее губителен. «Я мыслю, следовательно, я существую».

Все, что является предметом нашего сознания (мышления по Декарту) рассматриваются либо как вещи, либо их свойства, либо как «вечные истины». Вечные истины - догматы церкви, математические положения. И мышление, и бытие имеют общую субстанцию, которую человек познать не может, поэтому для него мышление и бытие, неполноценные субстанции. «Под субстанциями я понимаю ни что иное, как некую вещь, не нуждающуюся для своего существования ни в чем другом, а именно Бог».

Человек имеет непосредственное отношение только к царствам мышления и природы (бытия). Эти царства имеют свои атрибуты, т.е. то, без чего они не могут мыслиться или существовать. Атрибутом мышления является свобода, природы - протяжение. Атрибуты имеют бесконечные модусы (от латинского - разновидности). Модусами мышления являются воображение, художественные произведения, логика, грамматика языка, произведения искусства и пр. Модусами протяжения - фигура, расстояние, хрупкость, вязкость и пр.

Р. Декарта считают «отцом новой философии», так как он является основателем современного рационализма, убежденного в философском суверенитете разума.

Европейский континентальный рационализм в лице Б. Спинозы (1632-1677) и Г. В. Лейбниц (1646-1716) пытался преодолеть дуализм Р. Декарта. Первый создал монистическую систему, основываясь на утверждении, что не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями. Тождество мышления и бытия осуществляется при этом с «помощью особым образом организованным телом человека». Второй предположил существование бесконечного множества субстанций – монад. Свою систему он назвал «монадологией».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: