Семинар 6.1. Понятие экономического цикла, фазы и типы экономического цикла. Взаимодействия мультипликатора и акселератора

Задания:

1. Прочитать в одном (или нескольких) учебнике раздел по теме семинара и написать конспект в объеме не менее трех страниц.

2. Выполнить в лекционной тетради задания, оставленные на лекции для самостоятельного изучения

3. Письменно ответить на вопросы (ответ на каждый – примерно 0,5 стр.):

3.1 В чем причина циклических колебаний экономики? Можно ли добиться плавного, нециклического характера экономического развития?

3.2 Охарактеризуйте четырехфазную модель экономического цикла и ключевые особенности входящих в нее фаз.

3.3 Охарактеризуйте роль кризиса в циклическом развитии экономики. Какова средняя продолжительность экономических кризисов? Назовите основные формы кризисов.

3.4 Назовите наиболее глубокие и продолжительные экономические кризисы XIX и XX вв.

3.5 Что представляют собой «длинные волны»

3.6 Циклы могут вызываться существенными изменениями как в совокупном спросе, так и в совокупном предложении.

a. Дайте графическую иллюстрацию и приведите примеры циклов обоих типов. Покажите, как эти виды циклов воздействуют на объем выпуска, инвестиции, цены и занятость.

b. Определите, какие из нижеследуюших явлений вызовут цикл со стороны спроса, а какие — со стороны предложения, и изобразите их действия с помощью модели AD-AS: резкое увеличение производительности труда в результате технологических достижений; использование новых предметов труда, позволяющих значительно сократить потребление металла в производстве товаров массового спроса; значительное сокращение государственных расходов на оборону в результате окончания "'холодной войны"; рост цен на нефть в результате скоординированных действий арабских стран, противодействующих давлению США на Ирак; разрыв хозяйственных связей между странами, входящими в интеграционную группировку, в результате резкой смены внешнеэкономической политики и стратегии.

Решить задачи:

Задача 1. Укажите, какие процессы относятся: а) к фазе спада, б) к фазе подъема.

1. Рост частных инвестиций. 2. Сокращение объема розничных продаж. 3. Сокращение прибылей. 4. рост товарно-материальных запасов фирм. 5. Рост налоговых поступлений. 6. Рост сбережений. 7. Рост уровня цен. 8. Сокращение объема производства. 9. Увеличение спроса на труд. 10. Падение курса акций. 11. Рост уровня безработицы. 12. Рост уровня занятости. 13. Увеличение суммы выплат пособий по безработице. 14. Сокращение дефицита государственного бюджета. 15. Рост профицита торгового баланса.

Задача 2. Укажите, какие показатели являются: а) проциклическими, б) контрциклическими, в) ациклическими:

1. Величина совокупного дохода. 2. Уровень деловой активности. 3. Объем экспорта. 4. Курс ценных бумаг. 5. Уровень цен. 6. Объем производства. 7. Величина расходов на покупку товаров длительного пользования. 8. Величина товарно-материальных запасов фирмы. 9. Прибыль фирм. 10. Уровень безработицы. 11. Величина инвестиционных расходов. 12. Объем экспорта. 13. Величина налоговых поступлений. 14. Дефицит государственного бюджета. 15. Спрос на труд. 16. Величина пособия по безработице. 17. дефицит торгового баланса. 18. Величина расходов на текущее потребление. 19. Уровень сбережений. 20. Величина чистого экспорта. 21. Сумма выплат пособий по безработице. 22. Сума пенсионных выплат

Задача 3. Денежная масса в экономике М в начале года составляла 172 млрд. руб., скорость обращения денег за период не менялась и была равна 0,8. Уровень цен также не изменялся. В конце года количество денег увеличилось в 1,5 раза. Определите величину роста (спада) экономики в процентах.

Задача 4.. В начале периода экономика характеризовалась следующими показателями: денежная масса в обращении — 100 млрд. руб.; уровень цен — 10 руб. за единицу продукта; скорость обращения денег — 0,6. К концу года аналогичные показатели изменились соответственно: 120 млрд. руб.; 15 руб.; 0,8. Определите изменение экономической динамики (спада или роста) в процентах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: